Обобщение педагогического опыта
Оценка 4.7

Обобщение педагогического опыта

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
труд
Взрослым
27.04.2018
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта "Метод проектов на уроках технологии как средство реализации деятельностного подхода в обучении и развитии творческих способностей обучающихся» ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА. В своей работе опираюсь на нормативные документы: закон РФ «Об образовании», закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Обучение учащихся веду на основе требований Федерального образовательного стандарта. Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. За время работы изучила программу и методику преподавания своего предмета. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания предмета; глубоко понимаю концепцию школьного курса технологии, ведущие идеи, структуру содержания, логику построения.
Обобщение педагогического опыта.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска» Обобщение педагогического опыта «Метод проектов на уроках технологии как средство реализации деятельностного подхода в обучении и развитии творческих способностей обучающихся» Учителя технологии Колыхалиной С. С. 2014     Я, Колыхалина Светлана Степановна,  учитель  технологии второй категории  муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №1  им. Б. Н, Куликова г. Семикаракорска», Семикаракорского района Ростовской    области.         1964 года рождения        Образование – высшее. В 1986 закончила Ростовский­на­Дону государственный  педагогический институт, художественно­ графический факультет по специальности  «Черчение, изобразительное искусство,  труд», присвоена квалификация учителя  изобразительного искусства, черчения и  трудового обучения.                                          Работаю в школе с 1986 года   учителем. Мой педагогический стаж составляет 28 лет. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.      В своей работе опираюсь на нормативные документы: закон РФ «Об  образовании», закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской  Федерации».  Обучение учащихся веду на основе требований Федерального  образовательного стандарта.  Работаю по государственной программе  Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. За время работы  изучила программу и  методику преподавания своего  предмета. Владею современными методами психолого­педагогической  диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый  компонент содержания предмета; глубоко понимаю концепцию школьного  курса технологии, ведущие идеи, структуру содержания, логику построения.  Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие  программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав  целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков,  осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала,  его структурирования, распределение учебных часов. Свободно ориентируюсь в методической и научной литературе, в  современных психолого­педагогических концепциях обучения. Постоянно  совершенствую уровень знаний, с учетом подготовки обучающихся составляю  рабочую программу.  Программа разработана на основе примерной  программы по технологии ФГОС ООО второго поколения ­  Москва,  «Просвещение»,2010 год и авторской Технология: программа. 5–8 классы /  авт.­сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана­Граф, 2012.          Для обучения использую учебники  Технология. 5 класс под редакцией Н.В.Синица, издательство «Вентана­ Граф»,  2014 г. Технология. 6 класс под редакцией Н.В.Синица, издательство «Вентана­ Граф»,  2014 г. Технология. 7 класс под редакцией Н.В.Синица, издательство «Вентана­ Граф»,  2014 г. Технология. 8 класс под редакцией Н.В.Синица, издательство «Вентана­ Граф»,  2014 г. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА           Одной из ведущих идей модернизации системы образования является  обеспечение условий  для индивидуального развития  учащихся. Снижение статуса  «Технологии» в школе сделало менее престижными  для выпускников профессии в сфере материального производства, обострило  проблему  комплектования и подготовки кадров в системе начального и  среднего профессионального образования. Произошло существенное  снижение уровня знания и владения учащимися инструментами и  технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и  продолжению образования в этой области. Поскольку современные сложные  технические системы и приборы (в том числе и бытовые) обслуживаются, как  правило, специализированными предприятиями, уроки технологии остаются  для подавляющей части школьников, особенно городских, единственной  возможностью познакомиться  с конструкцией различных приборов, машин и  оборудования, поработать с ними, принять возможное участие в  проектировании и создании оригинальных производственных и бытовых  устройств. Происходит также резкое снижение графической грамотности  учащихся, что создает серьезные проблемы для инженерно технических вузов, которые страдают из­за отмены уроков черчения в школах. Школа лишается действенной возможности для формирования  нравственного отношения молодого поколения к труду. Дело в том, что  практически по всем предметам ребенок учится для себя, взрослые стремятся удовлетворить его образовательные потребности. И только на уроках  технологии ученик постоянно сталкивается с ситуацией, в которой его  практическая деятельность должна быть направлена на удовлетворение  потребностей других людей, и он несет ответственность за результаты своего  труда. Школьники не получают достаточно знаний и умений по ведению  домашнего хозяйства, что осложняет и без того непростую задачу создания  семьи.            