В этой работе я постаралась раскрыть моменты своей темы по самообразованию "Повышение мотивации к изучению географии через проектную деятельность". Трудно было начинать это делать 10 лет назад, а сейчас это использую в своей практике почти на каждом уроке ( и свои работы, а чаще - работы своих учеников). Ежегодно участвую в научно-исследовательских конференциях в школе, районе.
Обобщение опыта.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Покров
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ
ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАЛЬКЕР ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ,
учителя географии высшей категории
Покров 2017
ПЛАН
1. Тема опыта. Условия возникновения, становления опыта.
Актуальность опыта. Цель и задачи педагогической
деятельности. ………………………………………………. 3 4
2. Технология опыта……………………………………………….. 5 8
3. Результативность………………………………………………… 9
4. Внеклассная деятельность……………………………………… 10
5. Заключение……………………………………………………….. 11
6. Теоретическая база. Литература………………………………. 12
7. Приложение………………………………………………………. 13 28
2 1. Тема опыта. Условия возникновения, становления опыта.
Актуальность опыта. Цель и задачи педагогической деятельности.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ
ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Изведав мучения жажды,
Я попробовал вырыть колодец,
Чтобы из него черпали и другие.
Эрнест СетонТомпсон
(канадский писатель, естествоиспытатель)
Модернизация российского образования создает условия перехода от экстенсивно
информативного к интенсивнофундаментальному обучению при существенной
активизации познавательной деятельности учащихся, которая подразумевает осознания им
целей изучения учебного материала, форм и методов своей работы, увеличение степени
самостоятельности умственного труда.
Современное информационное общество предъявляет к выпускникам
особые требования. И сегодня выпускник школы должен обладать следующими умениями:
Умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Умение самостоятельно приобретать необходимые знания и самостоятельно
применять их на практике для решения проблем.
Умение самостоятельно критически мыслить.
Умение видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя
современные технологии, искать пути их рационального решения.
Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Умение грамотно работать с информацией.
Одно из условий формирования такой, самоопределяющейся личности – создание
образовательного пространства,
дающего возможность каждому ученику
систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». В
связи с этим значение применения в обучении новых технологий, использование
исследовательского подхода трудно переоценить. Только реализуя на практике принципы
3 личностноориентированного развивающегося обучения, активизируя деятельность
учащихся, возможно сформировать самореализующуюся, самоопределяющуюся личность.
Этим и объясняется выбор мною темы педагогической деятельности.
Моя тема в современном обществе очень актуальна и востребована. «Новая
концепция географического образования в средней школе России»,
«Государственный стандарт общего образования» направлены на обеспечение гарантий
реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее
образование, и на выражение возрастающей ответственности государства за повышение
качества образования нации и стимулирование их интереса к учению.
Тема моей
педагогической деятельности тесно связана с темой работы школы «Профильное
обучение как средство социализации школьника» и отражена в деятельности
методического объединения школы учителей географии, биологии и химии – Развитие
познавательного интереса к
своему предмету через инновационные методы
обучения».
Цель моей педагогической деятельности – обеспечение необходимого уровня
усвоения систематизированных знаний по географии через организацию проектной
деятельности учащихся.
Для достижения цели наметила следующие задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
Содействие развитию коммуникативной компетентности и познавательной
активности.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно
неправильно), но и по процессу его достижения.
География обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и
формирования положительной мотивации в учебном процессе. И поэтому в настоящее
время большое внимание уделяется тенденциям изменения школьного географического
образования в условиях современности. Для их реализации использую следующие приемы:
профессиональная компетентность;
современные педагогические технологии;
результативность образовательного процесса;
основы здорового образа жизни;
аналитическая деятельность педагога и учащихся;
современная концепция естествознания;
социализация личности школьника;
интеграция предметов школьного цикла.
4 2. Технология и содержание опыта.
Решение поставленных задач на учебном занятии с использованием методов
проектов проходит несколько этапов:
подготовительный этап;
постановка проблемной ситуации;
формирование учебных групп;
организация учебной деятельности учащихся в группе;
презентация групповых решений;
рефлексия прошедшего занятия.
На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик
любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт,
знания, интересы, направленность. Ученик избирательно относится ко всему, что
воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные по всем правилам
научной и педагогической логики, усваиваются учениками, а только те, которые входят в
состав их личного опыта. Учащийся в этой ситуации перестраивает прежние
представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личностного опыта,
наделяет их личностным смыслом.
