Обобщение опыта работы по воспитанию культуры поведения младших школьников посредством русских народных сказок.
Оценка 4.7

Обобщение опыта работы по воспитанию культуры поведения младших школьников посредством русских народных сказок.

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа
3 кл
05.01.2017
Обобщение опыта работы по воспитанию культуры поведения младших школьников посредством русских народных сказок.
Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не знавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. В самой прямой форме в сказке отражена борьба светлого и темного.Здесь представлены материалы по культурно-нравственному воспитанию младших школьников.
обобщение опыта по сказке.doc

 

 

 

 

 

Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников посредством сказок».

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Дарья Владимировна Мерк

Классный руководитель 2 «А» класса

                                            КОУ «Тарская средняя

                                                                общеобразовательная школа № 4»

 

 

 

 

 

Тара

2011 г.

 

Введение.

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живёт,

Чтобы, 

Чтобы,

Чтобы снова 

Добрый злого победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!

Ю. Мориц

Я работаю в школе 7 лет. Год за годом приходится наблюдать динамику снижения уровня культуры поведения в детском коллективе, основными причинами которого стали:

- снижение культурного уровня семьи;

- влияние социальной среды, в которой воспитывается новое поколение;        

- телевидение и интернет.

Пристальное внимание вызывает культура поведения младших школьников. С этой проблемой приходится сталкиваться с самого первого класса, так как дети приходят в школу с тем багажом культурных навыков, который они успели получить дома и в детском саду, в социуме.

Вопросы культурно-нравственного поведения давно заинтересовали учёных- культурологов:  М.М. Бахтина, B.C. Библера, О.Е. Савельева, Э.В. Соколова и др., психологов: Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.В. Рыжова.  В том или ином аспекте проблематику поведения затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги - классики П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Размышляя над вопросом «Как помочь детям в преодолении этой проблемы?», я  стала наблюдать, в ходе чего пришла к выводу, что на детей каким-то особым, чудным  образом влияют сказки. Во время прочтения, можно было видеть как внимательно и с каким интересом дети слушают их, как их обсуждают и делают выводы, как  активно принимают участие в  инсценировках и театрализациях. Именно это и помогло мне в выборе темы: «Воспитание культуры поведения младших школьников посредством сказок».

Сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребенка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой – непременно хороший сын или дочь.

Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям.

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос  о поиске новых, более эффективных методов и приемов воспитания. В новых образовательных стандартах делается основной акцент на нравственное воспитание подрастающего поколения посредством внеклассной работы.

 

Одним из возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие коммуникативности младших школьников  на основе драматизации сказки.

Младший школьник должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству.

 

 

 

Идея и тема опыта.

 

Перед каждым классным руководителем стоит проблема повышения   уровня  культуры поведения  младших школьников.  У преподавателя имеется возможность направить потенциал школьной образовательной среды на воспитание культурного поведения. При этом необходимо активизировать  роль учащихся, как творцов собственной культуры поведения.

Воспитательная система должна представлять собой среду благоприятствующую становлению  личности учащихся, ориентированной на нравственные ценности человека. У школьников должно постепенно формироваться убеждение в том, что успешность и  высокое качество жизни зависят от собственной культуры человека. Учащиеся, воспринимающие культуру поведения через знания и традиции, обладают социально позитивной направленностью личности, определяющей его стремление к повышению качества жизни через самообразование, самовоспитание, самосовершенствование.

Классный руководитель должен создать такую воспитательную систему, которая бы мотивировала и вовлекла ребят в процесс становления социокультурных навыков человека.

 

Идея опыта основана на том, что эффективность формирования у школьников отношения к социокультурным навыкам человека значительно повысится если:

-                   культура поведения рассматривается, как социально-педагогическая проблема;

-                   модель формирования социокультурного поведения обусловлена закономерностями развития личности и основана на совокупности психолого-педагогических принципов, средств, форм и методов;

-                   система  социокультурного поведения строится  с учётом возрастных особенностей человека.

Соблюдение вышеперечисленных условий позволит создать воспитательную систему социокультурного поведения класса.

 В качестве подтверждения данной идеи я провела первичную и промежуточную диагностики на выявление уровня нравственной мотивации и уровня нравственной самооценки.

