Обобщение опыта
Оценка 4.6

Обобщение опыта

Оценка 4.6
Памятки
doc
администрации
Взрослым
25.04.2018
Обобщение опыта
Существует множество методов и способов работы с учебником, о наиболее эффективных и рациональных рассказывается в настоящей статье. Умение работать с учебником, учебной и справочной литературой, как и всякое другое, необходимо формировать у учащегося любого образовательного учреждения, в том числе профессионального.
приемы работы с учебником.doc

Приемы работы с учебником

 

 

 

Существует множество методов и способов работы с учебником, о наиболее эффективных и рациональных рассказывается в настоящей статье. Умение работать с учебником, учебной и справочной литературой, как и всякое другое, необходимо формировать у учащегося любого образовательного учреждения, в том числе профессионального. Некоторые ученые (В.О. Пунский, О.М. Железнякова, Г. Г. Граник, С.М. Бондаренко,Л.И. Концевая) предлагают, например, организовывать для этого специальные уроки.

Необходимо научить учащихся не просто читать учебник, а вести диалог с автором. Усвоение учебного текста - это прежде всего понимание и запоминание его. Учащийся должен представлять, какие действия ему предстоит выполнить при изучении учебника: понять материал, выбрать наиболее значимую, существенную информацию, запомнить ее.

Чаще всего учебник разбит на главы, разделы, параграфы. Всякий учебник предваряет вступительная статья автора, ознакомившись с которой, учащийся получает представление о том, как правильно работать с ним. Необходимо научить учащегося умению ориентироваться в содержании учебника, расшифровывать приведенные в нем условные обозначения, обращать внимание на основные положения, которые, как правило, выделяются особыми шрифтами.

Если в тексте параграфа (главы) содержатся вопросы для самоконтроля, то учащийся должен твердо знать, что ответы на эти вопросы являются обязательными, потому что это позволит лучше понять (или определить пробелы в понимании учебного материала) и соответственно запомнить необходимую информацию.

Любой учебник содержит иллюстративный (рисунки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и пр.), иногда и справочный материал, поэтому учащийся должен научиться грамотно работать с подобными материалами.

Чтение текста учебника можно и нужно регулировать и совершенствовать. Для этого существует множество методик. В любом случае надо убедить учащихся в необходимости выполнения основных правил чтения: читать без повторов, не возвращаться и не перечитывать фразы: читать без проговаривания текста вслух или про себя (без артикуляции); научиться читать вертикальными движениями глаз по тексту (для начала читать газеты или журналы, в них информация напечатана узкими колонками); сразу определять в тексте ключевые слова; запоминать не слова и фразы, а идеи и мысли. Чтение учебника предполагает владение всеми видами и приемами чтения, умение выбирать из них наиболее оптимальные для каждого конкретного случая.

Работу над текстом учебника условно можно поделить на три этапа: до начала чтения; во время чтения и после чтения. На первом этапе необходимо включиться в работу. К сожалению, встречаются нерадивые читатели, которые пассивно воспринимают содержащуюся в тексте информацию, бездумно ее заучивают, не прилагая усилий к ее осмыслению. О таких читателях немецкий писатель Г. Лихтенберг говорил: «Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук, в этом не всегда виновата книга». Начинать работу с учебником нужно с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания.

Работу с учебником надо начинать с осмысления заголовков глав, разделов, параграфов, мысленно задавая вопросы: «О чем пойдет речь? Что нового можно узнать из этого параграфа? Найдется ли подтверждение уже имеющимся знаниям?» и т.д. Такая работа поможет направить дальнейшее изучение текста в нужное русло, определить главные идеи автора. «Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание, оно требует сосредоточенного внимания, твердого желания услышать голос автора» (И. А. Ильин).

