Обобщение знаний о составе слова
Оценка 4.8

Обобщение знаний о составе слова

Оценка 4.8
docx
13.02.2021
Обобщение знаний о составе слова
Обобщение знаний о составе слова.docx

Конспект урока русского языка

на тему : «Обобщение знаний о составе слова».

 

Тема: Обобщение знаний о составе слова. Словарный диктант

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;

Цель урока: закрепить умение находить в словах значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание, основу

Задачи:

образовательные:

-совершенствовать умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу

-проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание, корень;     

-закрепить полученные знания по теме;

развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

-совершенствовать умения выступать и защищать свою точку зрения;

-развивать коммуникативные качества;

-развивать познавательный интерес;

 воспитательные:

-вовлечь в активную деятельность;

-формировать гуманные качества личности;

-совершенствовать навыки общения.

УМК: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1,2.  М.: Просвещение, 2012, (Школа России)

 

 Оборудование: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, карточка с заданием № 1, 2, 3

 

Эскиз доски:

 

Четырнадцатое ноября.

Классная работа.

Друзья под…рили Тане к…тёнка.

 

 

 

Ход урока

 

Этапы, методы и приемы работы

Содержание

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

-установка на внимание;

-психологический

настрой

 

1 мин

 

 

- Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

-Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

 

Регулятивные УУД:

-психологический настрой каждого ученика на успешность обучения

Личностные УУД:

- наличие учебно-познавательной мотивации

2. Проверка домашнего задания

-грамматический разбор,

-взаимопроверка,

-самоконтроль

 

 

 

2 мин

 

-Открываем тетради. Будем проверять домашнее задание.

-У кого – нибудь домашнее задание вызвало затруднение? (ответы обучающихся)

-Что было задано на дом?  (с. 96 упр. 181)

-Что необходимо было сделать? (Прочитать памятку 5 «Как разобрать слово по составу» (с.146). Пользуясь образцом, разобрать по составу слова)

-Обменяйтесь тетрадями. У нас будет взаимопроверка.

-Что нужно знать для того, чтобы выполнить домашнее задание? (Нам нужно знать алгоритм состава слова)

-Я тоже выполнила это задание, проверьте меня.

72e6284405c4

-Молодцы!

-Пропустите нужное количество строчек. Запишите число, классная работа.

Предметные УУД:

-определение степени усвоения теоретических знаний, полученных на предыдущем уроке (или уроках), уровня сформированности умений и навыков, овладения способом деятельности с языковым материалом;

3. Орфографическая минутка

-списывание с готового образца;

 

 

2 – 2,5 мин

 

 

 

 

 

 

-Начнем с минутки чистописания.

-Посмотрите образец на первой строчке. Напишите ее безотрывно до конца строки.

-Посмотрите на вторую строчку.

-К слову «кот» запишите однокоренные слова с суффиксами -ик-, -ищ-.

-А что же такое однокоренные слова? (однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

Рисунок1

-Какие слова у вас получились? (Котик, котище)

-Молодцы.

-Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. -Выделенное слово разбирите по составу.

Друзья под…рили Тане к…тёнка.

 

-Проверяем. (в слове подарили вставили букву «а», проверочное слово дар, в слове котенок вставили букву «о», проверочное слово кот)

-Молодцы!

Предметные УУД:

-выделение существенных признаков изучаемых языковых явлений, понятий, правил

-совершенствование каллиграфического и графического навыка;

-овладение рациональным способам соединения букв;

-овладение ритмичным, скорым письмом;

-овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований;

-правильное воспроизведение букв, соблюдение наклона, одинаковой высоты и ширины букв;

 

4.

Мотивация учебной деятельности

-ситуативное задание

5. Постановка учебной задачи

-проблемный вопрос

 

1,5 мин

 

 

-Ребята, такие же третьеклассники, как и вы, Аня и Ваня разбирали слова по составу. Учитель сказала, что ребята допустили ошибку в выполнении этого задания, но они не могут её найти. Давайте поможем им.

-Рассмотрите схемы слов.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/08/01/s_59803209088f7/667087_3.png

 

-Для того, чтобы им помочь, что мы должны с вами вспомнить? (все части слова)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (ответы обучающихся)

-Сформулируйте тему нашего урока? (ответы обучающихся)

-Правильно. Молодцы!

-Кто может сформулировать цель нашего урока? (повторить значимые части слова)

-Совершенно верно. Сегодня мы обобщим наши знания о значимых частях слова и повторим словарные слова.