На 1 этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача
учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций. Выделение проблемы
уже указывает на то, что субъект имеет определенный запас знаний, необходимый для
приобретения новых знаний. Проблема определяется как знание о незнании. Так,
например, при работе по теме урока «Внутренние воды» учащиеся устанавливают, что их
большое разнообразие, размещаются они неравномерно и их надо охранять. Перед
ребятами возникла проблема – с чем это связано?
Поставив проблемную ситуацию, переходим ко 2 этапу – формированию учебных
групп с тем, чтобы разрешить поставленную проблему. На таких уроках я использую
групповую форму организации учебного процесса для более успешного и полного
освоения учащимися учебного материала. Ребята с интересом и большим удовольствием
принимают участие в творческом проекте, что позитивно сказывается на повышении
мотивации к предмету. Группы могут быть смешанного состава (разные уровни
успеваемости учащихся). В каждой группе назначается командир (консультант), который
5 выполняет направляющую, корректирующую, контролирующую функции. Как правило, это
ученик, проявляющий интерес к предмету и являющийся помощником учителя на уроке.
Так, например, при изучении темы «Внутренние воды Владимирской области» провели
урок – путешествие – конференцию, где каждая группа получила маршрутный лист
опережающее задание. Приложение 1
Для выполнения его учащиеся используют дополнительные материалы, проводят
экскурсии, изучают краеведческий материал. Эти задания позволяют развивать у
обучаемых творческую активность, самостоятельность, ответственность и другие важные
качества личности. При организации урока были использованы различные методы:
вербальные (рассказ, беседа, диалог);
наглядные (карты, рисунки, иллюстрации, фото);
творческие (стихотворение, написанное к нашему уроку учителем русского языка и
литературы школы Минеевой С.В.). Такое разнообразие форм и методов делает урок
продуктивным.
На 3 этапе – организации учебной деятельности учащихся в группе происходит
усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего
решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию
группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Приложение 2
Организация следующего 5 этапа – презентация группового решения – зависит от
задуманного построения всего занятия.
Таблица 1. Организация презентаций групповых решений.
Формы совместной
деятельности
Совместно
индивидуальная
Совместно –
последовательная
Совместно –
взаимодействующая
Варианты презентации групповых решений
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения
обсуждаются, из них выбирается лучшее.
Продукт деятельности каждой группы становится определенной
ступенью к решению общей проблемы.
Перегруппировка учащихся, в результате между новыми
группами происходит интенсивный обмен наработками. После
возвращения в исходные группы учащиеся имеют возможность
при минимальных временных затратах найти общее решение
проблемы.
Презентация решений проходит в следующих формах:
устное сообщение;
представление структурно – логических схем;
выпуск стенгазет по загрязнению и охране вод;
заполнение таблиц, опорных конспектов и пр.
Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей
значимости 5 этапом, который можно определить как отличительную особенность
интерактивного обучения методом проекта рефлексией прошедшего занятия.
6 Стоит заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным
образом выразить отношение к происходящему.
Приложение 35
Я обобщаю опыт по данной теме за три года на примере работы с одним и тем же
классом. И в качестве рефлексии на уроке в 6а классе использовала цвет. В 7а классе
предлагаю придумать символ уроку, характеризующий наш урок по воде. А в
8а классе предлагаю впечатления об уроке выразить уже вербально: «Продолжите
предложение…»
Итогом любой рефлексии является следующее. Стараюсь, чтобы каждый ученик
нашел в уроке для себя чтото позитивное, сделал открытия в себе, создал
положительное впечатление о своих особенностях, ушел с урока с ситуацией успеха.
Применение рефлексии помогает ученику лучше разобраться в своих ощущениях,
способностях; прочувствовать свои возможности, что вселяет в него уверенность в
своих силах и как следствие – порождает познавательную активность (мотивацию) к
предмету географии и ребенок с интересом и желанием идет на следующий урок.
Работа по технологии проектной деятельности учащихся предъявляет особые
требования к учителю:
преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора,
эксперта, консультанта;
учитель использует совокупность приемов, действий учащихся в их определенной
последовательности для решения определенной проблемы;
педагог находит проблемную формулировку темы урока, значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта;
учитель предоставляет учащимся возможность самостоятельного приобретения
знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего
интеграций знаний из различных областей.