В качестве примера рассмотрим тему из учебника по спецтехнологии швейного производства. Осмысление заголовка параграфа «Соединение верхнего воротника с нижним обтачным швом» в разделе «Обработка демисезонного пальто» уже дает некоторую информацию. Учащийся, возможно, вспомнит ранее изученные темы: «Обработка воротника в легкой женской одежде»; «Обработка мелких деталей в верхней одежде обтачным швом»; «Виды деталей кроя пальто» и т. д. Это позволит ему освежить в памяти основные отличия в технологиях пошива верхней и легкой женской одежды, способы обработки обтачных деталей, сведения о прокладках и их предназначении в деталях верхней одежды (для прочности, формоустойчивости и пр.). Другими словами, еще не читая текста, учащийся в состоянии предположительно определить содержание параграфа. Можно попросить учащихся сформулировать гипотезу или нарисовать схему обработки воротника обтачным швом — это упростит познавательную задачу. Сравнение собственных выводов с тем, что опубликовано в учебнике — дополнительный стимул к проведению подобных действий.

Второй этап работы - «диалог с текстом» (по Г.Г. Гранику) предполагает разнообразные умственные действия, в процессе которых должны быть сформулированы вопросы к тексту.

В процессе чтения можно проверить, насколько совпадет оригинал текста учебника с предположениями учащихся. Может возникнуть вопрос, зачем самим искать ответы, строить предположения, размышлять, если строчкой ниже необходимая информация будет получена в полном объеме и без искажений? Ответ прост - невозможно усвоить чужую мысль также осознанно и прочно, как познанную собственным умом. «Готовые», «чужие» знания нельзя механически перенести из книги в сознание индивида. «Выстраданные», самостоятельно полученные знания лучше усваиваются.

Помимо понимания и запоминания текста учебника развиваются способности учащегося, усиливается познавательный интерес. Подобное осмысление текста при постоянных тренировках станет для него потребностью, превратится в устойчивый навык. При вдумчивом чтении практически автоматически формируются навыки самоконтроля - необходимое условие для понимания и запоминания текста. Проверяя свои предположения, учащийся контролирует и оценивает собственные знания, умения прогнозировать, выстраивать логические цепочки и т. д. Таким образом, второй этап работы с текстом учебника связан с постановкой учащимся вопросов, предположительных ответов на них, сравнением своих предположений с авторским текстом.

Один из вопросов, который учащийся должен задавать себе во время чтения: все ли мне понятно? Непонимание даже незначительной части текста не позволит усвоить ни данный материал, ни последующий. Чтобы этого не случилось, надо приучить учащихся выделять в тексте непонятные слова, выражения, осмысливать и понимать их значение. Для чего необходимо научиться пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями, другими источниками информации.

По мнению Г.Г. Граник, хорошую помощь в осмыслении учебного материала оказывает выделение главных идей из текста, подчеркивание их (разумеется, только в собственных книгах карандашом). «Кто записывает, тот читает дважды» — считали древние римляне. Важно, особенно при чтении учебника по спецтехнологии, не просто обращать внимание на приведенные в тексте примеры, а тщательно прорабатывать их на практике. Очень полезно придумывать собственные примеры. Например, при изучении технологии швейного производства в тексте учебника встречаются описания обработки сложных или редких деталей и узлов или тех, с которыми учащиеся еще не сталкивались. Теоретически учащимся очень трудно, а иногда невозможно понять, представить процесс выполнения таких операций. Для полного понимания и прочного усвоения материала необходимо выполнить образец или несколько образцов (из материала, бумаги, прочной синтетической пленки и т. п.) по технологии, показанной в учебнике. Практическое выполнение технологической операции поможет закрепить весь теоретический материал. Необходимо также давать учащимся задания, направленные на самостоятельную работу с текстом. К примеру, по тексту учебника (без предварительного объяснения) требуется выполнить ту или иную технологическую операцию Учащиеся волей-неволей должны будут тщательно изучить его, вдуматься в смысл, выделить главное, спланировать работу, выполнить задание и осуществить самоконтроль. Предлагая учащимся подобное задание, следует помнить, что оно должно быть посильным.

Третий этап работы с учебником -выделение в изучаемом материале главного, составление плана работы с текстом. Для эффективного и быстрого восприятия изучаемой темы лучше всего сначала составить краткий план, а затем - развернутый (своего рода шпаргалку), после этого определить суть, главную мысль параграфа (главы). Заучивать следует лишь правила, определения, формулировки. Не следует, разумеется, игнорировать практические упражнения — чем больше их выполнено, тем легче воспринимается и запоминается информация.

