Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"
Оценка 4.7

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
физическая культура
Взрослым
19.04.2018
Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Сохранение здоровья школьников и молодежи, от которого зависит здоровье последующих поколений, является важнейшей государственной задачей, так как отражает уровень цивилизованности общества и является гарантией его развития.Одной из причин сложившейся ситуации следует назвать неоправданное принижение роли физической культуры как самими школьниками, так и отношение к этому предмету в учебных заведениях. Уроки по этой дисциплине зачастую принято считать второстепенными, выполняющими вспомогательную роль.урок
урок.docx
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Сохранение здоровья школьников и молодежи, от которого зависит здоровье последующих поколений, является важнейшей государственной задачей, так как отражает уровень цивилизованности общества и является гарантией его развития. Общее образование утрачивает своё первоначальное предназначение – формирование личности, благополучной в физическом, духовном, социальном аспектах, так как разрушение здоровья, которым стало сопровождаться образование, является одним из главных факторов деформации, разрушения личности. Одной из причин сложившейся ситуации следует назвать неоправданное принижение роли физической культуры как самими школьниками, так и отношение к этому предмету в учебных заведениях. Уроки по этой дисциплине зачастую принято считать второстепенными, выполняющими вспомогательную роль. Многие учащиеся также рассматривают физическую культуру только как средство для поддержания и развития физических качеств — силы, гибкости, выносливости. Поскольку в возрасте 11-15 лет проблема здоровья далеко не самая актуальная (во всяком случае на уровне самовосприятия учащихся), то и вопрос о значении двигательного потенциала и его состояния для поддержания и укрепления своего здоровья стоит на одном из последних мест по сравнению с социально-психологическими качествами, приоритетными в данном возрасте – самостоятельностью, уверенностью в себе, общительностью, интеллектуальными способностями и т.д. Результатом такого пренебрежения к физкультурной деятельности становится юноша или девушка с небольшим потенциалом физического здоровья, низкой степенью психологической устойчивости, который не всегда способен выдержать и адекватно реагировать на те изменения в реальной жизни, с которыми ему предстоит столкнуться за стенами учебного заведения. Такое состояние подростков и молодёжи тревожно ещё и потому, что в скором времени экономические, социально-политические, демографические и другие изменения в обществе полностью лягут на плечи сегодняшних школьников, поэтому проблема формирования здоровой, полноценной личности юноши или девушки важна в настоящее время и в будущем. Таким образом, на передний план должны выдвигаться здоровьесберегающие образовательные технологии, формирующие и закладывающие основополагающие понятия, умения и навыки здорового образа жизни, и с этой точки зрения роль учебного предмета «физическая культура» в школе как транслятора здорового образа жизни чрезвычайно велика. Наиболее важным составляющим компонентом всей системы реконструкции физического воспитания детей и подростков должен быть валеологический аспект, поскольку только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения и раскрытие индивидуального творческого потенциала учащихся. Одним из основных факторов формирования здоровья является двигательная активность. Двигательная активность – это здоровье, опора, которая определяет будущее молодого человека, реализацию его жизненных планов и мировоззрения. В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение может заменить все лекарства мира. Сохранение и укрепление здоровья учащихся одна из задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, и т.д.). Движение для ребенка – это естественное состояние, средство познания мира, физическое развитие. Школьная среда подавляет двигательную активность ребенка, такое положение является первоисточником телесных и физических заболеваний, а также причиной развития гиподинамии. Школа создает необходимые условия для физического развития растущего детского организма. Мы понимаем, что нельзя насильно заставить школьника заниматься какой-либо двигательной деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье, нужны определенные стимулы, мотивы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себя, а учитель должен сформировать устойчивое желание стать здоровым. Здоровое поколение – это потребность современного общества. Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Актуальность опыта. Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя за ученическим столом). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания общеобразовательных учреждений. Из вышесказанного ясно, что двигательная активность – залог здоровья и успешного обучения. Актуальность опыта заключается в разрешении тех противоречий, которые были выявлены в ходе анализа моей педагогической деятельности: 1. между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся 11-15 лет и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья; 2. между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности; 3. между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника 11-15 лет в двигательной активности. Цель педагогического опыта: организация учебного процесса, способствующего повышению двигательной активности и формированию мотивации каждого обучающегося, как основного условия развития личности ученика. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. провести мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья школьников; 2. организовать внедрение форм и методов обучения на уроках и внеклассных мероприятиях, средствами материально-технической базы школы; 3. дать знания учащимся о физической культуре и спорте; сформировать и развить двигательные умения и навыки, привить способности к рациональному выполнению физическими упражнениями; 4. воспитать активную жизненную позицию, нравственные и волевые качества, способствующие сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом; 5. всестороннюю подготовку активистов к общественно-физкультурной деятельности. Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего систему – педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки, которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках. Свою работу строю в основном на формировании мотивации обучения. Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от учителя, родителей, класса, и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого ученика. Познавательный интерес, активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность), самостоятельность – важные компоненты мотивации учения. Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности, обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей обучающегося. Перечисленными ниже обстоятельствами определяется эффективность процесса физического воспитания школьников: спортивная и учебно-материальная база для занятий; врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий; учебная работа по физкультуре; физкультурно-оздоровительная работа в школе; внеклассная спортивно-массовая работа. Познавательная деятельность учителя – источник творческой работы. Реализуя в процессе педагогической работы познавательную функцию, я совершенствую свое педагогическое мастерство, достигаю более высоких результатов обучения, воспитания и развития учеников. Моя познавательная деятельность выражается в изучении: состояния здоровья учащихся (данные медицинского осмотра, которые довожу до сведения родителей); их физического развития (по результатам антропометрии); уровня развития физических качеств (провожу ежегодно мониторинг); двигательной подготовленности детей (в начале изучения темы провожу контрольные срезы по определению степени технического владения движениями); возрастных и половых особенностей школьников (изучаю медицинскую литературу, данные ЛФК); в изучении современной педагогической литературы и положительного опыта работы учителей физической культуры. Основы знаний по физической культуре я даю на вводных и заключительных уроках в каждой четверти, а так же в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей. Свои сообщения стараюсь подтверждать высказываниями великих людей. Дети знают, что движение – это жизнь. «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть», - писал Блез Паскаль – французский философ XVII в. Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи). Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз. Ходьба является естественным способом передвижения. В отличие от естественных (бытовых) двигательных действий существуют физические упражнения (общеразвивающие, подводящие, соревновательные). «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ – отец медицины). Ж.Ж. Руссо высказал такую мысль: «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Привожу примеры из жизни великих людей: А.С. Пушкин отмечал, что его воображение работало лучше, когда он бродил по лесу и никто не мешал ему при этом думать. Гете подчеркивал, что все наиболее ценное, наилучшие способы выражения мысли приходили ему в голову во время ходьбы. Какой бы содержательной ни была учебная программа, ее успешное выполнение целиком зависит от четкого планирования учебного процесса. Стараюсь обеспечить правильное и последовательное прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, уровня подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта и в соответствии со структурой урока. В практике физического воспитания применяются следующие методы: 1. Фронтальный метод – упражнения выполняются всем составом группы, независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в кругу). 2. Групповой метод – разные задания выполняются в нескольких группах одновременно. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков. 3. Индивидуальный метод - получаемые задания индивидуальны и выполняются самостоятельно. Задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава группы по своей подготовленности, особенностям и способностям, по состоянию здоровья. 4. Круговой метод – предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Круг включает от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Использование перечисленных методов находит выражение в формировании устойчивой мотивации двигательной активности детей и в их успехах. Поскольку потребности в двигательной деятельности объективны и определяются ощущениями, стремлюсь превратить объективное в субъективное через мотивационную систему личности, т.е. установки, интересы, желания, убеждения. Мотивирую поиском оптимальных форм, методов, созданием соревновательных условий, с учетом климатических условий и материально- технической базы школы. На уроках гимнастики в спортивном зале использую музыкальное сопровождение, упражнения с предметами, что вызывает удовольствие и повышает интерес учащихся. На уроках занимаются дети основной и подготовительной групп, поэтому при оценке знаний и умений учитываю индивидуальные особенности, физиологические особенности, состояние здоровья. Урок должен быть увлекательным, этому способствуют проводимые мною игры и игровые ситуации: «Поход за рекордами в страну Олимпию» – уроки-соревнования по легкой атлетике, «Цветик-семицветик» – урок-конкурс, можно использовать практически на любой теме. Не секрет, что двигательная активность учащихся иногда провоцирует возникновение конфликтной ситуации. В подобных ситуациях применяю различные игровые приемы: «Переключение внимания», когда в конфликтной ситуации достаточно переключить внимание на другой вид деятельности, и возбуждение снижается. Например, неожиданно дать задание: провести по 3 броска в баскетбольное кольцо, затем подойти к учителю и сказать свой результат. Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной работой тактично, основываясь на убедительности, сдерживать учащихся в чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную работу, неуклонно повышать требования к точности действия и сдержанности в эмоциональных проявлениях. Создаю учащимся ситуацию успеха: «Самооценка разноцветными карточками» (за серию уроков подсчитывается количество набранных карточек и по большинству их цвета выставляется оценка), «Охота за пятерками» (в процессе урока необходимо многократно проявить успешность физкультурной деятельности). Особенно эффективен этот прием при систематическом применении в подготовительной части урока, при проведении элементов строевой подготовки – снимает проблему четкого начала урока навсегда. «Сам себе чемпион» (выставление оценки за улучшенный личный результат какого-либо теста, как правило, при проверке домашнего задания или самостоятельных заданиях, или блиц-конкурс на уроке) и так далее. По итогам диагностики можно сделать вывод о том, что мотивация к изучению физической культуры выросла за три полугодия на 19%. Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в школе. Процесс организации обучения признан успешным и эффективным с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников, так как происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества обучающихся с низким уровнем учебной мотивации. Высокий уровень интереса к предмету стимулируется системой проведения внеклассных занятий, результативным участием в городских соревнованиях и олимпиадах.   Процесс физического образования позволяет вооружить школьников многообразными знаниями в области физической культуры и спорта и смежных с ней отраслями знаний (медицины, психологии, педагогики), что удовлетворяет познавательные потребности учащихся и этим самым делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях. Литература 1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. 2. Воротилкина И.М. Изучение мотивов занятия физическими упражнениями детей младшего школьного возраста // Физическая культура и здоровый образ жизни: Мат-лы науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. - С. 42-48. 3. Дихтярёв В.Я. Знать и уметь // Физическая культура в школе. 2002. - № 4. -С. 36- 38. 4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992.

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"

Обобщение опыта "Формирование мотивации двигательной активности детей средствами физической культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018