КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Тема: «Обобщение по теме: «Дворцовые перевороты»
Подготовила:
учитель истории
высшей квалификационной категории
Нестерова Виктория Викторовна
г. Новоалтайск 2024
Цель: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме:
«Дворцовые перевороты»
Задачи:
- закрепить и систематизировать знание основных дат, понятий, исторических личностей периода дворцовых переворотов; |
- развивать правильность употребления языковых средств и понимания значений слов как условие развития словесно – логического мышления и воображения; |
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала на уроке; |
- совершенствовать навыки речевого общения на уроках истории; |
- способствовать воспитанию у обучающихся, воспитанников интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к историческому прошлому нашего народа.
Планируемые результаты: Предметные: · Систематизировать материал об эпохе дворцовых переворотов; · формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; · формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности: гражданственности, патриотизма, гуманистических и демократических ценностей; · формирование умений применять исторические знания, понятий аппарат и приемы исторического анализа; · развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащиеся в различных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
|
Тип урока: урок развивающего контроля.
Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки
Словарь:
монарх (правитель) – глава государства,
переворот – смена правителей,
соратники – товарищи по работе,
кондиции – условия,
фаворит – любимец,
регент – временный правитель государства вместо монарха,
дворцовые перевороты – смена правителей при помощи гвардии.
Ход урока
№п/п |
Основное содержание. |
Ответы детей. |
Виды работ. |
Номер слайда. |
||
1. |
Организационный момент. - Здравствуйте. Сегодня у нас с вами на уроке гости. Поздоровайтесь! - Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет? Сегодня дежурный звук – Р - |
Сегодня … Сейчас будет урок истории. Сегодня дежурный звук |
|
|
||
2 |
Речевая зарядка -Р- - ара – соратники -аро – переворот - ари – товарищи соратники – товарищи Соратники - это товарищи по работе, борьбе. |
|
Коллективное чтение. Индивидуальная работа с учащимися. Отработка дежурного звука. |
|
||
3 |
Мотивация к учебной деятельности. «Тут кротко или строго царило много лиц. Царей не очень много, а более цариц» (Л.Н.Толстой) - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Тема нашего урока …
Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Дворцовые перевороты». Сегодня у нас с вами будет необычный урок, он будет в форме игры. Нам с вами предстоит разделиться на две команды. Каждая команда получает оценочный лист с заданиями. За каждый конкурс капитан команды будет проставлять баллы в оценочные листы. В конце урока капитаны команд подведут итоги и оценят результаты работы каждого ученика в целом. |
- О смене царей на престоле. - О дворцовых переворотах.
|
Работа с эпиграфом
Объяснение правил игры |
3
4
5 |
||
4 |
Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/ 1. Исторические портреты - О ком идёт речь? • взōшлά на престόл в результάте перевōрόта, ōрганизόваннōгō Мéншикōвым при пόмōщи гвάрдии. … не былά гōтόва управлять гōсудάрствōм самōстōятельнō.
Став императором в двух месячном возрасте и «процарствовав» год , всю оставшуюся жизнь провёл в заточении и погиб в 23 года при попытки освобождения из тюрьмы
• Дочь Петра I, свергла младенца с престола и правила страной 20 лет Сын царéвича Алексéя Петрόвича; внук Петрά Пéрвōгō. Вступúл на престόл пō завещάнию Екатерúны Пéрвōй .
… – племянница Петрά I. В 1710 гōдý вышла зάмуж и уéхала в Курляндию. Верхόвный тάйный сōвет предлόжил ей стать правúтельницей, éсли ōна пōдпúшет кōндúции.
• Гвардéйские пōлки внеслú … на трон, как кōгдά-тō – Елизавéту
• Пōведéние имперάтōра, егό любόвь к нéмцам ōттōлкнýлō рýсскōе двōрянствō. Цάрствōвάл … всегό пол гόда и был свéргнут в результάте перевōрόта, душόй кōтόрōгō былά егό женά Екатерúна Алексéевна.
2. Расположите в хронологической последовательности время событий • Правление Екатерины II • Правление Петра III • Правление Елизаветы Петровны • Правление Петра II • Правление Екатерины I • Смерть Петра I • Правление Анны Иоановны • Правление Ивана VI Антоновича
3 - Соотнесите дату и событие.
4. Словарь • главά гōсудάрства. • тōвάрищи пō рабόте, бōрьбé. • условия. • врéменный правúтель гōсудάрства на период малолетства или болезни наследника престола • смéна правúтелей, при пόмōщи гвάрдии. • любимец. 5. Найдите ошибку в тексте. После смерти Петра ll встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Было решено усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол ей направили кондиции (условия). Дворяне поддержали эти требования. Приехав в Москву, Екатерина II подписала кондиции, после этого она стала императрицей. 6 Тест Выбери один правильный ответ Начало эпохи дворцовых переворотов связано с: • началом правления Екатерины II • воцарения Елизаветы Петровны • началом правления Петра II • Со смертью Петра I В 1726 году Екатерина I учредила • Кабинет министров • Сенат • Верховный тайный совет • Земский собор В ночь на 25 ноября 1741 года, она явилась в казармы Преображенского полка и. призвав солдат послужить ей так, как они служили её отцу, поехала к Зимнему дворцу. Так началось правление • Екатерины I • Елизаветы Петровны • Екатерины II • Анны Иоановны Почему правителю Ивану Антоновичу требовался регент? • Правитель был иностранного происхождения • Правитель был болезненным • Регенство было закреплено условиями договора его вступления на престол • Правитель был малолетним, поэтому для правления требовался регент Главной причиной частоты и лёгкости дворцовых переворотов было: • Наличие законного порядка наследования престола • Усиление роли гвардии в государственных делах • Отсутствие борьбы за власть • Снижение роли дворянства в государственных делах Эпоха дворцовых переворотов была завершена с воцарением: • Екатерины I • Елизаветы Петровны • Екатерины II • Павла I |
Екатерина 1
Иван 6 Антонович
Елизавета
Пётр 2
Анна Ивановна
Екатерина 2
Пётр 3
• Смерть Петра I • Правление Екатерины I • Правление Петра II • Правление Анны Иоановны • Правление Ивана VI Антоновича • Правление Елизаветы Петровны • Правление Петра III
Монарх Соратники Кондиции Регент
Дворцовые перевороты Фаворит |
Работа в группе по карточке
|
6
7
8
9
10
11
12
13
14 15
16 17 18
19 20-26
27 28
30-36
|
||
9 |
Итог урока. Какой урок сейчас был?? Вам понравился урок? Как мы работали на уроке? Сколько баллов набрала команда девочек? мальчиков? Капитаны команд дают оценку работы каждого члена команды. |
|
37 |
|||
10 |
Домашнее задание |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.