Класс, тип диагностики

Всего учеников

Нравственная самооценка

Нравственная мотивация

Высокая (34-36 б)

Средняя (29-32 б)

Низкая (до 29 б)

Высокая (4б)

Средняя (2-3 б)

Низкая (1 б)

1 класс, первичная

23-100%

9 – 39%

14-61%

-

6-26%

16-70%

1-4%

2 класс, промежуточная

23-100%

16-70%

7-30%

-

9-39%

14-61%

-

Из приведённых в таблице данных чётко видно, что использование сказок в воспитании культуры поведения младших школьников действительно оказывает своё благоприятное воздействие.  

 Актуальность темы определяется противоречиями между имеющимися   резервом возможностей в педагогическом процессе с одной стороны и недостаточной реализацией возможностей с другой стороны. Необходимость преодоления этого противоречия определи тему опыта: «Воспитание культуры поведения младших школьников посредством использования потенциала сказок».

 

 Цель и задачи.

Цель: создать условия для формирования, развития и коррекции культуры поведения посредством сказки, развития устойчивой мотивации на культурный образ жизни.

Эта цель предполагает формирование позитивного мироощущения, выработку у детей навыков поведения в семье, школе, социуме. Учит управлять своим настроением и отношениями с людьми; видеть, ценить прекрасное.

Задачи:

1.                  Объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью. Составить план самокоррекции и реализовать его.

2.                  Повысить квалификацию по вопросам образовательных технологий, направленных на воспитание культуры поведения.

3.                  Целенаправленно использовать образовательные технологии в ходе учебных занятий и внеклассной работы. Отслеживать  результаты как через наблюдения, так и с помощью объективных методов оценки.

4.                  Содействовать формированию в своём классе культуросообразной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на формирование и развитие культуры поведения.

                  Методологической основой опыта работы являются труды  Ш.А. Амонашвили, и других педагогов, изучающих различные аспекты формирования навыков культуры поведения в начальной школе.

 

Психологические особенности развития младших школьников.
   Младший школьный возраста определяется моментом поступления в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

 Младший школьный возраст - это периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. 
          Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт поведения в этом мире.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.  
         Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, не что иное, как игра. Игра это есть воплощенная - драматизированная, инсценированная сказка, а сказка – это игра – до своей инсценировки.

Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: И Кощея Бессмертного, и Бабу Ягу, и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребенка способность волноваться чужими несчастьями, созерцать радости другого, переживать чужую свадьбу как свою.
            Детей надо приучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении.
Вместе с детьми надо искать ответы на вопросы: почему в сказках Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих старших братьев? Не за глупость ведь, а за какие-то другие свойства характера и поступки? Что помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе? Почему, в конце концов, пострадал Колобок?                        

Дети склонны одушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. Детям полезны не только фольклорные сказки, но и сказки, написанные поэтами и писателями.  Сказки не только учат добру, неприятию зла, жадности, жестокости, но и прививают нравственные и эстетические пристрастия.

 "Сказка - ложь, да в ней намек…" - На что? На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как воспринимают сказку дети: молча и заворожено, не обсуждая и не критикуя. Сказка помогает ребёнку осознавать  положительное и отрицательное, например: король-отец и Кощей Бессмертный - это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а может быть Кощеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть. Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими.

Второй шаг - проигрывание ролей, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда. Необходимо обратить внимание на следующий момент. Ребенок, слушая, повторяя или выдумывая сказки, дает волю своим чувствам, изливает свой внутренний мир.

 Некоторые сказки  вызывают у ребёнка страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать сказки, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка.

  Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении, и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому, что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательныхэмоциях.  
             Таким образом, сила воздействия сказки очевидна. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро,  а это - Зло, этот персонаж - плохой,  а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

 

Теоретико-методологическая основа работы.

   Теоретико – методологическая основа работы базируется но основных положениях и учениях  о человеке, как сложном объекте познания и целостной системе методологии (А.Н.Леонтьев,  П.К.Анохин, К. Д. Ушинский).

При разработке теории и системы формирования культурно-нравственного поведения опиралась на концепцию воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик), где он рассматривается как своеобразная  модель общества, отражающая не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Изучила и проанализировала литературу по теме: И. А. Зимняя Общая стратегия воспитания в образовательной системе России, В.А. Сухомлинский Как воспитать настоящего человека, Богданов О. С, Черепкова С. В. Нравственное воспитание школьников, Неменский Б. М. Мудрость красоты.

Опыт.

Эффективность системы культуро-нравственного воспитания младших школьников зависит от методологических подходов и строится на принципах нравственного воспитания.

В своей работе использую следующие подходы:

·       Комплексность

·       Системность

·       Динамичность

Придерживаюсь следующих принципов:

1.     Принцип нравственности.

