Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Оценка 4.8
Лекции
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
29.08.2018
Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе
Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся. (1 слайд) Важность проблемы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. (2 слайд) Первая из них — падение интереса к учебе. (V) У семилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу, блестят глаза. Они в большинстве своем ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе; но все-таки основная группа детей еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Но уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40 процентов учащихся. Чем объяснить такое падение интереса к учебе? Здесь налицо противоречие между всевозрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение (V) решать продуктивные задачи. Одним из путей формирования интереса к учебным предметам является рациональная организация процесса обучения, то есть использование форм и приемов, стимулирующих самостоятельность и активность учащихся на всех этапах обучения. И здесь помощником в деятельности учителя и ученика может стать нестандартный урок. Они развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю детей, вносят в урок оживление и элементы занимательности, повышают интерес к знаниям. Учитель обязан сделать серьезный труд делом занимательным и продуктивным. Игровые задачи должны полностью совпадать с учебными. Нестандартный, оригинальный, нетрадиционный урок – что это значит? Определение дать не просто, но каждый отличит нетрадиционный урок от традиционного. На обычном уроке учащиеся знают, чего им ожидать от каждого этапа. Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. А мы знаем, что перед каждым учителем стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Нестандартный урок – это импровизация учебного материала. Сегодня современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний. Цель этих уроков предельно проста: (3 слайд) оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Каковы же принципы нестандартных уроков? (4 слайд) 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента). Группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Помимо принципов, необходимо выделить как весьма значимые: периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. (5 слайд) 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся, а так же родители, приглашенные гости и т.д.. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление презентаций, наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д. 2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности. Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп. Создание необычного урока – это “творчество в квадрате”, поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. (6 слад) Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс? После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель – также творец, а не простой наблюдатель и исполнитель своего плана. Сравнительный анализ планирования традиционного и нестандартного урока. (7 слайд) традиционный урок нестандартный урок Цель урока: а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания Цель урока: а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию Виды деятельности на уроке: а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала Виды деятельности на уроке: а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д. Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений. Структура урока – ситуативность, отход от запланированного. Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике. Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему. Контроль – воспроизведение учениками изученной темы. Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме. Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы. Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности. Урок, который по своей структуре многократно повторяется и выполняет умственные операции, притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательное воздействие на эмоции, снижает эффективность трудового процесса. Из этого следует, что необходимо нарушить монотонность, разбавлять скуку яркими, необычными событиями, которые надолго бы запечатлелись в памяти и позитивно смогли влиять на процесс обучения. Нестандартные уроки, выполняют несколько функций: (8 слайд) - развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности; - позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; - развивают творческие способности учащихся; - способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; - являются хорошим средством от информационной перегрузки; - наилучшим образом развивают ребенка, как личность; - происходит более теплое взаимопонимание между учениками и учителем. Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков: (9 слайд) 1.Уроки типа КВН. 2. Урок – сказка. 3. Уроки –соревнования. 4. Уроки с групповыми формами работы. 5. Урок - игра. 6.Уроки-зачёты. 7.