Как же научить учащихся выделять в тексте учебника главное? Предлагаем простой алгоритм: прочтение и осмысление текста; выяснение непонятных фрагментов; разделение текста на завершенные смысловые части; выявление в каждой из них ключевых слов (фраз); определение основной идеи текста. Если содержащаяся в тексте информация сопровождается рисунками, схемами, таблицами и пр.), то процесс его усвоения заметно упрощается, т. к., с одной стороны, в процесс восприятия включается зрение, а с другой, - знаковые модели, как правило, несущие в предлагаемой информации главную мысль. Учащимся с хорошо развитой зрительной памятью можно порекомендовать составить план изучения учебного материала в виде зрительных образов или смешанного типа текст + рисунок (схема и т. п.). При работе с учебником по спецтехнологии особенно важно, как уже говорилось, закрепить теоретические знания на практике, например, при выполнении лабораторно-практической работы по обработке той или иной детали или составить самостоятельно технологическую карту, последовательно обработать изделие, узел, деталь из иного материала, вида, начертить соответствующую таблицу, схему и пр.

Обязателен контроль, самоконтроль и взаимоконтроль за изучением какой-либо темы. Контрольные вопросы составляются так, чтобы можно было выявить уровень усвоения учащимися учебного материала. Можно посоветовать учащимся пересказывать текст по составленному ими плану. Чтобы у них не было соблазна механически запоминать, зубрить текст, надо составлять контрольные вопросы так, чтобы ответы на них учащийся формулировал, не цитируя учебник, а творчески и самостоятельно. Замечательный русский философ И.А. Ильин писал: «...каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, какой читает».

____________________________________________________________________

 

В школьном курсе не отводится специального времени для овладения методами и приемами учебной работы, поэтому возникает необходимость обучать этому учащихся непосредственно на уроках, одновременно отвечая на вопросы: зачем изучать математику? что изучать в ней? как изучать? как научиться рационально изучать? как учить? Одним из приемов учебной работы является работа с учебником. В своей статье хочу поделиться опытом работы по данной проблеме.

I. Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, Либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Зачастую учащиеся учатся этому стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки). В особом положении находится математика. Она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. В течение многих лет работаю над этой проблемой. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

II. Мною разработана система работы с учебником с 5 по 11 кл. На каждой параллели свои задачи, но названия одни и те же:

Работа с учебником;

Работа с дополнительной литературой;

Совместная работа учителя и школьного библиотекаря.

Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:

Работа с учебником с помощью учителя.

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.

При этом формируются следующие навыки и умения:

Сделать анализ содержания текста, рисунка в тексте.

Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке.

Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.

Составлять по тексту план рассказа.

Составлять вопросы к тексту.

Вести словарь математических терминов по теме.

Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.

Готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения”.

Работа над рефератами по определенной теме.

Составлять карточки-консультанты по теме учебника. (Мы их называем “шпаргалками” по теме).

Формирование умений охватывает текст как целостность.

Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться систематически. Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.

Подробнее рассмотрим работу с учебником в пятом классе. Структуры учебников в нач. школе и пятых классах различны. В нач. школе учащиеся из учебника использовали только задания, а в пятом классе нужно научить их читать текст учебника. Работаю в пятом классе по учебнику Н.Я.Виленкина “Математика 5”. Дополнительно использую учебник Нурк Э.Р. “Математика 5”.

Начинаю работу с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение. По структуре учебника провожу игру “Книжкин компас”.

План игры “Книжкин компас”. По учебнику Виленкина Н.Я. “Математика 5”.

I. Задания по оглавлению.

Сколько глав в учебнике?

А сколько параграфов во второй главе?

Верно ли, что во втором параграфе 8 пунктов?

Сколько пунктов посвящено теме “Площади и объемы”?

Чем заканчивается каждый пункт?

Где можно найти латинский алфавит?

Как устроен каждый пункт?

Как найти текст, где говорится о десятичных дробях? (см. предметный указатель).

II. Задания по содержанию. (Например по п.2 “Окружность, длинна отрезка”).

Что здесь выделено “жирным” шрифтом?

Почему пункт так называется?

Что поясняет рис.5, рис.3?

Что выделено красным цветом?