Свои уроки стараюсь строить целенаправленно, применяю  разнообразные методы и приемы. Делая уроки интересными и  познавательными, добиваюсь успешного усвоения материала обучающимися.  На уроках пользуюсь различными электронными программами, тренажёрами,  демонстрационными материалами  Интернет­ресурсов, применяю  электронный дидактический материал, учебные мини­фильмы. Такие уроки  стали традиционными, они помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют  навыки, которые будут востребованы  в дальнейшем. На уроках знакомлю  учащихся с достижениями народного хозяйства и науки в области технологии.         Деятельность школьников и качество усвоения учебного материала  держу под постоянным контролем. В итоге среди обучающихся в течение  последних пяти лет неуспевающих по преподаваему предмету нет.         Технологическое образование по своей сущности предполагает  формирование разнообразных внепредметных знаний и умений, способности  действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные  проблемы. Что думают об уроках технологи сами учащиеся? Несколько лет  провожу анкетирование учениц выпускного (в области технологии) 8 класса.  На вопрос: «Нужен ли урок технологии в школьной программе?»  99% из них  отвечают, примерно, так: «Да, уроки технологии обязательно нужны в школе,  так как они    Дают знания по ведению домашнего хозяйства: готовить пищу, шить  одежду, создавать интерьер квартиры;    Воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;    Сам дух уроков сближает, сплачивает нас;    Уроки технологии – это уроки творчества. Часто можно слышать, что нынешние школьники не хотят ничего делать своими руками. Отчасти это так, однако, я с уверенностью могу сказать, что  дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они  вкладывают в это понятие? Неинтересный урок технологии, по мнению пяти­ и шестиклассников,  это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание»,  «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», «нет общения друг с  другом». Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать  идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное.  Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше  осваивают профессию, и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д. С. Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей  личностью, своими знаниями, своим отношением к миру. Предмет «Технология» ­ особенный. Он не только формирует у детей  политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными  технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире  профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к  созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии  самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. По своему опыту считаю, что на занятиях по технологии лучше всего  применять групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие  группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня ее сложности, варианта технологического  решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости  помощью членов группы. Для обучения подбираю такие объекты труда, выполняя которые  ученицы видят результаты своей деятельности уже через один – два урока.  Это позволяет ознакомить с большим количеством технологий, расширяет  общий кругозор учащихся. При объяснении нового материала определяю значимость этой темы, ее  жизненная необходимость, востребованность для девочек (обед в походных  условиях, прически и т.д.).             В ходе урока проводятся физминутки в различной форме, при этом  делается акцент внимания на здоровье, что формирует у учащихся привычку  заботиться о своем  здоровье и о необходимости его укрепления. Ученицы работают с разным темпом, и тем, кто быстрее выполняет  задание, предлагаю выполнить задание по желанию. Это способствует  развитию их творческой активности, познавательного интереса и инициативы.  Нередко школьницы сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у  других. Поэтому, если изделие получилось удачное, стараюсь представить его на конкурс детского творчества. Считаю, что участие в различных выставках   повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.            НОВИЗНА ОПЫТА.  Основной стратегией обучения выступает личностно­ориентированный  подход.            Ш.