Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Оценка 4.6

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
04.10.2018
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Я публикую разработку урока русского языка , по теме "Фонетика", обобщение изученного. В начале урока мы работаем всем классом над заданием "Расставить ударение",после беседа по вопросам с классом, плавно переходим к работе в тетради с тренировочными упражнениями. в конце урока подводим итоги, выставляем оценки и записываем домашнее задание.Разработка урока п теме "Фонетика", обобщение изученного.
Обобщение изученного по теме.docx
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5­й класс  Обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных детьми в период изучения  фонетики.  Систематизация полученных знаний, выявление первичных связей фонетики и  графики с орфографией и орфоэпией.  Наблюдение за развитием речевого слуха, языкового чутья в фонетическом аспекте. 1). На доске написаны слова, в которых надо расставить ударение.  Столяр (столя р), квартал (кварта л), процент (проце нт), инструмент (инструме нт),  ′ документ (докуме нт), средства (сре дства), алфавит (алфави т), красивее (краси вее),  каталог (катало г). ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ­ Произнесите данные слова, усиливая голосом ударный слог. Место ударения в эти словах  надо запомнить. 2). Вводная беседа учителя. Что такое фонетика? Фонетика (от греческого Phonetike < phone – звук) – раздел языкознания, изучающий  способы образования, акустические свойства звуков человеческой речи. Как образуются звуки речи? (Сообщение одного ученика об органах речи, участвующих в звукообразовании,  практическое наблюдение за образованием гласных, согласных, звонких, глухих, тихой  речи и громкой). 3). Тренировочные упражнения: наблюдение над образованием и ролью гласных,  звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных. А). Найти в тексте А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне” слова с подчеркнутой  артикуляцией звуков: (и молва трезвонить стала) [а], [о]; (только видит, вьется вьюга) [и],  [у]; (отвечает ветер буйный) [й], [у]. Учащиеся читают текст, находят выделяемые гласные и объясняют их роль в звучащей  речи; Б). Привести как можно больше примеров скороговорок и звуковых загадок, в которых  выделяются звонкие согласные.  Дети приводят пример и называют выделенные согласные, наблюдают за их образованием,  характеризуют; В). Найти в предложениях, написанных на интерактивной доске, слова, в которых буквы  написаны неверно. К каждому предложению подобран рисунок  ­ Закричал охотник: “Ой!”. Двери гонятся за мной. (Звери) ­ Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей) ­ Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (Коне) ­ На пожелтевшую листву роняет лев свою листву. (Лев) ­ Посмотрите­ка, ребятки, Раки выросли на грядке (Маки). Г). Проанализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание  на их смыслоразличительную роль, например: лук – люк, мол – мел, удар – ударь, жар –  жарь. Д). Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить: ­ из слова лен – цифру (ноль); ­ из слова лей – название дерева (ель); ­ из слова май – название лодки (ял); ­ из слова люк – большой мешок (куль); ­ из слова ток – домашнее животное (кот). Е). Укажите, в каком слове надо писать мягкий знак: вин__тик, помощ__ник, воз__мем, ноч__ной. А в каком слове “ь” обозначает мягкость согласного? Намажьте, ничья, Поменьше, пустошь Особое внимание обращается на всегда мягкие и всегда твердые согласные.  Твердые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].  Мягкие непарные согласные: [ч], [щ], [й] 4). Записать в транскрипции на интерактивной доске слова, диктуемые учителем. Поваляться, косьба, хоровод, паровоз, пароход, молодежь, морковь. Вопрос учителя: Какие возможны здесь ошибки, и какими фонетическими законами они вызваны? Ответ: Произношение безударных гласных не совпадает с их написанием, орфоэпические нормы  произношения глаголов на – тся, ­ться. Вывод: Звучание и написание часто не совпадают. 5). Как называются правила письма, правильное письмо? (Орфография). А как называются правила произношения? (Орфоэпия).  