Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
04.10.2018
Я публикую разработку урока русского языка , по теме "Фонетика", обобщение изученного. В начале урока мы работаем всем классом над заданием "Расставить ударение",после беседа по вопросам с классом, плавно переходим к работе в тетради с тренировочными упражнениями.
в конце урока подводим итоги, выставляем оценки и записываем домашнее задание.Разработка урока п теме "Фонетика", обобщение изученного.
Обобщение изученного по теме.docx
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5й класс
Обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных детьми в период изучения
фонетики.
Систематизация полученных знаний, выявление первичных связей фонетики и
графики с орфографией и орфоэпией.
Наблюдение за развитием речевого слуха, языкового чутья в фонетическом аспекте.
1). На доске написаны слова, в которых надо расставить ударение.
Столяр (столя р), квартал (кварта л), процент (проце нт), инструмент (инструме нт),
′
документ (докуме нт), средства (сре дства), алфавит (алфави т), красивее (краси вее),
каталог (катало г).
′
′
′
′
′
′
′
′
Произнесите данные слова, усиливая голосом ударный слог. Место ударения в эти словах
надо запомнить.
2). Вводная беседа учителя.
Что такое фонетика?
Фонетика (от греческого Phonetike < phone – звук) – раздел языкознания, изучающий
способы образования, акустические свойства звуков человеческой речи.
Как образуются звуки речи?
(Сообщение одного ученика об органах речи, участвующих в звукообразовании,
практическое наблюдение за образованием гласных, согласных, звонких, глухих, тихой
речи и громкой).
3). Тренировочные упражнения: наблюдение над образованием и ролью гласных,
звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных.
А). Найти в тексте А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне” слова с подчеркнутой
артикуляцией звуков: (и молва трезвонить стала) [а], [о]; (только видит, вьется вьюга) [и],
[у]; (отвечает ветер буйный) [й], [у].
Учащиеся читают текст, находят выделяемые гласные и объясняют их роль в звучащей
речи;
Б). Привести как можно больше примеров скороговорок и звуковых загадок, в которых
выделяются звонкие согласные.
Дети приводят пример и называют выделенные согласные, наблюдают за их образованием,
характеризуют; В). Найти в предложениях, написанных на интерактивной доске, слова, в которых буквы
написаны неверно. К каждому предложению подобран рисунок
Закричал охотник: “Ой!”. Двери гонятся за мной. (Звери)
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (Коне)
На пожелтевшую листву роняет лев свою листву. (Лев)
Посмотритека, ребятки, Раки выросли на грядке (Маки).
Г). Проанализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание
на их смыслоразличительную роль, например: лук – люк, мол – мел, удар – ударь, жар –
жарь.
Д). Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова лен – цифру (ноль);
из слова лей – название дерева (ель);
из слова май – название лодки (ял);
из слова люк – большой мешок (куль);
из слова ток – домашнее животное (кот).
Е). Укажите, в каком слове надо писать мягкий знак:
вин__тик, помощ__ник,
воз__мем, ноч__ной.
А в каком слове “ь” обозначает мягкость согласного?
Намажьте, ничья,
Поменьше, пустошь
Особое внимание обращается на всегда мягкие и всегда твердые согласные.
Твердые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные согласные: [ч], [щ], [й]
4). Записать в транскрипции на интерактивной доске слова, диктуемые учителем.
Поваляться, косьба, хоровод, паровоз, пароход, молодежь, морковь. Вопрос учителя:
Какие возможны здесь ошибки, и какими фонетическими законами они вызваны?
Ответ:
Произношение безударных гласных не совпадает с их написанием, орфоэпические нормы
произношения глаголов на – тся, ться.
Вывод:
Звучание и написание часто не совпадают.
5). Как называются правила письма, правильное письмо? (Орфография).
А как называются правила произношения? (Орфоэпия).
А) Прочитать данные на доске тексты согласно орфоэпическим правилам и подчеркнуть те
места, которые резко расходятся на письме с произношением.
1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
2. Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли…
(Упражнение выполняют учащиеся двух групп. Остальные хором повторяют за ними
выделенные слова).
Б). Один ученик наизусть читает две загадки, отгадки на которые с правильным ударением
дети произносят всем классом:
Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека, специальный …
Буквы – значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называется все …
6). А что такое алфавит и для чего он нужен в жизни?
По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В
алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия
учреждений, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
А). В спроецированном на доске тексте пропущены буквы. Вставьте буквы и расположите в
алфавитном порядке названия вещей, которые сдавала дама.
Дама сдавала в б..га..
Д..ван, ч..м..дан, с..квоя.., К..ртинку, к..рзинку, к..ртонку
И маленькую с..бачонк..
Б). Почему в слове “сдал” пишется буква “с”, а произносится звонкий согласный звук [з]?
Напишите развернутый ответ.
7). В русском алфавите есть буквы, которые не обозначают никаких звуков, а есть
такие, которые иногда обозначают два звука.
Не обозначают звуков буквы ъ, ь
Обозначают два звука буквы е, ё, ю, я в следующих случаях:
стоят в начале слова: яма [jaма]
после гласного: поел [пajэл]
после разделительного ъ, ь: пью [п’jу]
8). А теперь давайте вспомним порядок фонетического разбора слова. Запишем на
доске и в тетрадях фонетический разбор слова “ёлка”.
Порядок разбора.
1. Разбить слово на слоги.
2. Записать слово в транскрипции
3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных)
4. Охарактеризовать гласные звуки
5. Охарактеризовать согласные звуки
6. Установить соответствие количества букв и звуков.
Ёлка
1. В слове ёлка 2 слога: ёлка
2. [й’олкь]
3. В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ь], 3 согласных: [й], [л], [к].
4. Звук [о] – ударный, звук [а] – безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на
его месте произносится [ь] после твердого согласного.
5. Звук [й’] – звонкий, мягкий, непарный; [л] – сонорный, твердый, имеет пару по
звонкости/глухости [к] [г], по мягкости/твердости [к] [к’]. 6. В слове ёлка 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква ё передает два звука [й] и [о], так
как она употребляется в начале слова.
9). Устное выполнение тестовых заданий по теме “Фонетика”. (Тесты у каждого
ученика).
Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:
а) жир;
б) шоссе;
в) плащ;
г) цех;
д) вопрос;
е) съезд
Ответ: в), е).
Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:
а) июль;
б) праздник;
в) каменный;
г) бульон;
д) после;
е) ельник
Ответ: б), г)
Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных в корне слова:
а) разжег;
б) просьба;
в) подтолкнул;
г) конечно;
д) малышка; е) подружка
Ответ: а), в); г), е).
Найдите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:
а) юннаты;
б) появилось;
в) местный;
г) объявление;
д) съест;
е) рассчитать
Ответ: а). д).
Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:
а) гараж;
б) записка;
в) выставка;
г) лепешка;
д) сделать;
е) молотьба
Ответ: д), е).
В каком слове все согласные звуки мягкие:
а) щадить;
б) заняться;
в) сорить;
г) щелкать.
Ответ: а).
Распределите фамилии в алфавитном порядке:
Чижов Чехов
Толстой
Юрский
Юрская
Ответ:
1. Толстой
2. Чехов
3. Чижов
4. Юрская
5. Юрский
10). Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
Вслушиваясь в звучащую речь, мы не только совершенствуем свой речевой слух, но и
обращаем внимание на звуковое оформление своей и чужой речи, что важно для
формирования культуры речи и грамотного письма.
Домашнее задание.
Из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” выписать 4 слова, в которых буквы
обозначают два звука, и произвести их фонетический разбор.
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.