2.     Принцип морали.

3.     Принцип последовательности.

4.     Принцип соответствия содержания и организации и воспитания возрастным особенностям учащихся.

5.     Приоритет активных методов обучения и воспитания.

Для достижения положительных результатов в работе использую следующие формы и методы:

- театрализация;

- художественная постановка;

- инсценировка;

- перевоплощение;

- игра с куклами;

- просмотр;

- беседы и обсуждение;

- продолжение и сочинение;

- иллюстрирование.

Театрализация или драматизация  в одних случаях помогает ребёнку играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль;

  • исполнителям необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни, в предлагаемых обстоятельствах, с учетом сценического самочувствия и сквозного действия;
  • поведение исполнителей должно соответствовать их роли;  
  • текст сказки делится на " куски и задачи", т.е. сценки;
  • ученики должны концентрировать свое внимание на использовании лексических единиц языка в целях коммуникации, и их закреплении в устной речи, что способствует развитию воображения, общения у младших школьников, обоснованию и конкретизации текста сказки с учетом "метода физических действий" К.С.Станиславского (описание  в приложении 4)

Сочинение  сказок помогает раскрыть ребёнку свой творческий потенциал, продемонстрировать свою индивидуальность (описание см. в приложении 3)

Воспитательная система класса включает в себя следующие  направления:

1.    Диагностическое

2.    Воспитательное

3.    Взаимодействие субъектов воспитательного пространства

4.    Взаимодействие с семьёй.

1. Диагностическое направление  предполагает подборку элементов мониторинговой деятельности, которая поможет фиксировать культуро-нравственный  уровень школьников. На основе диагностических данных анализируется работа по нравственному воспитанию всех участников педагогического процесса, делаются выводы, проводится коррекционная работа по формированию индивидуальности учащихся.

2. Воспитательное направление раскрывает систему внеурочной работы по формированию культуры поведения младших школьников средствами сказки.

Цель воспитательной деятельности -  создание условий для формирования личности, которая бы приобрела в процессе воспитания строить  своё вариант жизни и поведения, достойный ЧЕЛОВЕКА.

3. Взаимодействие субъектов воспитательного пространства.

Создание культуро-нравственной системы воспитательного процесса невозможно без гуманизации взаимоотношений: ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-ученик-родитель, ученик-социум-ученик.

Современное образование предполагает ориентацию на формирование человеческого достоинства и культуру поведения, как первоочередные проблемы школы. Решать эту проблему поможет организованная система воспитания, способствующая выработке таких качеств личности, которые помогут ребёнку преодолеть ту или иную жизненную ситуацию и повысить свой культурный уровень.

4. Взаимодействие с семьёй.

Стараюсь создать единую воспитывающую среду, в которой бы целенаправленно формировались правовые, нравственные, эстетические качества личности школьника, относящегося к культуре поведения, как к ценности, способствующей успешной социализации. Для этого

- изучаю бытовую атмосферу школьника;

-знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

-вовлекаю родителей во внеурочную деятельность собственных детей;

- по мере возможности пытаюсь корректировать воспитание в семьях отдельных учащихся.

Использую такую форму работы как совместная творческая деятельность, которая подразумевает наличие тематических классных часов, организацию коллективных творческих дел, праздников и мероприятий.

Полученные и предполагаемые результаты.

Исследование проходило на базе КОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4». В исследовании принимали участие 23 человека, обучающихся 1 «А» класса. Логика исследования предполагает 3 этапа.

 

 

 

1.     Констатирующий этап:

Ознакомление с проблемой культуры поведения младших школьников. Для определения уровня культуры поведения мною были выбраны следующие методики:

1.     Диагностика нравственной самооценки;

2.     Диагностика нравственной мотивации.

    2. Формирующий этап: с целью повышения культуры поведения младших школьников мною был разработан комплекс внеклассных мероприятий, рассчитанный на 4 года обучения.

    3.  Контрольный этап:

     а) проведение вторичного исследования;

           б) диагностика   нравственной самооценки.

 В исследовании нами были использованы следующие методы:

- теоретические методы исследования: анализ и синтез;

- методы сбора информации: тест, опросник;

-методы выражения результатов исследования: диаграммы, таблицы.

Методики исследования.

Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

·         Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

·         в 3 балла - 2 единицы,

·         в 2 балла - 3 единицы,

·         в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

·         4 бала - высокий уровень

·         2, 3 бала - средний уровень

·         0, 1 бал - низкий уровень

Результаты нравственной самооценки на первичном этапе.

