Обобщение знаний об имени существительном как части речи
Оценка 4.7

Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Оценка 4.7
docx
29.03.2023
Обобщение знаний об имени существительном как части речи
Имя существительное.Обобщение 2 класс.docx

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель:

Формирование ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности  по овладению умениями распознавать существенные признаки имён существительных и  самостоятельно подбирать имена существительные по определённым группам.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; определять грамматический признак имён существительных – число; изменять существительные по числам. Получат возможность научиться: подбирать имена существительные

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; наблюдать и объяснять, как связаны между собой данные задания  представленные в одной цепочке.

Оборудование:

-В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 2.

- тетрадь

- электронные физкультминутки

Компьютер, мультимедиа проектор, листы с заданиями по группам, карточки для парной работы, солнышко с грамматическими признаками существительных, смайлики для рефлексии

 

 

Ход урока.
I. Организационный момент.

- Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. И прежде чем начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.

1.Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

2.Психологический настрой на урок

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 2,3).

-Что хотим получить от урока? (высказывания детей)

3.Работа над девизом урока

Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока( По периметру класса расклеены слова пословицы)

Повторение - мать учения.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать учения» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.

- Как вы думаете, чем на уроке сегодня будем заниматься?

(Повторять) (СЛАЙД 2)

 

II. Актуализация знаний, определение темы урока.

1. Запись в тетради: число. Классная работа.

А сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

Чтоб проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

 

2. Чистописание. (На слайде)

СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе

- Какие буквы видите? (Заглавные и строчные)

- Какая буква лишняя? (ь)

- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)

- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.

- Какое слово получилось? (существительное)

- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)

3.Определение темы урока

Теперь мы можем сделать вывод, как называется тема нашего урока?

«Повторение об имени существительном»

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Вы со мной согласны? Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Мы узнаём что-то новое, что-то интересное).

Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их. Но этот сундучок со знаниями должен быть у каждого из вас.

Сегодня мы пополним наш сундучок знаний. Мы изготовим схему- опору об имени существительном, чтобы в любой момент, если что-то подзабыли, могли себе напомнить с помощью этой схемы. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие на облаках к солнышку с красивым названием «Имя существительное».

Давайте убедимся все друзья,

Что нам без существительных никак нельзя!

III. Планирование предстоящих действий:

Давайте наметим план наших действий, как мы будем работать, чтобы всё успеть повторить, чем будем заниматься?

Сегодня мы будем:

Наблюдать замечать размышлять делать выводы (на доску – слова-карточки)

- а ещё мы изготовим для себя схемы- опоры об имени существительном. Чтобы вы могли в любую минуту воспользоваться ними и вспомнить, если что-то подзабыли.

 

IV.Обобщение и систематизация знаний

1. Словарная работа.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый……воробей.

 

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Заяц

 

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом. Карандаш

 

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.  Капуста

 

Летом ходит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  Медведь

 

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Помидоры)

Как на нашей грядке вырос для загадки – 
Сочный, да крупный, вон какой круглый. 
Летом зеленеет, К осени краснеет.  Помидор

Прочитайте все слова. Что они обозначают? Предмет появляется на доске солнышко с первым лучиком

На какие вопросы отвечают? Отвечает на вопросы…(кто? что?)

Как называются эти слова? …(имя существительное) (на доске солнышко с надписью имя сущ. , клею лучик - кто? что?)

Так что же такое Имя существительное?

У вас на столах заготовки схем – опор. Возьмите солнышко и наклейте на карточку. Теперь приклейте первый лучик как у меня на доске.

2. Признаки имён существительных

а) Одушевлённые и неодушевлённые

На какие две группы можно разбить эти слова?

Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями)

Какие существительные относим к одушевлённым?

К неодушевлённым?

Запишите слова в 2 столбика. Проверьте по шаблону.(на слайде)

Наклейте лучики к своему солнышку

б) Собственные и нарицательные

И опять нужно внимание -

Очень важное задание.

Прочитайте предложение,

Примите важное решение.

Посмотрите, что и как,

Что–то здесь, друзья, не так.

 

Домик для скворцов смастерил алёша скворцов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Какие имена существительные относятся к собственным?(имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.)

Все остальные имена существительные относятся к нарицательным. (лучик)

Запишите предложения правильно. Подчеркните грамматическую основу.

Карточка:

страна - ….,
город - ...,

имя - …,

- выполните задание на карточках и проверьте друг друга

3. Физминутка. . «Одушевленное и неодушевленное»

Называю существительные. Если одушевленное – показываете движения этого предмета,

неодушевленное- присели.

Сорока, берёза, заяц, туча, скрипач, футболист, мяч, портфель, писатель.

 

в) Изменение по числам (работа в парах)

Найди лишнее слово. Запиши. Объясни 
1. Шапки, носки, сад, яблоки
2. Папа, трава, парты, книга

Вывод: имена существительные изменяются по числам

Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в ед.числе

Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или несколько предметов) (лучик)

Вот мы и изготовили себе помощника на уроки русского языка.

Рассмотрите свои схемы-опоры. Покажите их мне и гостям.

Как вы думаете, пригодится вам эта карточка?

Когда? Где мы её будем применять? (когда будем делать грамматический разбор имени существительного)

- Игра «Единственное и множественное число»

1рука- ед.ч. 2 руки – мн.ч.

тетради, учебник, Оля, муравьи, Тамань, урок, ромашки, снежинки.

-Прочитайте слова на карточке 3, какой частью речи они являются? Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

Ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинка

Измените их число.- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном? Как изменяются?(Имена существительные изменяются по числам)

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

Настроенье каково? (Во!)

Все такого мнения? (Да!)

Все без исключения? (Да!)

У Артема как дела?

У Марии как дела?

У Алёши как дела?

Как же здорово, друзья!

Такое же настроение у меня!

2.

Оцените свою работу на уроке маленьким солнышком.

Мне было легко - https://fsd.videouroki.net/html/2019/02/17/v_5c699e7d9101f/v99729272_0_1.png

 

Было немного трудно - https://fsd.videouroki.net/html/2019/02/17/v_5c699e7d9101f/v99729272_0_2.jpeg

Ничего не понял - https://fsd.videouroki.net/html/2019/02/17/v_5c699e7d9101f/v99729272_0_3.jpeg

 

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Давайте закончим наш урок стихотворением

Читает ученик

Имя Существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное Имя Существительное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.


 

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Ход урока. I. Организационный момент

Ход урока. I. Организационный момент

Какие буквы видите? (Заглавные и строчные) -

Какие буквы видите? (Заглавные и строчные) -

Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует,

Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует,

Посмотрите, что и как, Что–то здесь, друзья, не так

Посмотрите, что и как, Что–то здесь, друзья, не так

Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или…

Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или…

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023