А) Прочитать данные на доске тексты согласно орфоэпическим правилам и подчеркнуть те места, которые резко расходятся на письме с произношением. 1. Белолица, черноброва,  Нраву кроткого такого. 2. Кажется, шепчут колосья друг другу: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли…  (Упражнение выполняют учащиеся двух групп. Остальные хором повторяют за ними  выделенные слова). Б). Один ученик наизусть читает две загадки, отгадки на которые с правильным ударением  дети произносят всем классом: Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог, В ней бывает картотека, специальный … Буквы – значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, и называется все … 6). А что такое алфавит и для чего он нужен в жизни? По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В  алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия  учреждений, фамилии авторов в библиотечной картотеке. А). В спроецированном на доске тексте пропущены буквы. Вставьте буквы и расположите в алфавитном порядке названия вещей, которые сдавала дама.  Дама сдавала в б..га.. Д..ван, ч..м..дан, с..квоя.., К..ртинку, к..рзинку, к..ртонку И маленькую с..бачонк.. Б). Почему в слове “сдал” пишется буква “с”, а произносится звонкий согласный звук [з]?  Напишите развернутый ответ. 7). В русском алфавите есть буквы, которые не обозначают никаких звуков, а есть  такие, которые иногда обозначают два звука. Не обозначают звуков буквы ъ, ь Обозначают два звука буквы е, ё, ю, я в следующих случаях: ­ стоят в начале слова: яма ­ [jaма] ­ после гласного: поел ­ [пajэл] ­ после разделительного ъ, ь: пью ­ [п’jу] 8). А теперь давайте вспомним порядок фонетического разбора слова. Запишем на  доске и в тетрадях фонетический разбор слова “ёлка”. Порядок разбора. 1. Разбить слово на слоги.  2. Записать слово в транскрипции 3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных) 4. Охарактеризовать гласные звуки 5. Охарактеризовать согласные звуки 6. Установить соответствие количества букв и звуков. Ёлка 1. В слове ёлка 2 слога: ёл­ка 2. [й’олкь] 3. В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ь], 3 согласных: [й], [л], [к]. 4. Звук [о] – ударный, звук [а] – безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на  его месте произносится [ь] после твердого согласного. 5. Звук [й’] – звонкий, мягкий, непарный; [л] – сонорный, твердый, имеет пару по  звонкости/глухости [к] ­ [г], по мягкости/твердости ­ [к] ­ [к’]. 6. В слове ёлка 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква ё передает два звука ­ [й] и [о], так  как она употребляется в начале слова.  9). Устное выполнение тестовых заданий по теме “Фонетика”. (Тесты у каждого  ученика).  ­ Найдите слова, в которых есть мягкие согласные: а) жир; б) шоссе; в) плащ; г) цех; д) вопрос; е) съезд Ответ: в), е). ­ Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: а) июль; б) праздник; в) каменный; г) бульон; д) после; е) ельник Ответ: б), г) ­ Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных в корне слова: а) разжег; б) просьба; в) подтолкнул; г) конечно; д) малышка; е) подружка Ответ: а), в); г), е). ­ Найдите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков: а) юннаты; б) появилось; в) местный;  г) объявление; д) съест; е) рассчитать Ответ: а). д). ­ Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных: а) гараж; б) записка; в) выставка; г) лепешка; д) сделать; е) молотьба Ответ: д), е). В каком слове все согласные звуки мягкие: а) щадить; б) заняться; в) сорить; г) щелкать. Ответ: а).  ­ Распределите фамилии в алфавитном порядке: Чижов Чехов Толстой Юрский Юрская Ответ: 1. Толстой 2. Чехов 3. Чижов 4. Юрская 5. Юрский 10). Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.  Вслушиваясь в звучащую речь, мы не только совершенствуем свой речевой слух, но и  обращаем внимание на звуковое оформление своей и чужой речи, что важно для  формирования культуры речи и грамотного письма.  Домашнее задание. Из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” выписать 4 слова, в которых буквы  обозначают два звука, и произвести их фонетический разбор.

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2018