Уроки-конкурсы. 8. Интегрированные уроки. 9. Уроки-экскурсии. 10.Урок-семинар и др. Советы: Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении умений знаний и навыков учащихся. Некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Нестандартные уроки бывают, как правило, уроками – праздниками, хотя являются уроками обобщения и систематизации огромного материала. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счёте приведёт к падению у учащихся интереса к предмету и учёбе. Поэтому проводятся уроки не чаще 1-2 раз в четверть и желательно ставить эти уроки по расписанию последними, т.к. дети отвлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков. Мы остановимся сегодня на форме проведения «Урок-зачёт» в начальной школе. (10 слайд) Урок-зачет выполняет не только функцию контроля, но и является основным назначением обобщения материала по теме или разделу, уточняет знания по основным вопросам. Сейчас мы более подробно рассмотрим один из таких уроков. (проводится мастер-класс) Заключение. Все нестандартные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая, кропотливая работа. Нестандартный урок по праву можно считать настоящим уроком. Дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом нетрадиционных уроков является то, что они побуждают слабых учащихся принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия и познания. Благодаря нетрадиционным видам обучения ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Из всего видно, что нестандартное обучение имеет множество достоинств и все чаще должно внедряться в школы. Урок может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно - увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание. (19 слайд)МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Краснокамск Пермский край Конспект-сценарий урока окружающего мира 2 класс Автор-составитель Карпухова З.М., учитель начальных классов высшая категория 2018 г. Предмет: окружающий мир УМК: «Школа России» », автор учебника А. А. Плешаков Класс: 2 Тип урока: урок - исследование Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Цель: 1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: • проявление ценностного отношения к природному миру, • умение объяснять своё отношение к предложенным ситуациям Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Познавательные УУД: • Умение ориентироваться в учебнике (разворот, левая и правая часть разворота), поиск информации, сопостав¬ление и выделение признаков. • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, выдвигать гипотезу • При получении новых знаний умение находить информацию, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и дополнительную информацию. • использование знаково-символических средств Регулятивные УУД: • Саморегуляция • Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя • Умение работать по плану с помощью учителя. Коммуникативные УУД: • Умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, ставить вопросы • Умение работать в паре (группе), слушать партнеров, оценивать мнение партнеров. • Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 1. Обобщить и расширить представление детей о домашних животных; познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; способствовать развитию устной речи обучающихся; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним. 2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся. 3. Освоить первичные навыки проведения исследований. Конспект-сценарий урока I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Встаньте ровно, ребятишки – И девчонки, и мальчишки! Руки вверх все, потянулись, И друг другу улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем И урок наш начинаем. II. Актуализация знаний. На доске кроссворд: - Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. А может быть нам это поможет узнать, о теме разговора сегодня. - Как можно назвать этот кроссворд? («Домашние животные») III. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами и в городе и в деревне. - Какие слова получились в выделенных строчках? (кошка и собака) (на доске открывается строчка или слайд, где записана тема урока) (1 слайд) - Итак, ТЕМА нашего урока «Про кошек и собак». - А зачем нам нужно изучать эту тему? - Значит наша ЦЕЛЬ – как можно больше узнать о кошках и собаках, о взаимоотношения их с человеком, о проблемах их жизни… (2 слайд) IY. «Открытие» детьми новых знаний - Дорогие ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования. - Как вы понимаете, что это такое? (варианты ответов детей) (на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») (3 слайд) - А в толковом словаре Ожегова говориться так: «Исследование – научный труд. Исследовать – это значит: 1. подвергнуть научному изучению; 2. осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового. - А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (варианты детей) - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. Y. Физкультминутка. - Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме. (на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) (4 слайд) Сбор информации – дело для вас новое и сложное. Существует много способов получения необходимых данных. Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации? (варианты ответов детей) - Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме? ( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску) (4 слайд, 2 щелчок) - Каким образом мы можем еще добыть информацию? (постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети или появляются слайды) • из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д. (5 слайд) - В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные имеют краткие, доступные тексты. • посмотреть по телевизору (6 слайд) • найти и прочитать в Интернете (7 слайд) • понаблюдать или провести эксперимент, опыт. (8 слайд) - Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе. • спросить у другого человека (9 слайд) - Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос. - В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (открывается последние строчки схемы) (10 слайд, по щелчкам) - Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили? Алгоритм, план, программу исследования. (11 слайд) YI. Операционно-исполнительский этап. Практическая работа. - Я предлагаю исследовать вместе тему «Собаки и кошки » (С ОПРОЙ НА СХЕМУ и карточки со способами сбора информации) (12 слайд) Данные мы будем фиксировать на листочках и складывать в папку исследователя в определенные кармашки. (Учитель подобные карточки, только большего размера, помещает на доске) (17 слайд или показ образца) Для исследований школьникам понадобиться только «папка исследователя». Она необходима каждому ребенку. Сделать ее нетрудно. Это должно быть приспособление с кармашками, на каждый из которых помещается изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации. Эти листочки вкладываются в кармашки, и таким образом накапливается необходимый материал по данной теме. YII. Музыкальная пауза. 1. ПОДУМАЕМ, что мы уже знаем о собаках? - это домашние животные, значит – имеют дом. Все ли собаки имеют дом? (выполняются схематические рисунки) - собаки бывают маленькие, средние и большие по размерам. - разный окрас - шерсть бывает гладкая, короткая и длинная, не имеют шерсти. - имеют разный характер: добрые, ласковые и злые, агрессивные. - Подумайте и пробуйте по образцу схематически изобразить то, что вы уже знаете о кошках. (работа проводиться в парах, можно использовать те же карточки, затем выполненная работа проверяется коллективно) -Откуда мы взяли эту информацию? (подумали и вспомнили, что уже знаем о собаках и кошках) -Положите эти листочки в нужный кармашек дневника исследователя. - Что общего у собаки и кошки? (бывают разных пород) - Сейчас мы можем воспользоваться способом получения информации «Спроси у другого человека» (выступает ученик с сообщением о породах собак, (13 слайд) дети рассматривают картинки в атласе-определителе с. 198-201 и на слайде, затем выступает ученик, который рассказывает о породах кошек, дети рассматривают рисунки в учебнике на с. 84-87 (часть 1) и на слайде) (14 слайд) - Каким способом воспользовался выступающий? («Получение информации из книги») (12 слайд) - У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д. (видеосюжет ученицы «Один день из жизни моего кота», в котором Наумова Яна с мамой рассказывают о своем питомце – 7 мин.) YIII. Игра-физкультминутка на внимание «Кошки - собаки». (Все дети встают и делятся на 2 группы: кошки и собаки, выбранная учителем группа, по команде быстро выполняет задание.) IX. Итог урока. - Любое исследование теряет смысл, если мы не сделаем выводы, и не подведем итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить. (можно вывести 10 слайд) Для этого разложим на столе листочки с собранными данными. - Что мы можем рассказать о кошках и собаках? - Что нового и интересного узнали об этих животных? (звучит обращение мудрой черепахи к ребятам о том, как нужно относиться к своим питомцам, голос записан на аудиокассету) - Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. (11 слайд) В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу! Х. Рефлексия. -Я сегодня узнал (а)…….. -Я сегодня научился (лась)….. -После урока мне захотелось….. ХI. Домашнее задание. (15 слайд) Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику): 1. Порода. 2. Кличка. 3. Возраст. 4. Внешний вид. 5. Особенности характера. 6. Твое отношение к животному. Группе «сильных» учащихся дается задание выполнить исследовательскую работу по теме «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения». Дети, у которых нет домашних животных, находят интересную информацию по теме «Кошки и собаки» в различных изданиях и книгах и готовят краткие сообщения. Следующий урок проводится в форме конференции, на которой ребята: • Делают сообщения и создается выставка книг и журналов, в которых дети нашли данный материал. • Читают составленные рассказы о своих питомцах, в это время на экране демонстрируются отсканированные фотографии, организуется выставка рисунков. (16 слайд) • Группа учащихся выступает с исследовательской работой на тему «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения». Приложения. Y. Физкультминутка. - Ребята, я для вас сочинила новую физкультминутку. Вы наверное устали? (Да) И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как кошки зашипели,(ш-ш-ш) Коготочки показали, «Мяу, мяу» - все сказали, Как щенята поскакали, Хвостиками повиляли И за кустиком пропали. Собранный материал исследований группы: 1.