Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Оценка 4.6

Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
06.03.2019
Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Хочу поделиться опытом с коллегами. Игра – это свободная деятельность детей. Важным условием активизации познавательной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся, развития их самостоятельности, мышления является игра. Она активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у школьников живой интерес к процессу познания.
Обобщение опыта учителя начальных классов.docx
Обобщение опыта учителя начальных классов  Оноховой Любови Петровны Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся. Играть — это производить опыты со случаем. Новалис Игра   –   это   свободная   деятельность   детей.   Активное   и   инструментальное   осязание участвует во всех видах деятельности слепых и слабовидящих детей: учебной, трудовой и игровой. Игровая   деятельность   слепых   и   слабовидящих   детей   основана   на   нормальном функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых   и   познавать   действительность   сужаются.   Слепота   изолирует   ребенка   от окружающего мира и при отсутствии вмешательства извне со стороны зрячих, слепой не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие.    «Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем игр, становится для него потерян…» ­ писал по этому поводу в начале ХХ века тифлопедагог А. И. Скребицкий.     Игровая   деятельность   слепого   и   слабовидящего   ребенка   должна   направляться   и регулироваться взрослыми.    Специальных игр для слепых детей немного. Слепые дети все воспринимают так же, как и зрячие, только формы воспитательных мероприятий должны быть приспособлены к особенностям   слепого   ребенка.   (Когда   вся   наглядность:   форма,   цвет,   расположение проговаривается учителем, ощупывается руками ребенка).     Слепому   ребенку   необходимо   помочь   научиться   играть.   Наши   дети   любят   игры сюжетно­ролевые, познавательные, настольные, дидактические, и, конечно подвижные. Все эти   виды   игр   я   стараюсь   применять   на   своих   занятиях. Например,   я   использовала дидактические   игры   для   развития   зрительных   функций   с   мышлением:   «Найди   целый предмет по деталям», «Составить или дополнить сюжет изображения», что способствует развитию   глазных   мышц;   тренируются   такие   зрительные   функции,   как   локализация, аккомодация.   Провожу   работу,   применяя   игровые   моменты,   по   развитию   глазомера   с учетом компенсаторных функций: «Найди одинаковые предметы», «Раздели круг». Для слабовидящих   детей   предлагаю   упражнения   для   развития   цветоощущения:   «Определи цвет», «Подбери предметы по одинаковому цвету». Стараюсь в игровой форме побольше проводить   игр   и   упражнений   для   развития   бинокулярного (стереоскопического), глубинного зрения, используя игровой бинокль, мозаику, конструктор. Дети составляют композиции   с   учетом   пространственного   положения   предметов   по   отношению   друг   к другу.   Провожу   игры   и   упражнения   для   стимуляции   зрительных   функций,   сенсорные упражнения   в   игровой   форме,   например,   «Обведи   изображение   по   трафарету   и заштрихуй», «Составь аппликацию из фигур», «Соедини детали». Такие   игры   и   упражнения   помогают   развивать   зрительную   реакцию   на   предметы окружающего   мира,   замечать   их   форму,   цвет,   формировать   действия   с   предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. Дидактические игры помогают формировать у детей зрительные способы обследования предметов:   различать   и   называть   форму   геометрических   фигур   (круг,   квадрат, треугольник)  и  соотносить их  форму  с  формой  плоскостных  изображений  и  объемных геометрических тел (шар, куб, конус), находить их форму в окружающих нас предметах. Различать   и   называть   основные   цвета:   (красный,   желтый,   зеленый   синий,   коричневый, черный).   В   играх   на   прослеживание   движущихся   объектов   у   детей   развиваются глазодвигательные функции. На прогулке мы часто играем с мячом в такие игры: «Попади в   цель»,   «Прокати   мяч   в   ворота»,   «Шаги»   ­   в   этих   играх   дети   учатся     соизмерять расстояние между объектами, определять величину предметов. Подвижные   игры   характерны   тем,   что   в   них   принимают   активное   участие одновременно все играющие, что особенно желательно при проведении игр со слепыми детьми.   Для   слепого   ребенка   хорошая   ориентировка   и   развитый   слух   имеют   особое значение. От ориентировки зависит его двигательная способность, а зрительное восприятие у него часто заменяется слуховым. Например, игры «Узнай по голосу», «Колокольчик», «Кот и мыши», «Море волнуется», «Хитрая лиса». Подвижные игры воспитывают у детей такие качества как выносливость, смелость, развивают быстроту реакции.   Мои   воспитанники   очень   любят   играть   в   сюжетно­ролевые   игры.   На   внеклассных мероприятиях мы проводили в игровой форме такие занятия: «Как вести себя в гостях», «Как вести себя за столом», «Принимаем гостей». Эти занятия расширяют кругозор детей, развивают наблюдательность, формируют культуру общения с одноклассниками. Игровая   физминутка     присутствует   у   нас   на   каждом   занятии,   она   способствует снижению  утомляемости  детей,  вызванного учебной  деятельностью,  уменьшает влияние статической   нагрузки   на   мышцы.    У детей с нарушением зрения выполнение тонко­координированных действий   затруднено. Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой или грифелем весьма утомительно для   младшего   школьника.        Формирование   кисти   руки   продолжается   еще  длительное время после начала систематического обучения до 9­10 лет. Поэтому неслучайно более 90 % трудностей, испытываемых детьми в начале обучения, связано именно с письмом.   Влияет   на   настроение   ребенка.  Письмо грифелем требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. Уровень   энергетического   обмена   при   этом   повышается   на   20­50   %.   При   письме чрезвычайно   важно   не   только   умение   напрягать   мышцы,   но   и   расслаблять   их,   что достаточно трудно для детей, поэтому на занятиях целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 2­3 раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды. Список литературы   Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. ­ № 11. С. 75.    Крючек   Е.С.   Аэробика:   содержание   и   методика   оздоровительных   занятий.   –   М.: Терра­спорт, 2004    Смирнов   Н.К.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в   современной школе. ­ М.: АПК и ПРО,2002.­121с.    Школа   здоровья:   пособие   для   учителей   и   родителей:   Специальное   приложение   к журналу   «Лицейское   и   гимназическое   образование».­2006.­№1.­(Серия   «Педагогические советы»).

Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.

Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.

Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.

Обобщение опыта учителя начальных классов Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019