Из проектной деятельности стараюсь использовать различные виды проектов. Но
исследовательскому проекту.
обсуждение и оформление полученных результатов.
Такие проекты
особое внимание хочу уделить
ориентированы не решение проблемы, включающей выявление актуальности темы
исследования, обозначения цели, задач, предмета и объекта исследования, путей решения
проблемы,
В любом
исследовательском проекте – проявление творчества учащихся. Примеры из опыта
работы. Четыре года назад в гимназическом 8а классе директор школы предложила
переводную аттестацию по географии провести в виде защиты творческих работ по
природе России и родного края. Это было интересно, но и сложно для первого проекта.
Что я сделала? За два месяца до экзамена предложила темы работ – проектов.
Приложение 6
Ребята их выбрали индивидуально и парами, а у меня была роль независимого
консультанта: предложить список литературы, организовать и направить в организации,
предприятия, библиотеки города и т.д. Результат
у большинства учащихся был
превосходным – посетили архитектурный отдел, лесничество, ЖКХ, поликлинику,
городской музей; провели опросы жителей; оформили творческие работы. Оценили данные
проекты очень хорошо. Экзамен удался, учащиеся показали свои знания и умения по курсу
«Природа России и родного края» и первую большую исследовательскокраеведческую
работу « Зависимость здоровья жителей города Покров от состояния окружающей среды»,
которую представили потом в районе на первой научнопрактической конференции
«Петушинский район: шаг в будущее» и были отмечены Почетной грамотой.
По продолжительности проведения это был среднесрочный проект (несколько
месяцев).
7 А теперь, из года в год ребята выбирают долгосрочные проекты, которые
разрабатываются ими в течение учебного года, чаще осуществляются во внеурочное время.
И здесь у меня роль консультанта, помощника и друга. С двумя работами мы приняли
участие во Всероссийском конкурсе «Портфолио»:
1. «Влияние экологии на здоровье жителей г.Покров»
2. «Вода: вчера, сегодня, завтра»
Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе современных активных
инновационных методов обучения, способствует повышению мотивации к изучению
географии, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.
Для выявления индивидуальных особенностей учащихся, создания комфортных
условий во взаимодействии педагога, учащихся и родителей, повышения познавательного
интереса и прогнозируемой результативности обучения, воспитания и развития в нашей
школе введено психологическое сопровождение учебного процесса.
В своей педагогической деятельности совместно с психологом школы, все в том же
классе на протяжении работы с ними с 6го по 9ый классы, проводили следующие
психологические исследования:
1.Отношение к учебным предметам в 6а классе (200405 уч.год) и на выпуске в 9а
классе (200708 уч.год).
2.Определение уровня развития мышления (интеллектуальное развитие) учащихся в 9а
классе (200708 уч.год).
3.Определение общих способностей учащихся 9а класса (умственное развитие)
Приложение 811
(школьного психологического тестирования
По результатам проведенного ШТУРа
умственного развития учащихся) видно следующее:
1. Большее количество учащихся класса предпочтение отдали географии; не осталось
учеников, которые вообще не любят предмет и география стала одним из любимых
предметов.
2. В данном классе 90% учащихся нормативный уровень интеллектуального развития и
5% высокий.
3. Уровень усвоенности знаний учащихся по географии достигает 55%, что выше
уровня усвоенности знаний по основным предметам (русский язык, литература,
история) и почти на одном уровне с физикой и математикой.
4. Уровень развития вербально – логического мышления (коммуникативные
способности) развит в данном классе на среднем и высоком уровне.
Таким образом, данные исследования показывают, что предмет география учащимся
интересен, важен и востребован в тех классах, где я преподаю.
8 3. Результативность педагогической деятельности.
Результативность использования проектной деятельности как элемента интерактивного
обучения на уроках географии оценивалась по следующим критериям моей педагогической
деятельности, исходя из ее задач:
1.Уровень обученности учащихся.
2.Мониторинг качества знаний.
3.Количество призовых мест в районных олимпиадах.
4.Показатели выбора географии в качестве итоговой аттестации.
5.Итоги выпускных экзаменов.
Для оценки результативности внедрения опыта применялся программно
технологический комплекс «Результата образовательного процесса» (Канаев Б.И., Канаев
Д.Б.). Изучение сформированности показателей учебной деятельности, уровня
самореализации проводилось на этапе обучения школьников в среднем и старшем звене с
200405 по 200708 учебные года. Ребята этого класса обучаются по традиционной
программе с элементами развивающего обучения. При тематическом планировании
использую методические пособия и разработки, рекомендованные Министерством
Образования РФ и учебнометодический комплекс на каждой параллели по географии.