Наша группа постаралась исследовать тему: «Собаки в городе. Проблемы и пути их решения» Какие же существуют проблемы содержания собак в городе? К ним можно отнести: - Загрязненные дворы и детские площадки. - Конфликты владельцев собак и прохожих. - Наличие бездомных собак, которые переносят болезни и могут стаей напасть на человека. - Нередко собаки бывают участниками дорожно-транспортных происшествий. Эти проблемы касаются почти каждого жителя нашего города, поэтому мы считаем эту тему важной для людей. 2. Работая над темой «Собаки в городе», мы поставили перед собой цель – изучить влияние собак на обстановку в городе и жизнь людей. Наша группа исследовала домашних и бездомных собак и территорию, на которой они обитают. Мы постарались решить такие задачи исследования: - Понаблюдать как много бездомных собак на улицах нашего района. - Выяснить какие собаки больше загрязняют дворы и детские площадки (домашние или бездомные). - Узнать какими болезнями бездомные собаки могут заразить людей. - Выяснить, как часто собаки являются участниками дорожно-транспортных происшествий. 3.Изучая литературу по этой проблеме, мы узнали много интересного о том, как человек приручил собаку. С самых древних времен собака стала другом и помощником человека. Для собаки человек являлся как бы вожаком стаи, которого она боится, но в тоже время знает, что зависит от него, что он о ней заботится. Большинство бездомных псов живут стаями, которые состоят из 3-4собак. В стае - два вожака. Как правило, вожаком становится не самый сильный, а самый опытный, то есть тот, кто знает, где взять корм. 4. Ученые выделяют четыре типа собачьей бездомности: - Собаки, которые ютятся возле складов, сторожей они считают хозяевами. - Собаки-попрошайки. Они используют человека как средство добывания пищи. Эти псы обитают обычно на рынках или возле магазинов. Бродячие псы. Они добывают еду сами. Они готовы признать лишь нескольких людей, и то лишь в качестве знакомых. - Есть и совсем дикие собаки – мы их практически не видим. Они живут на окраинах города и выходят на охоту только ночью. Такие собаки избегают людей. 1. Опасны ли бездомные собаки? По данным из Интернета, в пятидесяти-восьмидесяти процентов случаев на людей нападают сторожевые и домашние собаки, только пять процентов бездомных собак представляют опасность для человека, что могут заразить неприятными заболеваниями. Беспризорность собак может привести их к одичанию и сплочению в стаи. Это опасно, так как стаями собакам легче нападать на человека. 2. На территории нашего микрорайона бездомных собак много, но домашних собак в несколько раз больше. Например, по дороге от школы до дома мне встречалась одна бездомная собака и три-четыре домашних, которые шли с хозяином или на них были ошейники. Чаще всего бездомных псов можно встретить около складов с продуктами, мусорных бочков, на остановках и около киосков. Я встречал собак по одной или парами, но не больше трех. И еще я заметил, что в холодную погоду собаки встречаются реже, чем во время оттепели. 3. А я постаралась выяснить, какие собаки больше загрязняют дворы: домашние или бездомные? В нашем дворе____ домашних собак и ____ бездомных. Мои наблюдения показали, что бездомные собаки не находятся во дворе постоянно, а домашних собак выгуливают во дворе несколько раз в день. Значит, наш двор загрязняют домашние собаки больше, чем бездомные. 4. Чтобы выяснить какими болезнями болеют собаки, мы с мамой позвонили в ветеринарную клинику. Из разговора с ветеринаром мы узнали, что собаки могут заразить человека бешенством, лишаем и другими неприятными заболеваниями. А еще мы узнали, что собаки могут болеть такими же заболеваниями, как и человек. У собаки может быть простуда, порок сердца, болезни желудка, головные боли и даже рак. 5. С вопросом, как часто собаки становятся участниками дорожно- транспортных происшествий, мы обратились к инспектору дорожно- патрульной службы Андрееву Сергею Михайловичу. Он ответил, что это бывает очень редко. Из прочитанной литературы я узнала о том, что собаки очень хорошо приспособились к нашей жизни. «Псы никогда не перебегают оживленный перекресток напрямую. А останавливаются перед светофором и идут только на зеленый свет, вместе с людьми. Собаки в больших городах научились передвигаться даже с помощью метро». 