Чем заканчивается п.2?

Что нового узнали при выполнении №44?

Такую работу провожу не только в пятом классе, но во всех остальных классах на первом уроке нового уч. года.

Именно в пятом классе важно продумать систему уроков над общей темой “Обучение работе над учебным текстом”. Эта работа проходит по такому плану, где предусмотрен переход от простых навыков и умений к более сложному:

Работа с учебником после объяснении нового материала.

Чтение текста учителем с выделением главных мыслей.

Чтение текста учителем и составление плана прочитанного.

Составление учителем образца ответа по составленному плану.

Ответ учащихся по составленному плану.

Чтение текста учащимися и разбиение его на составные части.

Чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.

Систематическая работа по этому плану в I полугодии дают хорошие результаты. Целесообразно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику. Для того, чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаю аналогичные тем, что разобрали в тексте пункта. Например, при выполнении номеров 616, 618 следует прочитать текст учащимся на стр. 108.

Рассмотрим применение некоторых приемов работы с учебником при изучении темы “Окружность и круг” (п.22; 5кл.)

I-й вид работы. Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем составляется план прочитанной темы.Чтение текста     План

1. Прочитали первое предложение. Вывод.          1. Правило построения окружности.

2. Прочитаем первый абзац. Вывод.          2. Окружность и круг.

3. Прочитаем второй абзац. Вывод.          3. Определение радиуса и его свойства.

4. Прочитаем третий абзац. Вывод.           4. Определение диаметра и его свойство.

5. Прочитаем четвертый абзац. Вывод.    5. Полукруг, полуокружность, дуга окружности.

6. Прочитаем пятый абзац. Вывод.            6. Применение круга, окружности.

План записывается в тетради учащихся.

II-й вид работы.

На следующем уроке задаются домашние задания в виде словарной работы по п.22 и на отыскание дополнительной информации об элементах окружности и круга. Она выполняется в таком виде (учащиеся этому научены), и главные слова должны быть выделены цветом:

Окружность – замкнутая линия.

Круг – внутренняя часть окружности и сама окружность.

Центр окружности, круга – точка О.

Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой окружности.

Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности, проходящий через центр окружности.

Дополнительная информация из других источников:

Хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности.

Сектор – часть круга, ограниченная двумя радиусами и дугой.

Сегмент – часть круга, ограниченная хордой и дугой.

На следующем уроке учащиеся должны показать на рисунке хорду, сектор, сегмент.

III-й вид работы. Описание рисунка. Текст нужно уметь перенести на рисунок, выполняется в цвете

IV-й вид работы. Дополнительное задание: сочинение стихов, шуток про круг и окружность.

1) Китаев Женя

Жила была окружность,

И радиус в ней жил,

С центральной точкою

Радиус дружил.

2) Федорова Ксения

Циркуль в руки я беру

И окружность начерчу.

Центр, радиус, дуга,

Хорда тоже нам нужна.

И диаметр, полукруг,

А потом получим круг!

3) Чернов Роман

Я люблю свою наружность,

Она похожа на окружность.

4) Суднищиков Евгений

Везде сейчас нужна окружность

Она везде и в колесе

И без окружности сейчас

Не представляю жизнь себе.

V-й вид работы. Составление узоров. Выполняется в цвете.

Рисунок состоит только из кругов и окружностей (IV и V виды работ можно совместить).

Проверяя такие работы учащихся, получаешь огромное удовольствие и удивляешься их сообразительности (фантазии).

При изучении темы “Окружность” проводились все виды работ с учебником. Аналогично изучаем новые темы в курсе 5-6 класса. Но наиболее часто применяются два вида:

1. По плану учителя найти ответы в тексте учебника.

2. По тексту учебника составить план прочитанного.

Второй вид мы рассмотрели при изучении п.22. Первый вид рассмотрим по п.25.

Тема “Правильные и неправильные дроби”.

На доске учитель записал план изучения темы:

Определение правильной дроби.

Привести примеры.

Определение неправильной дроби.

Привести примеры.

Сравнение добей: а) ? б) ? в) ?

Учащиеся должны найти ответы в учебнике и коротко из записать. Например, ответ на первый вопрос:

Числитель; правильная дробь, если числитель меньше знаменателя.