Приложение 12,13
По первому, второму и третьему критериям анализировался уровень обученности за
три года в одной параллели классов. Уровень успеваемости стабильный и составляет 100%.
Уровень качества знаний у учащихся ближе к 80%, что превышает уровень знаний по
другим общеучебным дисциплинам школы. Приложение 14
9 По четвертому и пятому критериям – выявлению уровня самореализации школьников –
мы видим какой процент выпускников 9х и 10 (11)х классов выбирает экзамен по
географии в качестве итоговой аттестации. В 9х классах почти половина выбирает
географию( в 200708 г. у меня был один класс); учащиеся 10 (11) классов – почти в
полном составе. Приложение 15
И результаты выпускных экзаменов по школе из всех общеучебных дисциплин довольно
стабильные и высокие. Приложение 16
Высокий уровень обученности проявляется в участии детей на районных предметных
олимпиадах. Мои ученики ежегодно занимают призовые места.
Приложение 17,18
Пози
тивным итогом своей педагогической деятельности считаю и такие результаты:
Выпускники – медалисты нашей школы. Особенно «звездным» был выпуск 2004
05 года – в этом выпуске я была классным руководителем в 11б классе.
Приложение 19
В какие ВУЗы России поступают наши выпускники по географическому и
экономическому направлениям. Приложение 20
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности разработанных и
методов интерактивного обучения через проектную
реализуемых
деятельность,
направленных на создание условий оптимизации
самореализации школьников в учебной деятельности.
Контроль над усвоением знаний школьников выявляю различными путями:
1. Диагностически построенный устный опрос учеников (не тороплюсь выставить
отметку за ответ, а при помощи дополнительных вопросов пытаюсь смотивировать
ученика на получение лучшей отметки, «прощупать» причины неполного усвоения
материала).
2. Письменные контрольные работы, в которых стараюсь предусмотреть задания на все
виды знаний, умений, их уровни и качество.
3. тестовые опросы. Приложение 21
Контролем стараюсь стимулировать желание ребенка заниматься моим предметом,
развивать и повышать интерес к географии.
4. Внеурочная деятельность.
Особое место в развитии креативных, коммуникативных способностей имеет
внеурочная деятельность по предмету. Традиционно образовательный процесс связан с
передачей – получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Монотонный,
из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий приводит к снижению
познавательного интереса у детей в изучении любого предмета. И одна из основных задач
учителя – поиск новых методов, приемов обучения. И частично это помогает решить
занимательные внеклассные мероприятия. Проведение недель и декад по географии
традиционно и является праздником для детей и учителя. В ходе таких декад я провожу
проекты самых разных форм: игры, КВН, викторины, конкурсы, вечера, экскурсии,
конференции, работу видеозала и др. Планы проведения и методические разработки
представлены в Приложение 2224.
: это бытовая неустроенность, отсутствие у многих жилья, низкие доходы, загруженность
работой или учебой, нерегистрируемые гражданские браки и многое другое. Все это
сказывается на воспитании ребенка. Еще А.С.Макаренко выдвинул весьма важную
10 педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения
семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную
деятельность родителей.
Из опыта работы классным руководителем знаю, что в первую очередь надо «наладить
контакт» в следующей цепочке «ученик – родитель – учитель (предметник)». В таком
взаимоотношении укрепляется воспитательный процесс с помощью различных форм
взаимодействия. Воспитывать в своих ребятах доброту, нравственность, любовь к
ближнему и родному краю, патриотизм, трудолюбие помогает тоже метод проектов. Это
такой тип сотворчества детей и взрослых, главным условием которого является общение
на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать.
В воспитательной работе с классом также использую разнообразные формы и
методы: классные собрания и тематические классные часы, совместные родительские
собрания и круглые столы, вечера – встречи и спортивные праздники, конкурсы,
совместные походы с родителями и членами семьи.
Ребята класса активно принимают участие в школьных, городских и районных
праздниках, конкурсах, соревнованиях и занимают призовые места. Я не только учитель
географии, но и классный руководитель (на данный момент в 9г классе). Воспитываю и
выпускаю в данной школе четвертый классный коллектив. Каждый новый класс не похож
на предыдущий, но работать с любыми учениками интересно и увлекательно.