Респонденты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 А. Аня

34

0

0

  В. Никита

36

0

0

 Г. Кирилл

0

29

0

 Г.Иван

0

30

0

 Е. Саша

34

0

0

 И. Оксана

0

32

0

 К. Рома

0

33

0

 К. Андрей

0

31

0

 К. Саша

34

0

0

К. Кристина

34

0

0

К. Даниил

0

32

0

К. Костя

36

0

0

К. Ксюша

35

0

0

Л. Вика

0

31

0

М. Настя

0

33

0

М. Маша

0

32

0

О. Александра

34

0

0

П. Данила

0

32

0

С. Ксюша

34

0

0

С. Оля

0

29

0

С. Маша

0

32

0

С. Костя

0

32

0

С. Карина

0

32

0

Из таблицы 1 видно, что 14 детей имеют средний уровень нравственной самооценки (29-32 балла), 9 детей имеют высокий уровень (34-36 баллов).

 

Результаты измерения нравственной мотивации на первичном этапе.

Респонденты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 А. Аня

0

3

0

  В. Никита

0

3

0

 Г. Кирилл

0

2

0

 Г.Иван

0

3

0

 Е. Саша

0

3

0

 И. Оксана

0

2

0

 К. Рома

0

2

0

 К. Андрей

0

3

0

 К. Саша

4

0

0

К. Кристина

4

0

0

К. Даниил

0

0

1

К. Костя

0

2

0

К. Ксюша

4

0

0

Л. Вика

0

3

0

М. Настя

0

3

0

М. Маша

0

3

0

О. Александра

4

0

0

П. Данила

0

2

0

С. Ксюша

4

0

0

С. Оля

0

3

0

С. Маша

0

3

0

С. Костя

4

0

0

С. Карина

4

0

0

 

Таблица 2 показала, что у 15 детей преобладает средний уровень нравственной мотивации (2-3 балла), а высокий уровень  - у 7 детей (4 балла)

Для проверки эффективности предполагаемой культуро-нравственной  системы работы класса определили критерии, показатели эффективности воспитательного процесса, в основе которого лежит культуро-нравственаая направленность через содержание образования и воспитания, организацию жизнедеятельности учащихся с использованием методик отслеживания результатов деятельности.

Критерии разработаны на основе концептуальных условий.

условия

 

                           знаю                    понимаю                 делаю

 

                                          сопровождение

 

  Полученные данные показали положительную динамику уровня культурно-нравственной грамотности и поведения. Анализ проведённых диагностик показал, что  высокий уровень нравственной самооценки учащихся с 39 % дошёл до 70% (см. приложение 1). Анализируя результаты по нравственной мотивации, можно сделать вывод, что высокий уровень в 1 классе был 26%, а во 2 классе стал 39% (см. приложение 2). Так на низком уровне первичного этапа находился 1 человек  (Краснов Даниил). У него были проблемы в общении среди сверстников.  Привлекая  этого ребёнка к активной деятельности (инсценировкам, театрализациям и т.д.) удалось научить ребёнка правильно реагировать не детские шутки, выбирать нужную линию поведения в той или иной ситуации. Ребёнок стал активно принимать участие во внеклассных мероприятиях.

 Полученные результаты показывают тенденцию к повышению культурно - нравственного уровня  учащихся. Результаты говорят об эффективности предлагаемой системы воспитательной работы в классе.

В настоящее время нахожусь на этапе формирования и коррекции культурно – нравственных ценностей в детском коллективе. Практика по культуре поведения  помогает пополнять портфолио  детей новыми победами.

ВЫВОДЫ:
          Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не знавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. В самой прямой форме в сказке отражена борьба светлого и темного. 

 Выбирая сказку, надо предъявить им такие требования: сказка должна иметь положительное нравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту и развитию ребенка. Надо иметь в виду, что далеко не каждые сказки полезны, а есть и вредные, негодные для детского чтения.

 В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Сказка – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка. 

     Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).    

       Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать.… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию своих личностных качеств.

        Комбинируя различные приемы в работе со сказкой, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Работа с ребенком может быть проведена различными способами:

1)Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

2)Учитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

3) Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Таким образом, комбинируя различные приемы работы со сказками, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

В результате проделанной работы были достигнуты цели работы и выполнены поставленные задачи.

Библиографический список.