Личностные УУД:

-проявление интерес к изучению темы;

-проявлять желание помочь Ане и Ване найти ошибку в задании;

 

 

 

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-умение отвечать полным ответом

6. Повторение изученного материала

-аналитическая беседа;

-выполнение упражнений;

- сравнение, сопоставление, анализ языковых явлений;

-решения грамматико -  орфографических задач;

-формулирование выводов, обобщений;

-работа с карточками;

 

5,5 -6 мин

 

 

 

-Какие части слова вы знаете? (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова)

-Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

 

Алгоритм

  1. Выделяем окончание (изменяем слово)
  2. Выделяем основу слова
  3. Выделяем корень (подбираем однокоренные слова)
  4. Выделяем приставку (если есть)
  5. Выделяем суффикс (если есть)

 

-Молодцы. Всё верно.

-Положите перед собой карточку № 1. Внимательно прочитайте слова.

 

Карточка №1

 

Водяной, вода, водить, подводный

 

 

-Какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово «водить», т.к. другое лексическое значение)

-Зачеркните это слово.

-Давайте разберем эти слова по составу.

-Наше первое действие – выделяем окончание.

-Давайте вспомним, что такое окончание? (Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слов)

-Выделите окончание в словах.

-Какие окончания вы выделили?  (-ой, -а, - ый)

-А если в слове нет окончания? Как оно называется? (нулевое)

 

Карточка №1

 

Водяной, вода, водить, подводный

 

 

-Что мы делаем дальше? (выделяем основу слова)

-Что же такое основа слова? (Это — часть слова без окончания. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание)

-Выделите основу слова в словах.

-Какую основу слова вы выделили? (Водян-, вод-, подводн-)

 

Карточка №1

 

Водяной, вода, водить, подводный

 

 

-Молодцы. Всё верно.

-Что мы делаем дальше? (выделяем корень)

-Что такое корень слова? (Корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти в слове корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть)

-Выделите в словах корень.

-Какой корень вы выделили? (вод-, вод-, -вод-)

 

Карточка №1

 

Водяной, вода, водить, подводный

 

 

-Какие значимые части еще мы с вами не повторили? 

 (приставку и суффикс)

-Давайте повторим, что же такое приставка и суффикс? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы найти в слове приставку, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами)

-Выделите суффикс и приставку в словах.

-Какую приставку вы выделили? (приставка «под-» в слове «подводный»)

-Суффикс? (суффикс – ян-, в слове водяной, суффикс –н, в слове подводный)

-Молодцы. Всё верно. 

 

Предметные УУД:

 

 

-повторение теоретических сведений;

-осуществление связи

с ранее изученным;

-актуализация опорных знаний, способов деятельности

 

 

 

 

Предметные и познавательные УУД:

 

-наблюдение, анализ, сравнение, классификация, группировка языковых явлений, выявление закономерностей, установление признаков;

 

 

 

-выделение существенных признаков изучаемых языковых явлений, понятий, правил;

 

 

 

 

-нахождение способов определения (различения) языковых единиц;

 

 

 

 

-формулирование обобщений, выводов по результатам наблюдений над языковым материалом и др.

 

 

-выделять графически основу слова, приставку, корень, суффикс, окончание;

 

 

Коммуникативные УУД:

 

 

-умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-умение отвечать полным ответом

7.Физкультминутка

 

1 мин

 

 

 

 

Личностные и предметные УУД:

-снятие психофизической напряжённости с речевым озвучиванием; развитие артикуляции и постановка речевого дыхания; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

8. Закрепление понимания нового понятия

-аналитическая беседа;

-выполнение упражнений;

- сравнение, сопоставление, анализ языковых явлений;

-решения грамматико -  орфографических задач;

-формулирование выводов, обобщений;

-работа с учебником

-самостоятельная работа

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-7 мин

 

 

-Откройте учебник на с. 97. Выполним упр. 183.

-Прочитайте задание.

-Что мы будем делать? Составим план работы. (дети составляют план действия)

План:

1. Читать и объяснять лексическое значение

2. Запишем слова в порядке расположения схем.

4. Разберем слова по составу

99

-Прочитайте слова. Объясните их значение.

(Звёздочка - уменьшительное от слова звезда:

подсвечник - подставка для свечи или свечей,

оленята -детеныш оленя,

пришкольный – расположенный, находящийся около школы. Пришкольный участок.

почки – почки деревьев, человеческий орган,

зёрнышко - уменьшительное от слова зерно,

заморозки - легкий утренний (или ночной) мороз весной или осенью,

подорожник - луговая трава с широкими листьями и мелкими цветками в соцветиях в виде колоса, растущая преимущественно около дорог,

облако - скопление взвешенных в атмосфере мелких капель воды или ледяных кристаллов,

дочка - девочка/женщина по отношению к своим родителям,

кормушка - приспособление (в виде ящика, корыта и т. п.), в которое закладывается корм для животных, поездка - пребывание в езде; короткое путешествие.