В настоящее время современная семья претерпевает серьезный кризис, который вызван
рядом причин
5. Заключение.
Таким образом, современные педагогические технологии помогают существенно
повысить эффективность образовательного процесса,
решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески
свободной личности. Современное постиндустриальное общество в большей степени
заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно
действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Достижение поставленных задач невозможно без саморазвития учителя. С этой
целью занимаюсь самообразованием: изучаю классическую психологическую литературу и
ее новинки, материалы по предмету, знакомлюсь с методическими новинками в
специальных журналах и газетах, СМИ, посещаю курсы повышения квалификации учителе
при ВИПКРО, изучаю опыт учителей района и области, принимаю участие в научно
11 практических конференциях школы, района и субъектов РФ по географическому и
экономическому направлениям.
Систематически обмениваюсь педагогическим опытом по использованию
интерактивных подходов в обучении на методических объединениях школы и района.
Выступаю с докладами и сообщениями на педсоветах школы. Неоднократно сообщала об
опыте своей работы на августовских секциях учителей географии, регулярно провожу
семинары на базе своей школы. Приложение 2527
Но в моей педагогической деятельности есть и нерешенные проблемы:
Пока не овладела в совершенстве законами конструктивного общения, поэтому
порой возникают проблемные педагогические ситуации.
Иногда не хватает багажа психологических знаний для решения тех или иных
проблем.
Не всегда должным образом провожу коррекционную работу с родителями.
Мой стиль преподавания – эмоционально – интуитивный. Вследствие этого не
всегда получается эффективная работа по повторению и закреплению учебного
материала.
В силу социального фактора не всегда удается включить в учебный процесс
каждого ребенка.
Школе необходим еще один учитель географии, изза большой нагрузки не
уделяю должного внимания и времени индивидуальному и факультативному
обучению; не налажена система работы с одаренными детьми.
Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий
обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит помогают
повышать мотивацию к предмету географии.
Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у
учащихся по своему предмету и естественно ЛЮБВИ К НЕМУ!
6. Теоретическая база и литература.
В последние годы понятийное пространство педагогики стало осваиваться смежными
науками. В процессе поиска определения, которое бы отражало новое содержание учебных
взаимодействий, появился термин интерактивное обучение. И суть интерактивного
обучения заключается в разнообразии современных педагогических технологий. Свой опыт
я представляю проектной деятельностью, которую американский педагог В.Килпатрик
определил как «от души выполняемый замысел» («Метод проекта», 1918 г).
12 Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах
Е.С.Полат..
Базовыми для разработки изучаемой проблемы явились следующие труды:
1. Безрукова В.С. // Словарь нового педагогического мышления// Свердловская обл.;
ИУУ, 1999 г.
2. Вульфова Б.З., Анисимова О.С. // Актуальные вопросы развития рефлексии
педагога и школьников // Москва, 2004 г.
3. Господникова М.К. // Совместные воспитательные проекты // Волгоград,
издательство «Учитель», 2008г.
4. Джон Дьюи // Демократия и образование // Москва, 2001 г.
5. Душина И.В. // Педагогические технологии обучения географии// География в
школе, № 3, 2003 г.
6. Захарченко Е.Ю.
// Структура портфолио учителя// практические
административные работы № 8, 2006 г.
7. Ильина Е.В., Машбица Е.И. // Психологические и педагогические аспекты развития
взаимодействия учителя и учащихся// Москва, 2003 г.
8. Килпатрик В. // Основы метода проекта // Москва, 1928 г.
9. Канаев Б.И., Канаев Д.Б. // Результаты образовательного процесса//, метод
комплекс, 2005г.
10. Латышына Д.И. // История педагогики // Москва, 2004 г.
11. Михайловский О.С. // Портфолио учителя. Обобщение и систематизация
педагогических достижений // Образование в современной школе, № 9, 2006 г.
12. Полат Е.С. // Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования// учебное пособие, Москва, «Академия», 2007 г.
13. Под ред. М.В. ГА Мезо // Возрастная и педагогическая психология// Москва,
1998г.
14. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. // Формирование коллектива класса// Москва, ООО
«5 за знания», 2006г.
15. Фокин Ю.Г. // Преподавание и воспитание в школе. Методология, цели и
содержание, творчество.// Москва, 2005г.
13
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Обобщение опыта работы по географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.