10. В результате работы мы пришли к следующим выводам: Загрязнение наших дворов происходит в основном домашними животными, и за них отвечают владельцы, которые не соблюдают правила выгула собак. Считаю, что наши дворы станут чище, если ограждать специальные места выгула собак. А тех владельцев, которые будут нарушать этот закон, нужно наказывать. На специальных площадках собаки могли бы резвиться и не пугать прохожих, они были бы безопасны для окружающих. 11.Бездомные собаки не прививаются, поэтому при увеличении их числа возникают эпидемии различных болезней, которыми они могут заразить человека. Поэтому нельзя общаться с бездомными собаками! 12. В наше время существует три способа решения проблемы бездомных животных. Создание приютов – это наиболее добрый путь решения этой проблемы. И еще я считаю, что человек, который взял в дом маленького щенка, не должен выбрасывать его на улицу. Ведь мы в ответе за тех, кого приручаем! 13. В целом эта тема очень большая и серьезная, и чем больше людей будут ею заниматься, тем быстрее мы ее решим! • В конце урока подводятся итоги, работа детей оценивается и учитель поздравляет учеников с тем, что каждый из них побывал в роли исследователя. Стихотворение, которое сочинил ученик на основе своих наблюдений за бездомной кошкой: Бездомная кошка. Вот серая кошка сидит у крыльца. Горе ей, настоящее горе – наступила зима! Где ей погреться? Где ей поесть? Хорошо, что есть много добрых людей! Несут ей кусочки, что повкусней. Когда после школы иду я домой Встречает меня кошка вечерней порой. Я говорю ей: «Привет!» Она обязательно мяукает в ответ. Габов Алеша 2 «А» класс Провели выставку рисунков «Наши любимцы»
Конспект урока Мы в ответе за тех кого приручили.doc
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Краснокамск Пермский край 1 Конспект­сценарий  урока окружающего мира  2 класс                                                                                  учитель  начальных классов высшая категория Автор­составитель Карпухова З.М., 2 2018 г. Предмет: окружающий мир УМК: «Школа России» », автор учебника  А. А. Плешаков Класс: 2 Тип урока: урок ­ исследование Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Цель:  1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать  любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним  отношение. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов  обучения:   проявление ценностного отношения к природному миру,  умение объяснять своё отношение к предложенным ситуациям Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:     Познавательные УУД:   Умение ориентироваться в учебнике (разворот,  левая и правая часть  разворота), поиск информации, сопоставление и выделение признаков.   Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, выдвигать гипотезу  При получении новых знаний умение находить информацию, используя  учебник,  хрестоматию, свой жизненный опыт и дополнительную  информацию.  использование знаково­символических средств     Регулятивные УУД:   Саморегуляция  Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей с помощью учителя  Умение  работать по плану с помощью учителя.    Коммуникативные УУД:   Умение слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в  устной форме, ставить вопросы  Умение работать в паре (группе), слушать партнеров,   оценивать  мнение партнеров. 3  Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о  правилах поведения и общения и следовать им. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов  обучения: 1. Обобщить и расширить представление детей о домашних животных;  познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; способствовать развитию устной речи обучающихся;  воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное  отношение к ним. 2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся. 3. Освоить первичные навыки проведения исследований. Конспект­сценарий урока I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Встаньте ровно, ребятишки –  И девчонки, и мальчишки! Руки вверх все, потянулись, И друг другу улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем И урок наш начинаем. II. Актуализация знаний.  На доске кроссворд: ­ Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. А может быть нам это  поможет узнать, о теме разговора сегодня.  ­ Как можно назвать этот кроссворд? («Домашние животные») 4 III. Сообщение темы и целей урока. ­ Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут  рядом с нами и в городе и в деревне. ­ Какие слова получились в выделенных строчках? (кошка и собака) (на доске открывается строчка или слайд, где записана тема урока) (1 слайд) ­ Итак, ТЕМА нашего урока «Про кошек и собак». ­ А зачем нам нужно изучать эту тему?  ­ Значит наша ЦЕЛЬ – как можно больше узнать о кошках и собаках, о  взаимоотношения их с человеком, о проблемах их жизни… IY. «  Открытие» детьми новых знаний (2 слайд) ­ Дорогие ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы  будете учиться проводить самостоятельные исследования. ­ Как вы понимаете, что это такое? (варианты ответов детей) (на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ»,  остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку  «мышкой»)  (3 слайд) ­ А в толковом словаре Ожегова говориться так:  «Исследование – научный труд. 5 Исследовать – это значит: 1. подвергнуть научному изучению; 2. осмотреть для выяснения, изучения чего­то нового. ­ А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (варианты детей) ­ Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным  исследованием. Y. Физкультминутка. ­ Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют  взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме. (на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР  ИНФОРМАЦИИ) (4 слайд) Сбор информации – дело для вас новое и сложное.  Существует много способов получения необходимых данных. Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации? (варианты ответов детей) ­ Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме? ( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение  этого слова и вывешивает на магнитную доску) (4 слайд, 2 щелчок) ­ Каким образом мы можем еще добыть информацию?  (постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их  называют дети или появляются слайды)  из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д. (5 слайд) ­ В настоящее время издается огромное количество детских справочников,  энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные   имеют краткие, доступные тексты.   посмотреть по телевизору 6  найти и прочитать в Интернете (6 слайд)  понаблюдать или провести эксперимент, опыт.  (7 слайд) ­ Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.  (8 слайд)  спросить у другого человека ­ Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать  правильные ответы сами, если вам задают вопрос.  (9 слайд) ­ В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ,  проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (открывается последние строчки схемы) ­ Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?                     Алгоритм, план, программу исследования. (10 слайд, по щелчкам) 7 (11 слайд) YI.   Операционно­исполнительский этап. Практическая работа. ­ Я предлагаю исследовать вместе тему «Собаки и кошки » (С ОПРОЙ НА  СХЕМУ и карточки со способами сбора информации) (12 слайд) Данные мы будем фиксировать на листочках и складывать в папку  исследователя в определенные кармашки. (Учитель подобные карточки,  только большего размера, помещает на доске)  (17 слайд или показ образца) Для исследований школьникам понадобиться только «папка исследователя».  Она необходима каждому ребенку. Сделать ее нетрудно. Это должно быть  приспособление с кармашками, на каждый из которых помещается  изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен  получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации  информации. Эти листочки вкладываются в кармашки, и таким образом  накапливается необходимый материал по данной теме. YII. Музыкальная пауза. 1. ПОДУМАЕМ, что мы уже знаем о собаках? ­ это домашние животные, значит – имеют дом. Все ли собаки имеют дом? (выполняются схематические рисунки) ­ собаки бывают маленькие, средние и большие по размерам. ­ разный окрас ­ шерсть бывает гладкая, короткая и длинная, не имеют шерсти.  ­ имеют разный характер: добрые, ласковые и злые, агрессивные. 8 ­ Подумайте и пробуйте по образцу схематически изобразить то, что вы уже  знаете о кошках. (работа проводиться в парах, можно использовать те же карточки, затем  выполненная работа проверяется коллективно) ­Откуда мы взяли эту информацию? (подумали и вспомнили, что уже знаем о собаках и кошках) ­Положите эти листочки в нужный кармашек  дневника исследователя. ­ Что общего у собаки и кошки? (бывают разных пород) ­ Сейчас мы можем воспользоваться  способом получения информации «Спроси у другого человека» (выступает ученик с сообщением о породах собак,  дети рассматривают картинки в атласе­определителе с. 198­201 и на слайде, затем выступает ученик, который рассказывает о породах кошек, дети  рассматривают рисунки в учебнике на с. 84­87 (часть 1) и на слайде) (13 слайд) (14 слайд) 9 ­ Каким способом воспользовался выступающий? («Получение информации  из книги») (12 слайд) ­ У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих  питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например,  выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться,  как они спят, с чего начинают утро и т.д. (видеосюжет ученицы «Один день из жизни моего кота», в котором Наумова  Яна с мамой рассказывают о своем питомце – 7 мин.) YIII. Игра­физкультминутка  на внимание «Кошки ­ собаки». (Все дети встают и делятся на 2 группы: кошки и собаки, выбранная учителем  группа, по команде быстро выполняет задание.) IX. Итог урока. ­ Любое исследование теряет смысл, если мы не сделаем выводы, и не  подведем итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить. (можно вывести 10 слайд) Для этого разложим на столе листочки с собранными данными. ­ Что мы можем рассказать о кошках и собаках? ­ Что нового и интересного узнали об этих животных? (звучит обращение мудрой черепахи к ребятам о том, как нужно относиться к  своим питомцам, голос записан на аудиокассету) ­ Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. (11 слайд) В   дальнейшем   каждый   из   вас   научится   проводить   самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу! Х. Рефлексия. ­Я сегодня узнал (а)…….. ­Я сегодня научился (лась)….. ­После урока мне захотелось….. 