  1. Адамьянц Т.З. В поисках эмоционального и смыслового контакта / Мир психологии, 2002, №4.
  2. Адамьянц Т.З. Добрая книга для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007.
  3. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. Учебное пособие. М., ИС РАН. 2005.
  4. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов. Отв. ред. Т.З. Адамьянц. М., ИС РАН, 2003.
  5. Жаворонков А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 гг. М., Вершина, 2007.
  6.  Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.
  7.  Библиотека мировой литературы. Т.32. Сказки народов мира /сост. Аникин В.П. – М.: Дет. лит., 1985. - 733 с.
  8.  Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  9.  Возрастная педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Академия,. – 207 с.
  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  11. .  Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. – 2005. - № 12. – С.12 -17.
  12.   Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М.: Знание, 1987.
  13.   Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: ЛГУ, 1986.
  14.  Расскажи мне сказку / сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 463 с.
  15. Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Нач. школа. – 2004. - № 6.
     

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Диаграммы и диагностики.

Диаграмма 1 «Результаты диагностика нравственной самооценки»

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Диаграмма 2 «Результаты диагностики нравственной мотивации»

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, но голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь). Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).

«Закончи сказку»

Но дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит … ». Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи. Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии. Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.). Начало сказкисоставляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

 

Коллективное сочинение

Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно продолжить детям сочинение сказочного «сериала».

 

Сказка о Царевне – Несмеяне, которая очень редко улыбалась и не умела общаться с людьми (копия прилагается). Автор: Свирина Ксения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Инсценировка

Каждый ученик должен по-своему  «оживить» сказку: придумать костюм, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический. Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее - в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников посредством сказок»

Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников посредством сказок»

Введение. Это что за хоровод?

Введение. Это что за хоровод?

П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С

П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С

Одним из возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие коммуникативности младших школьников на основе драматизации сказки

Одним из возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие коммуникативности младших школьников на основе драматизации сказки

Идея опыта основана на том, что эффективность формирования у школьников отношения к социокультурным навыкам человека значительно повысится если: - культура поведения рассматривается, как социально-педагогическая проблема;…

Идея опыта основана на том, что эффективность формирования у школьников отношения к социокультурным навыкам человека значительно повысится если: - культура поведения рассматривается, как социально-педагогическая проблема;…

Цель и задачи. Цель: создать условия для формирования, развития и коррекции культуры поведения посредством сказки, развития устойчивой мотивации на культурный образ жизни

Цель и задачи. Цель: создать условия для формирования, развития и коррекции культуры поведения посредством сказки, развития устойчивой мотивации на культурный образ жизни

Обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка

Обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка

Детей надо приучать и размышлять над сказками

Детей надо приучать и размышлять над сказками

Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку…

Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку…

Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее

Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее

Опыт. Эффективность системы культуро-нравственного воспитания младших школьников зависит от методологических подходов и строится на принципах нравственного воспитания

Опыт. Эффективность системы культуро-нравственного воспитания младших школьников зависит от методологических подходов и строится на принципах нравственного воспитания

К.С.Станиславского (описание в приложении 4)

К.С.Станиславского (описание в приложении 4)

Создание культуро-нравственной системы воспитательного процесса невозможно без гуманизации взаимоотношений: ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-ученик-родитель, ученик-социум-ученик

Создание культуро-нравственной системы воспитательного процесса невозможно без гуманизации взаимоотношений: ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-ученик-родитель, ученик-социум-ученик

Констатирующий этап: Ознакомление с проблемой культуры поведения младших школьников

Констатирующий этап: Ознакомление с проблемой культуры поведения младших школьников

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом

К. Саша 34 0 0

К. Саша 34 0 0

М. Настя 0 3 0

М. Настя 0 3 0

Краснов Даниил). У него были проблемы в общении среди сверстников

Краснов Даниил). У него были проблемы в общении среди сверстников

Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка

Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка

В результате проделанной работы были достигнуты цели работы и выполнены поставленные задачи

В результате проделанной работы были достигнуты цели работы и выполнены поставленные задачи

Приложение 1. Диаграммы и диагностики

Приложение 1. Диаграммы и диагностики

Приложение 2. Диаграмма 2 «Результаты диагностики нравственной мотивации»

Приложение 2. Диаграмма 2 «Результаты диагностики нравственной мотивации»

Приложение 3 С чего начать

Приложение 3 С чего начать

Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль

Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль

Коллективное сочинение Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок?

Коллективное сочинение Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок?

Приложение 4. Инсценировка

Приложение 4. Инсценировка