Знаменатель

Но на пятый вопрос под в) ответа в учебнике нет. Ученики должны сравнить ответы под а) и под б) и додумать ответ под в) (ответ: неправильная дробь больше правильной).

Учащимся очень нравится работать с учебником, когда по тексту надо составить алгоритм действий или схему выполнения заданий. (Мы это называем составлением “шпаргалки”). При их оформлении поощряется инициатива ученика. По каждому алгоритму проводится конкурс. Любой ученик имеет право вынести на обсуждение свой алгоритм, затем, под руководством учителя, коллективно выбирается лучший.

Большое внимание уделяю еще одному виду работы с учебником – обучающие самостоятельные работы. Для этой цели использую учебник автора Э.Р.Нурка “Математика 5”. В данном учебнике к каждой главе приведены самостоятельные работы. В каждой из работ содержатся разнообразные по характеру задания, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению.

Начиная с 5 класса у учащихся необходимо выработать навыки в умении пользоваться дополнительной литературой, различного рода справочниками, таблицами. С этой целью предлагаю учащимся задания, которые требуют обращения к этим источникам. Например, при подготовке сообщения по теме “Инструменты для вычислений” нужно было найти материал о первых вычислительных “устройствах”, русских счетах, арифмометре. Уже в 5 классе учимся писать мини-рефераты. Например, при подготовке к написанию реферата по теме “Дроби” нужно было найти исторический материал о появлении дробей, а к реферату по теме “Метрическая система мер” найти материал о старинных единицах измерения. При изучении темы “Квадрат и кубические числа” вырабатываем навыки работы с таблицами квадратов и кубов натуральных чисел.

При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самостоятельного изучения нужно подходить осторожно. Если будут предлагаться трудные тексты, многие ученики потеряют уверенность в своих силах и интерес к такой работе.

Работая таким образом, в первое время не хватает времени на уроки, происходит отставание от программы. Но в конце учебного года формируется устойчивый алгоритм самостоятельной работы учащихся с учебником, который активизирует их работу на уроке, материал усваивается прочнее. Ведь знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получал после объяснения учителем. Самостоятельное усвоение вызывает чувство гордости и радости за достигнутые успехи. Итак, к концу учебного года в пятом классе учащиеся умеют составлять план прочитанного, составить устный рассказ по плану, анализировать свои ответы, переносить текст учебника на рисунок, составлять вопросы к тексту, вести словарь математических терминов, готовить небольшие сообщения, используя дополнительную литературу; они хорошо ориентируются в учебнике математики. В старших классах применяются уже другие формы работы с учебником. Об этом в следующей статье.

________________________________________________________________________

Одним из важных навыков, которыми должны овладеть учащиеся является формирование умения работать с книгой – учебником.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:

1. Самостоятельная работа с этой книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной- деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений.

3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учеб­ному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гу­манитарных. При этом важно выделять общие умения и специальные.

В старших классах формирование этих умений связано с более глубокой проработкой материала, в частности, при обобщении изученного необходимо придавать знаниям структуру теории. Это приводит к объединению, взаимно дополнению методических приемов, что педагогически эффективно.

Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справоч­ного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т. д.). Рассмотрим, как это целесообразнее всего сделать.

Работа с текстом учебника. Этот вид использования учебника может быть при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту, подготовке его к пересказу. Рассмотрим эти ситуации на материале курсов 9 — 11 классов.

Одну из основных задач при изучении физических явлений представляет выяснение их причин. Для этого рекомендуем следующий простой прием работы. Учитель демонстрирует, например, в 11 классе известный опыт по самоиндукции и предлагает задание: «Используя текст учебника, выясните причину неодновременного загорания ламп при замыкании цепи».

В 11 классе при изучении модели атома водорода по Бору часть материала дается для самостоятельного рассмотрения в классе или дома, при этом предлагается определить постоянную Ридберга, используя задания:

1. Прочитайте текст учебника.

2. Выпишите формулу для частоты излучения атома водорода.

3. Подумайте, какими способами можно вычислить постоянную К, исходя из данной формулы и выражения для R (название посто­янной вводится учителем).