10 ХI. Домашнее задание. (15 слайд)  Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану  (выдается каждому ученику): 1. Порода. 2. Кличка. 3. Возраст. 4. Внешний вид. 5. Особенности характера. 6. Твое отношение к животному. Группе «сильных» учащихся дается задание выполнить  исследовательскую  работу по теме «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения». Дети, у которых нет домашних животных, находят интересную информацию  по теме «Кошки и собаки» в различных изданиях и книгах и готовят краткие  сообщения. Следующий урок проводится в форме конференции, на которой ребята:   Делают сообщения и создается выставка книг и журналов, в которых  дети нашли данный материал.  Читают составленные рассказы о своих питомцах, в это время на экране демонстрируются отсканированные фотографии, организуется выставка рисунков.   Группа учащихся выступает с исследовательской работой на тему  (16 слайд) «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения». Приложения. Y. Физкультминутка. ­ Ребята, я для вас сочинила новую физкультминутку. Вы наверное устали? (Да) 11 И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как кошки зашипели,(ш­ш­ш) Коготочки показали, «Мяу, мяу» ­ все сказали, Как щенята поскакали, Хвостиками повиляли И за кустиком пропали.            1.Наша   группа   постаралась   исследовать   тему:   «Собаки   в   городе. Собранный материал исследований группы:   Проблемы и пути их решения» Какие же существуют проблемы содержания собак в городе? К ним можно отнести: ­ Загрязненные дворы и детские площадки.                 ­  Конфликты владельцев собак и прохожих. ­   Наличие   бездомных   собак,   которые   переносят   болезни   и   могут стаей напасть на человека. ­   Нередко   собаки   бывают   участниками   дорожно­транспортных происшествий. Эти проблемы касаются почти каждого жителя нашего города, поэтому мы считаем эту тему важной для людей. 2. Работая над темой «Собаки в городе», мы поставили перед собой цель – изучить влияние собак на обстановку в городе и жизнь людей. Наша группа исследовала домашних и бездомных собак и территорию, на которой они обитают.           Мы постарались решить такие задачи исследования: ­ Понаблюдать как много бездомных собак на улицах нашего района. ­ Выяснить какие собаки больше загрязняют дворы и детские площадки (домашние или бездомные). ­ Узнать какими болезнями бездомные собаки могут заразить людей. ­   Выяснить,   как   часто   собаки   являются   участниками   дорожно­ транспортных происшествий.      3.Изучая литературу по этой проблеме, мы узнали много интересного о том, как человек приручил собаку. С самых древних времен собака стала другом и помощником человека. Для собаки человек являлся как бы вожаком стаи, которого она боится, но в тоже время знает, что зависит от него, что он о ней заботится. Большинство бездомных псов живут стаями, которые состоят из 3­ 4собак.   В   стае   ­   два   вожака.   Как   правило,   вожаком   становится   не   самый сильный, а самый опытный, то есть тот, кто знает, где взять корм. 12 4. Ученые выделяют четыре типа собачьей бездомности: ­   Собаки,   которые   ютятся   возле   складов,   сторожей   они   считают хозяевами. ­   Собаки­попрошайки.   Они   используют   человека   как   средство добывания   пищи.   Эти   псы   обитают   обычно   на   рынках   или   возле магазинов.   Бродячие псы. Они добывают еду сами. Они готовы признать лишь нескольких людей, и то лишь в качестве знакомых. ­  Есть  и  совсем  дикие  собаки  – мы  их  практически  не  видим.  Они живут на окраинах города и выходят на охоту только ночью. Такие собаки избегают людей. 1. Опасны ли бездомные собаки?  По   данным   из   Интернета,   в   пятидесяти­восьмидесяти   процентов случаев на людей нападают сторожевые и домашние собаки, только пять процентов бездомных собак представляют опасность для человека, что могут заразить неприятными заболеваниями.            Беспризорность собак может привести их к одичанию и сплочению в            стаи. Это опасно, так как стаями собакам легче нападать на человека.        2. На территории нашего микрорайона бездомных собак много, но        домашних собак в несколько раз больше. Например, по дороге от            школы до дома мне встречалась одна бездомная собака и три­четыре      домашних, которые шли с хозяином или на них были ошейники.      Чаще всего бездомных псов можно встретить около складов с      продуктами, мусорных бочков, на остановках и около киосков. Я      встречал собак по одной или парами, но не больше трех. И еще я      заметил, что в холодную погоду собаки встречаются реже, чем во       время оттепели.         