Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
06.03.2019
Хочу поделиться опытом с коллегами. Игра – это свободная деятельность детей. Важным условием активизации познавательной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся, развития их самостоятельности, мышления является игра. Она активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у школьников живой интерес к процессу познания.
Обобщение опыта учителя начальных классов.docx
Обобщение опыта учителя начальных классов
Оноховой Любови Петровны
Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных
интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Играть — это производить опыты со случаем.
Новалис
Игра – это свободная деятельность детей. Активное и инструментальное осязание
участвует во всех видах деятельности слепых и слабовидящих детей: учебной, трудовой и
игровой.
Игровая деятельность слепых и слабовидящих детей основана на нормальном
функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет
за собой ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир
взрослых и познавать действительность сужаются. Слепота изолирует ребенка от
окружающего мира и при отсутствии вмешательства извне со стороны зрячих, слепой не
включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие.
«Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем игр, становится для него
потерян…» писал по этому поводу в начале ХХ века тифлопедагог А. И. Скребицкий.
Игровая деятельность слепого и слабовидящего ребенка должна направляться и
регулироваться взрослыми.
Специальных игр для слепых детей немного. Слепые дети все воспринимают так же,
как и зрячие, только формы воспитательных мероприятий должны быть приспособлены к
особенностям слепого ребенка. (Когда вся наглядность: форма, цвет, расположение
проговаривается учителем, ощупывается руками ребенка).
Слепому ребенку необходимо помочь научиться играть. Наши дети любят игры
сюжетноролевые, познавательные, настольные, дидактические, и, конечно подвижные. Все
эти виды игр я стараюсь применять на своих занятиях. Например, я использовала
дидактические игры для развития зрительных функций с мышлением: «Найди целый
предмет по деталям», «Составить или дополнить сюжет изображения», что способствует
развитию глазных мышц; тренируются такие зрительные функции, как локализация,
аккомодация. Провожу работу, применяя игровые моменты, по развитию глазомера с
учетом компенсаторных функций: «Найди одинаковые предметы», «Раздели круг». Для
слабовидящих детей предлагаю упражнения для развития цветоощущения: «Определи
цвет», «Подбери предметы по одинаковому цвету». Стараюсь в игровой форме побольше
проводить игр и упражнений для развития бинокулярного (стереоскопического),
глубинного зрения, используя игровой бинокль, мозаику, конструктор. Дети составляют
композиции с учетом пространственного положения предметов по отношению друг к
другу. Провожу игры и упражнения для стимуляции зрительных функций, сенсорные
упражнения в игровой форме, например, «Обведи изображение по трафарету и
заштрихуй», «Составь аппликацию из фигур», «Соедини детали».
Такие игры и упражнения помогают развивать зрительную реакцию на предметы
окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами,
воспитывать интерес к окружающему миру.
Дидактические игры помогают формировать у детей зрительные способы обследования
предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных
геометрических тел (шар, куб, конус), находить их форму в окружающих нас предметах.
Различать и называть основные цвета: (красный, желтый, зеленый синий, коричневый,
черный).
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются
глазодвигательные функции. На прогулке мы часто играем с мячом в такие игры: «Попади в цель», «Прокати мяч в ворота», «Шаги» в этих играх дети учатся соизмерять
расстояние между объектами, определять величину предметов.
Подвижные игры характерны тем, что в них принимают активное участие
одновременно все играющие, что особенно желательно при проведении игр со слепыми
детьми. Для слепого ребенка хорошая ориентировка и развитый слух имеют особое
значение. От ориентировки зависит его двигательная способность, а зрительное восприятие
у него часто заменяется слуховым. Например, игры «Узнай по голосу», «Колокольчик»,
«Кот и мыши», «Море волнуется», «Хитрая лиса». Подвижные игры воспитывают у детей
такие качества как выносливость, смелость, развивают быстроту реакции.
Мои воспитанники очень любят играть в сюжетноролевые игры. На внеклассных
мероприятиях мы проводили в игровой форме такие занятия: «Как вести себя в гостях»,
«Как вести себя за столом», «Принимаем гостей». Эти занятия расширяют кругозор детей,
развивают наблюдательность, формируют культуру общения с одноклассниками.
Игровая физминутка присутствует у нас на каждом занятии, она способствует
снижению утомляемости детей, вызванного учебной деятельностью, уменьшает влияние
статической нагрузки на мышцы.
У детей с нарушением зрения выполнение тонкокоординированных действий затруднено.
Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой или грифелем весьма утомительно
для младшего школьника. Формирование кисти руки продолжается еще длительное
время после начала систематического обучения до 910 лет. Поэтому неслучайно более 90
% трудностей, испытываемых детьми в начале обучения, связано именно с письмом.
Влияет на настроение ребенка.
Письмо грифелем требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения.
Уровень энергетического обмена при этом повышается на 2050 %. При письме
чрезвычайно важно не только умение напрягать мышцы, но и расслаблять их, что
достаточно трудно для детей, поэтому на занятиях целесообразно прерывать письменную
работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 23
раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и
совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды.
Список литературы
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //
«Начальная школа», 2005. № 11. С. 75.
Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М.:
Терраспорт, 2004
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. М.: АПК и ПРО,2002.121с.
Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к
журналу «Лицейское и гимназическое образование».2006.№1.(Серия «Педагогические
советы»).
Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.