-Слова будете записывать в три столбика соответственно схемам. Слова, которые подходят к первой схеме, записываем в первый столбик, слова, которые подходят ко второй схеме, во второй столбик, слова, которые подходят к третьей схеме, в третий столбик.

-Кому задание не понятно? (ответы обучающихся)

-Выполняем данное упражнение самостоятельно в своих тетрадях.

(самостоятельная работа)

-Закройте тетради, положите на край парты.

-Давайте вспомним, какую ситуацию мы рассматривали в начале урока? (мы хотели помочь ребятам)

-Вот теперь, после того, как мы всё повторили, мы можем помочь ребятам Ане и Ване. (ответы обучающихся)

-Где допустили ребята ошибку? (не правильно расположили значимые части слова в схеме во второй схеме)

-Докажите! (ответы обучающихся)

-Правильно расположите значимые части в схеме.

-Молодцы.

-Еще мы должны повторить словарные слова. Положите перед собой карточку № 2. У нас кроссворд. Я буду читать лексическое значение слова, а вы будете записывать ответ.

(учитель диктует лексическое значение слова, обучающиеся заполняют кроссворд)

1.      Злак, зёрна, которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу. (овес)

2.      Разгадать вам здесь придется,

Как лесной тот плод зовется,

Что на дереве растет,

Да и белочка грызет! (орех)

3.      Третий день недели. (среда)

4.      Это летательный аппарат, с помощью которого человек получил возможность побывать в космосе. (ракета)

5.      Лиственное дерево с белой корой. (берёза)

6.      На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (алфавит)

7.      Число, предшествующее 9. (восемь)

8.      На ИЗО с тобой пойдем

И с собой его возьмем.

В чем мы будем рисовать?

Как назвать мне ту тетрадь? (альбом)

9.      Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит на улице ...(погода)

10.  Над землёй зелёный хвост,

Под землёю красный нос.

Зайчик уплетает ловко...

Как зовут её? ...(морковь)

11.  Это день торжества, в честь или в память кого-нибудь или чего–нибудь. (праздник)

 

-Положите карточки на край стола.

 

Предметные УУД:

 

-оперирование терминами и понятиями в практической деятельности;

 

 

 

-практическое применение теоретических знаний, выводов на новом языковом материале.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

 

-умение в полной мере выражать свои мысли

 

 

 

-умение аргументировать свой ответ

 

 

 

9. Обобщение

 

-беседа

1 мин

 

-Наш урок подходит к концу.

-Чем мы занимались сегодня на уроке? (ответы обучающихся)

 

 

Предметные и познавательные УУД:

-формулировка выводов на основе полученных знаний, сформированных умений, приобретённого опыта;

-построение ответов на вопросы по изучаемому материалу.

-выявление степени осознанности полученных знаний;

10. Домашнее задание.

 

1 – 1,5 мин

 

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 97. Упр. 184. Посмотрите, какие задания вам предлагаются.  Задайте вопросы, если что-то не понятно. (ответы обучающихся)

Регулятивные УУД:

-осознание содержания и требований к выполнению домашнего задания.

 

11.Подведение итогов 

обобщающая беседа

 

Рефлексия.

-самооценка деятельности уч-ся;

-беседа

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

-Положите перед собой карточку под № 3. Закончите предложения:

 

 

ФИ___________________________________

 

Мне понравилось____________________________

Урок помог мне_____________________________

Для меня было сложным_______________________

 

Сегодня на уроке я был:

  • активным,
  • затруднялся разбирать слова по составу,
  • не совсем справлялся с заданиями,
  • могу помочь одноклассникам по этой теме

 

-Вы сегодня на уроке были активны, старались правильно отвечать на вопросы, делать выводы. Особо я хочу отметить работу следующих учеников...

-Спасибо за урок!

Регулятивные УУД:

-краткая характеристика результатов проведённой на данном уроке работы

-рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)

 


 

Конспект урока русского языка на тему : «Обобщение знаний о составе слова»

Конспект урока русского языка на тему : «Обобщение знаний о составе слова»

Открываем тетради. Будем проверять домашнее задание

Открываем тетради. Будем проверять домашнее задание

Мотивация учебной деятельности -ситуативное задание 5

Мотивация учебной деятельности -ситуативное задание 5

Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слов) -Выделите окончание в словах

Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слов) -Выделите окончание в словах

Выделите суффикс и приставку в словах

Выделите суффикс и приставку в словах

Откройте учебник на с. 97. Выполним упр

Откройте учебник на с. 97. Выполним упр

Знает каждый грамотей. (алфавит) 1

Знает каждый грамотей. (алфавит) 1

Подведение итогов обобщающая беседа

Подведение итогов обобщающая беседа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021