3. А   я   постаралась   выяснить,   какие   собаки   больше   загрязняют   дворы: домашние или бездомные? В   нашем   дворе____   домашних   собак   и   ____   бездомных.   Мои наблюдения   показали,   что   бездомные   собаки   не   находятся   во   дворе постоянно, а домашних собак выгуливают во дворе несколько раз в            день. Значит, наш двор загрязняют домашние собаки больше, чем               бездомные. 4. Чтобы   выяснить   какими   болезнями   болеют   собаки,   мы   с   мамой позвонили в ветеринарную клинику. Из разговора с ветеринаром   мы узнали,   что   собаки   могут   заразить   человека   бешенством,   лишаем   и другими   неприятными   заболеваниями.   А   еще   мы   узнали,   что   собаки 13 могут болеть такими же заболеваниями, как и человек. У собаки может быть простуда, порок сердца, болезни желудка, головные боли и даже рак. 5. С вопросом, как часто собаки становятся участниками дорожно­           транспортных происшествий, мы обратились к инспектору дорожно­           патрульной службы Андрееву Сергею Михайловичу. Он ответил, что            это бывает очень редко. Из прочитанной литературы я узнала о том,                что собаки очень хорошо приспособились к нашей жизни. «Псы               никогда не перебегают оживленный перекресток напрямую. А             останавливаются  перед светофором и идут только на зеленый свет,               вместе с людьми. Собаки в больших городах научились             передвигаться даже с помощью метро». 10. В результате работы мы пришли к следующим выводам:           Загрязнение наших дворов происходит в основном домашними               животными, и за них отвечают владельцы, которые не соблюдают             правила выгула собак. Считаю, что наши дворы станут чище, если             ограждать специальные места выгула собак. А тех владельцев,            которые  будут нарушать этот закон, нужно наказывать.            На специальных площадках собаки могли бы резвиться и не пугать             прохожих, они были бы безопасны для окружающих.    11.Бездомные собаки не прививаются, поэтому при увеличении их  числа          возникают эпидемии различных болезней, которыми они могут               заразить человека. Поэтому нельзя общаться с бездомными собаками!  12. В наше время существует три способа решения проблемы бездомных            животных. Создание приютов – это наиболее добрый путь решения               этой  проблемы. И еще я считаю, что человек, который взял в дом           маленького  щенка, не должен выбрасывать его на улицу. Ведь мы в           ответе за тех, кого приручаем!          13. В целом эта тема очень большая и серьезная, и чем больше людей             будут ею заниматься, тем быстрее мы ее решим!  В конце урока подводятся итоги, работа детей оценивается и учитель поздравляет   учеников   с   тем,   что   каждый   из   них   побывал   в   роли исследователя. Стихотворение, которое сочинил ученик на основе своих наблюдений за  бездомной кошкой: 14           Бездомная кошка. Вот серая кошка сидит у крыльца. Горе ей, настоящее горе – наступила зима! Где ей погреться? Где ей поесть? Хорошо, что есть много добрых людей! Несут ей кусочки, что повкусней. Когда после школы иду я домой Встречает меня кошка вечерней порой. Я говорю ей: «Привет!» Она обязательно мяукает в ответ.                                      Габов Алеша                                      2 «А» класс Провели выставку рисунков «Наши любимцы» 15 Материально­техническое обеспечение 1. Помещение:  классная комната с частичным затемнением 2.  Перечень конкретного оборудования:  Магнитная доска  Компьютер Интерактивная доска Медиапроектор Звуковые колонки 3.Перечень пособий и раздаточного материала: Демонстративные пособия: Толковый словарь Ожегова. Компьютерная презентация «Про кошек и собак». Раздаточный материал: Дневники исследователей. Маленькие листочки белой бумаги (для рисования символов) 4. Список литературы и других материалов: Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности [Текст]: 1­4 кл.; в 2 ч. Ч1/ сост. Р.Г.Чуракова. – М.:  Академкнига/Учебник, 2011.  Федотова О.Н. Окружающий мир. 1кл. [Текст]: учебник: в 2 ч./  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник,  2013. Федотова О.Н. Окружающий мир. 1кл. [Текст]: хрестоматия/  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник,  2012.       Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Часть 1;  Ассоциация XXI век ­ М., 2009. 16           Саплин А. И., Саплина Е. В. Окружающий мир. Общество. 1­4 класс.  Атлас; ДИК, Дрофа ­ М., 2010.  Атлас­определитель «От неба до земли» Плешаков А.А. Аудиозапись «Звуки животных» Аудиозапись музыки для релаксации Видеоролик «Один день из жизни моего кота» Интернет­ресурсы:  http://yandex.ru http://www.priroda.su http://allforchildren.ru/ http://fotki.yandex.ru/users/tim­cherepanov2007/view/309513?page=4 http://pochemuchca.ru/naturalist/priroda17.html

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Обобщение опыта работы Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018