4. Зная формулу для частоты y.найдите К.

Ответьте,  какие  величины  нужны   для    определения постоянной Ридберга.

5. Вычислите R.

Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.

Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом.

Использование учебника на уроке способствует выработке умения само­стоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой про­комментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание фактоло­гического материала, вопросы мировоззренческого и методологического плана.

Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т. е. при обобщении материала. Для этого целесообразно использовать схемы, таблицы, Она позволяет выделить основной материал, дает ориентировку в изученном, обладает мнемоническими свойствами.

При решении количественных задач школьники часто применяют учебник как справочник: выписывают формулы, обращаются к примерам решения задач и т. п. Полезно большее внимание обращать на использование учебника при решении качественных задач, во-первых, потому, что эти задачи посвящены непосредственно объяснению физических явлений, во-вторых, в практике преподавания физическая сторона задач нередко еще остается в тени. Так, самостоятельное изучение в 10 классе  «Падение тела в газе или жидкости» разумно организовать с целью ответа на вопрос: можно ли применить формулы свободного падения к движению человека, спускающегося на парашюте с самолета? В 10  классе при изучении закона Кулона предлагаем следующий качественный вопрос: используя текст изученного параграфа, объясните, почему два одно-, именно заряженных металлических шара могут на небольших расстояниях притягиваться друг к другу. Противоречит ли это закону Кулона?

Работа с иллюстративным материалом учебника. По нашему мнению, методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях вклю­чает два этапа. На первом этапе создается представление об изображен­ном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся на­правляется на .усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях.

В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Приведем примеры: используя рисунок учебника определите характеристики колебания. Как и почему изменится быстрота разрядки конденсатора, если горящею спичку поднести к одной из пластин, сбоку. 

Использование учебника для справок. Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т. д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие теории изучались и в каком классе, какие фундаментальные факты рассматривались и т. д.). Особенно они полезны при повторении материала в 11 классе.

Применение игровых приемов работы с учебным текстомспособствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы.

1 .Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.

2. Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалки» пересказать текст.

3. Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

4.Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».

Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

5.Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

6.Очевидное-невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

4.  Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было наглядным и убедительным. Причем уч-ся разбиваются на группы. Математики - иллюстрируют материал примерами и расчетами. Техники - сопровождают объяснения, проводимыми опытами. Теоретики - выводят формулы и законы. Литераторы - пишут текст без формул.

5.  Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:

Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)

·                Выбрать высказывания наиболее полно передающие смысл текста.

·                Подобрать заголовок для текста.

·                Составить план прочитанного, написать краткое изложение

·                Можно провести игру «Восстанови текст». Первый вариант. Каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины, знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся находит тот, который ему нужен. Второй вариант - каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится о его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно более оптимально.

Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, ее форма выполнения должны вызывать интерес уч-ся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так. Чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.


Приемы работы с учебником

Приемы работы с учебником

Можно попросить учащихся сформулировать гипотезу или нарисовать схему обработки воротника обтачным швом — это упростит познавательную задачу

Можно попросить учащихся сформулировать гипотезу или нарисовать схему обработки воротника обтачным швом — это упростит познавательную задачу

Учащимся с хорошо развитой зрительной памятью можно порекомендовать составить план изучения учебного материала в виде зрительных образов или смешанного типа текст + рисунок (схема и…

Учащимся с хорошо развитой зрительной памятью можно порекомендовать составить план изучения учебного материала в виде зрительных образов или смешанного типа текст + рисунок (схема и…

Работа над рефератами по определенной теме

Работа над рефератами по определенной теме

Прочитаем четвертый абзац. Вывод

Прочитаем четвертый абзац. Вывод

Привести примеры. Сравнение добей: а) ? б) ? в) ?

Привести примеры. Сравнение добей: а) ? б) ? в) ?

Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений

Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений

Так, самостоятельное изучение в 10 классе «Падение тела в газе или жидкости» разумно организовать с целью ответа на вопрос: можно ли применить формулы свободного падения…

Так, самостоятельное изучение в 10 классе «Падение тела в газе или жидкости» разумно организовать с целью ответа на вопрос: можно ли применить формулы свободного падения…

Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:

Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018