Урок № 15 Дата ___________Конспект урока по предмету Мир природы 1 класс.
Тема: Обобщение знаний по теме «Осень».
Цель: Закрепление представлений детей о характерных особенностях осеннего сезона, об осенних изменениях в природе, жизни растений и животных.
Задачи:
- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; научить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы
- развивать навык полного ответа на поставленный вопрос, связную речь; обогащать словарный запас; умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.
Оборудование: иллюстрации на тему «Осень», Времена года», ноутбук.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1. Психологический настрой.
2. Готовность к уроку.
- Правила посадки, проверка готовности рабочего места.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа.
– Какое сейчас время года?
– Назовите осенние месяцы.
- А какой сейчас идёт осенний месяц?
– Что происходит осенью в природе?
- Какая бывает погода осенью?
– Какая погода была в конце сентября? Какие были дни: холодные или теплые? Солнечные или пасмурные, дождливые? Тихие или ветреные?
– Изменилась ли погода в октябре? Стало теплее или холоднее?
– Как выглядели деревья и кусты в сентябре? В октябре?
– Что стало осенью с насекомыми?
– Что происходило с птицами?
–Какие изменения произошли в природе, в жизни зверей и птиц?.
- Какое время года наступит после осени?
- После какого времени года наступает осень?
- Какую одежду вы носили летом? А сейчас?
III. Сообщение темы урока.
IV. Изучение нового материала:
Конкурс № 1 «Загадки».
Мы начинаем нашу викторину об осени. Первый конкурс – конкурс загадок.
1. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.(Осень).
2. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? (Листопад).
3. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь).
4. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней).
5. Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь).
6. Клесты, чечётки прилетают,
Все звери шубки поменяли,
Подходит осень уж к концу,
Лес приготовился ко сну! (Ноябрь).
7. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никому не годный. (Мухомор).
8. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда. (Бледная поганка).
9. Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая. (клюковка).
10. Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника).
Конкурс № 2 «Бывает – не бывает».
Второй конкурс называется «Бывает – не бывает». Я вам буду зачитывать предложения, которые я сочинила про осень. Вы совещаетесь командой и даете ответ: да – если такое осенью бывает, нет – если такого осенью не бывает. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
1. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ и объяснение).
2. Осенью везде слышится пение птиц. Да или нет?
3. Осенью люди надевают резиновые сапоги и куртки. Да или нет?
4. Осенью может пойти снег. Да или нет?
5. Для того, чтобы собирать чернику, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет?
6. В ноябре в лесу можно увидеть змей, которые охотятся на лягушек. Да или нет?
7. Картофель, свёкла и редиска называются корнеплодами, потому что растут в земле. Да или нет?
8. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет?
9. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?
10. Медведь во время зимней спячки сосёт лапу, потому что очень хочет есть. Да или нет?
Конкурс № 3 «Сбор урожая». (Физминутка)
А сейчас пришло время размяться. Поиграем в игру «Сбор урожая».
Команды строятся двумя колоннами за обозначенной чертой. По всему ковру разложены муляжи овощей и фруктов. Возле каждой команды стоит пустая корзина. Одна команда собирает в свою корзину овощи, другая – фрукты. По сигналу ведущего эстафета начинается. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
Конкурс № 4 «Блиц опрос по теме осень»
1.Назовите четыре времени года?
2.После какого времени года наступает осень?
3.Какие осенние месяцы вы знаете?
4.Какие в осеннее время года выпадают осадки?
5.Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
6.Как называют людей, которые занимаются выращиванием овощей?
7.Чем занимаются садоводы?
2.Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Конкурс № 5 «Четвёртый лишний».
- А сейчас – внимание на экран. Наш следующий конкурс «Четвёртый лишний». Команды по очереди выполняют задание. Из четырёх картинок вы должны выбрать ту, которую считаете лишний по какому-либо признаку. Напоминаю, что наша тема – осень. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
V. Закрепление пройденного материала.
А теперь угадайте, кто это? Мы получили телеграммы из леса.
1-я телеграмма.
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.
2-я телеграмма.
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать на всю зиму ложиться.
3-я телеграмма.
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу и не тужу. Выручают меня нос и чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» - гляжу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.
Заключение.
- Да, наши леса невозможно представить без птиц и животных. Но люди охотятся на птиц и зверей, разрушают их привычный дом, вырубая леса, распахивая степи и осушая болота. И их становятся всё меньше. Многих из них мы уже никогда не увидим. А чтобы этого не произошло с остальными, нам надо научиться беречь и охранять их.
В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других животных ограничена. Создаются заповедники, где природа неприкосновенна. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Все эти редкие растения, насекомые, птицы и звери занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. КРАСНАЯ КНИГА информирует какие растения и животные в опасности. Призывает изучать природу. Предупреждает, что, то или иное растение и животное в беде – его нужно охранять.
VI. Итог:
- О чём мы говорили на уроке?
- Что вам понравилось на нашем занятии?
- Что вы узнали нового?
- Осенью часто идут дожди. Как одеты люди во время дождя?
- Почему они его не боятся? (Во время дождя люди надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонты.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.