А. Амонашвили наиболее точно сформулировал специфику данного  обучения:       «Цель личностно­ориентированного образования не сформировать  и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в  человеке и механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,  саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые  для становления самобытного личностного образа и диалогического и  безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой,  цивилизацией».         Проблема, над которой я работаю многие годы – это разработка и  внедрение развивающих модулей, работа с одарёнными детьми, совпадает с  основными направлениями работы школы.          Исходя из собственного опыта, действенными можно признать  метод проектов позволяющих реализовать деятельностный подход в  обучении, который способствует формированию ответственных и  творчески активных, осознанно расширяющих сферу собственных  знаний, умений и навыков учащихся ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ. В этой связи для реализации метода проектов в поисковой работе я исхожу из следующего: – включение  метода проектов  создает  условия  для совершенствования знаний обучающегося; – организованное по методу проектов исследование будет содействовать развитию активности, самостоятельности, инициативности учащихся; – реализация проекта в процессе исследовательской деятельности дает обучающемуся практику выполнения творческого проекта; – метод проектов интегрирует обучающий, воспитательный, развивающий аспекты обучения. В   связи   с   новой   экономической   ситуацией   школа   должна   готовить конкурентоспособного выпускника, который должен владеть современными технологиями   (включая   информационные),   быть   подготовленным   к осознанному   профессиональному   самоопределению,   владеть   способностью самостоятельно приобретать знания. Предлагаемый метод овладения новыми умениями и навыками является одним из немногих, который можно применить в любой форме обучения при выполнении   различного   рода   проектов.   Работая   над   своим   проектом, обучаемый получает свободу действий, что даёт ему возможность творчески мыслить,   варьировать   между   приемлемым   и   выгодным,   возможным   и невозможным, учит самостоятельности. Метод   проектов   (от   греческого   «путь   исследования»)   –   это   система обучения,   гибкая   модель   организации   процесса,   ориентированная   на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей   в   процессе   создания   новых   товаров   и   услуг   под   контролем учителя,   обладающих   субъективной   или   объективной   новизной,   имеющих  практическую значимость. В   процессе   выполнения   проектных   заданий   учащиеся   должны решить следующие задачи, которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности от половозрастных и индивидуальных особенностей. К ним относятся   осмысленное   исполнение   следующих   умственных   и практических действий: – понимание   постановки   задачи,   сути   учебного   задания,   характера взаимодействия   со   сверстниками   и   преподавателями,   требования   к представлению выполненной работы или ее частей; – планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии учащегося должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»; – планирование   действий,   т.е.   определение   их   последовательности   с ориентировочными   оценками   затрат   времени   на   этапы,   распоряжение бюджетом времени, сил, средств; – выполнение ориентировочного алгоритма проектирования; – внесение корректив в ранее принятые решения; – конструктивное   обсуждение   результатов   и   проблем   этапов проектирования,   формирование   конструктивных   вопросов   преподавателю, помощь, советы, дополнительная информация и др.; – выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов; – самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации; – составление   схемы   необходимых   расчетов   –   конструктивных, технологических, экономических, представление их в вербальной форме; – оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; – оценивание проектов, выполненных другими; – понимание   критериев   оценивания   проектов   и   их   защиты,   процедуры публичной защиты проектов. Самостоятельное   формирование   системы   интеллектуальных   знаний, воплощенных   в   конечный   конкурентоспособный   продукт,   должно содействовать   развитию   следующих   умений:   инициативы,   сотрудничества, навыка работы в коллективе, умения логически мыслить, видеть проблемы и принимать   решения,   получать   и   использовать   информацию,   заниматься планированием,   обучаться   самостоятельно,   обладать   коммуникативными навыками.   На   всех   этапах   осуществления   проектная   деятельность   носит характер совместной деятельности. Опыт   лучших   учителей   и   преподавателей   подтверждает,   что проектный метод обучения способствует: – формированию проектного мировоззрения и мышления; – реализации принципа единства воспитания, развития и обучения; – внедрению исследовательских начал в обучении; – усилению положительной мотивации учения; – развитию творческих способностей и активности учащихся; – формированию познавательных мотивов учения; – адаптации к современным социально­экономическим условиям жизни. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Проектная деятельность – творческий процесс. Можно выделить  четыре этапа, или фазы творческого процесса школьников. Содержание этих  этапов представлено в следующей таблице.     Этапы и результаты процесса творчества учащихся Этапы Результаты 1. 2. 3. 4 Обоснование, осознание и    принятие идеи. Осмысленная   и   принятая   идея   ­ задача Технологическая разработка   идеи. Доведение   идеи   до   возможности ее практической реализации Практическая работа над идеей Практическая реализация идеи Апробирование объекта в  работе, доработка и  самооценка творческого  решения идеи. Анализ решения творческой  задачи и обработка объекта  творчества            Ведущее значение в творчестве имеет деятельность. Можно выделить  следующие виды деятельности учащихся     Виды деятельности учащихся Виды деятельности Сущность Игровая Воспроизведение и усвоение  реальной действительности в условно­ воображаемой, образно­эмоциональной  форме путем исполнения различных  ролей Познавательная Целенаправленное и организованное  познание основ наук и окружающего мира Ценностно­ориентационная Формирование мотивов учения,  учебных интересов, предметного  сознания Преобразовательная Закрепление, углубление знаний,  формирование практических умений Профессионально­трудовая Практическое применение знаний,  умений и навыков, первоначальная  профессиональная подготовка Коммуникативная Формирование убеждений и  научного мировоззрения Учебная Проектная Общее развитие личности школьника Обучение, воспитание, развитие  личности и адекватная самооценка  общих и специальных способностей   Анализ  содержания   деятельности   при   выполнении   проектного  задания позволяет сделать вывод о том, что метод проектов содержит в себе большие возможности   для   развития   творческой   активности   учащихся.   Он   даст руководителю способ развития индивидуальности и творческих возможностей личности каждого, формированию умений: планировать предстоящую работу, рационально   организовать   ее   выполнение,   осуществлять   самоконтроль. Творческие   способности   развиваются   в  поисково­творческой   деятельности, следовательно,   в   процессе   обучения   необходимо   создавать   условия, требующие от учащихся нестандартных действий. Этому содействуют методы проблемного обучения, метод проектов. Для   учета   индивидуальных   способностей   учеников   используется различные   по   уровню   сложности   проектные   задания.   Их   можно разделить на несколько групп: 1. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу. 2. Поисковые задания связаны с отысканием сведений, фактов, объектов. 3. Логически­поисковые     связаны   с   как   правило, задания, усовершенствованием известных объектов. 4. Творческие задания на создание новых объектов. Объект   проектирования   должен   быть   на   пределе   возможностей обучающегося развивать его всесторонне. Объект   исследования   может   быть   выбран   из   банка   проектов.   При самостоятельном   выборе   можно   использовать   методы:   мозгового   штурма, ассоциаций, выявления интересов или простых наблюдений. Работа может иметь в основном познавательный характер, а в меньшей степени   –   значение   реального   улучшения.   В   этом   случае   получаем исследовательский проект, направленный на объект, который хотим познать в определенном контексте. Можно выбирать объект или ситуацию, с которыми связана   некая   проблема,   на   решение   которой   и   направлен   проект.   Тема, сформулированная   таким   образом,   ориентирует   на   реально   воплотимый   и актуальный   результат.   Иногда   работа   в   основном   имеет   организационный характер, где основной целью является планирование действий, и не нужно глубоко углубляться в исследование проблем. Необходимо особо обратить внимание   на   отражение   в   тематике   проектов   региональных   и   местных особенностей.   Задания   должны   быть   реально   выполнимы   в   течение определенного срока. При подборе творческих проектов преподавателю необходимо учитывать принципы   дидактики     профориентационную   и воспитательную   направленность,   формирование   творческого   отношения   к труду, научность и др.). (политехническую, Особое   внимание,   по   моему   мнению,   при   выборе   тем   проектов должно уделяться: – системному анализу современной экономико­управленческой и другой информации; – анализу типовых ошибок при выполнении проектов; – целенаправленному поиску и анализу нерешенных задач; – более   широкому   введению   автоматизированных   способов   моде­ лирования и проектирования; – повышению   практической   направленности   проектов   с   решением конкретных задач предприятий и организаций. В своей педагогической деятельности  я уделяю большое внимание  реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного  здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны,  как правило, на два урока, а значит,  появляется риск переутомления  учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу  физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности  и  формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения  уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и  санитарно­гигиенических требований. Особое место в образовательном процессе занимают ИК – технологии. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроках технологии помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.  Кабинет   технологии,   в   котором   я   работаю,   полностью   оснащен необходимым оборудованием: компьютер, проектор, экран               РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.        Данный опыт показал, что  у учащихся 5 – 7 классов сохраняется  достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая  активность,  показательно вырос уровень выполнения творческих работ. Качество знаний  показывает стабильно высокие результаты ­  все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт; 100% успеваемость; процент качества за предыдущий год по всем классам составляет 100%.      Одним из важных показателей качества знаний обучающихся является  система и уровень проектных работ, представленных учащимися на  олимпиадах и конкурсах.   Участие учащихся в научно­практических конференциях по проектной  деятельности (школьный/ муниципальный уровень) 2011/2012 учебный год ­ школьный этап ­ 1 чел. Макаренко Маргарита (9 кл)   2012/2013 учебный год ­ школьный этап ­ 2 чел. Пантюхова Елена (8 кл.) – победитель;  Комбарова Екатерина (8 кл.) – призёр  муниципальный этап ­1 чел. Пантюхова Елена (8 кл.) – победитель 2013/2014 учебный год ­ школьный этап 2 ­ чел. Мартынова Татьяна (8 кл.) – победитель;  Скоробогатова Любовь (7 кл.) муниципальный этап ­ 1 чел. ­ Мартынова Татьяна (8 кл.) ­  призёр Участие учащихся во Всероссийской олимпиаде по технологии  (школьный/муниципальный тур) 2009/2010 учебный год ­ школьный тур ­ 15 чел./  муниципальный тур ­ 3 чел. Дахнова Юлия (11 кл.) с проектом «Город моей мечты» ­ победитель; Топилина Наталья (10 кл.) с проектом «Здесь казачки на диво красивы» ­  победитель; Семёнова Яна (9 кл.) с проектом «Экзотические цветы»­ победитель 2010/2011 учебный год ­ школьный тур ­ 18 чел./ муниципальный тур ­ 2 чел. Топилина Наталья (11 кл.) с проектом «Иконы светлой лик» ­ победитель; Зайцева Юлиана (10 кл.) с проектом «Красные маки» ­ победитель 2011/2012 учебный год ­ школьный тур ­ 18 чел./  муниципальный тур ­ 1 чел. Трапезникова Алксандра (9 кл.) с проектом «Полевые цветы» ­ победитель 2012/2013 учебный год ­ школьный тур ­ 24 чел./ муниципальный тур ­ 2 чел. (участие) Пантюхова Елена (9 кл.) с проектом «Букет из конфет» ­ победитель; Мартынова Татьяна (8 кл.) с проектом «Донская кухня» ­ призёр 2013/2014 учебный год ­ школьный тур ­ 14 чел./ муниципальный тур ­ 3 чел. Скоробогатова Любовь (7 кл.) с проектом «Донская уха»  ­ победитель; Мартынова Татьяна (8 кл.) с проектом «Волшебный батик» ­ призёр; Комбарова Екатерина (9 кл.)  с проктом «Русский народный костюм» ­  призёр                          Лучшей характеристикой результативности моего опыта могут  служить показатели участия моих учеников различных выставках,  конкурсах.  ­  Школьные и районные выставки, посвящённые Дню города, юбилеям  А.С.  Пушкина, М. Шолохова, В. Закруткина,; ­ городской конкурс – декоративно­прикладного искусства «Волшебные руки  мастериц» ­ Топилина Наталья (10 кл.) ­ победитель; ­ Муниципальный конкурс «Пасхальный перезвон» ­ группа девочек 5­6  классов с мелкой пластикой – 1 место; ­ Областной конкурс «Дон православный» ­ Сологубова Анна (10 кл) ­ Участие в районном этапе регионального конкурса «Овеянные славою флаг  наш и герб» ­ Скоробогатова Любовь (5 кл.) ­ победитель ­ Участие во Всероссийских конкурсах изобразительно­прикладного  искусства, (сайт дистанционных конкурсов «Я гений») ­ «Букет любимому  учителю» ­ Пантюхова Елена (9 кл) – призёр;  «Подарок для любимой мамочки» ­ Бобова Алёна (5 кл.) – победитель  (www   .  ya   ­  geniy    .  ru) АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Данный опыт могут использовать учителя Технологии при организации  проектной деятельности в целях повышения творческой активности  учащихся. Так же данный опыт может применяться   для организации работы  по проектной деятельности в малокомплектных (неделимых) классах.  литературатура 1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном  учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008. 2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые  педагогические и    информационные технологии в системе  образования». М., 2009.  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. –  Воронеж. 2009. 4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.  Часть 4: Альтернативные уроки. – Из­во «Учитель», 2010. 5. Первое сентября www.1september.ru 6. Учитель.ru  http   ru   /  about  ://   teacher  2010.   7. «  http://www.zavuch.info/: 8.  http://www.proshkolu.ru/user/jrcfyf73/       .  php

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018