Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими-то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения.
В глагольном словаре дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).
Трудности в усвоении глаголов дошкольниками с нарушениями речи:
слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки;
подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает);
незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел);
неумение детей дифференцировать некоторые действия: (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.);
неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений;
искажения звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает, гогочет - гагакает);
группировка глаголов. Дети часто выбирают неправильно лишнее слово в таких сериях слов: например, подбежал, вышел, подошёл (подошёл); стоит, растёт, сидит (сидит).
Особенности становления предикативного словаря у дошкольников с ОНР:
глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;
основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому предикативный (глагольный) ничтожно мал;
в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно («ест», «спит», «пьет», «лежит» и т.д);
дети с ОНР с трудом усваивают грамматические категории глагола (число, род, лицо);
значительные трудности отмечаются при усвоении навыков словообразования глагола.
Формирование лексики проводится по следующим направлениям:
расширение объёма словаря с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова;
организация семантических полей, лексической системы;
совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей должное внимание следует уделять развитию глагольного словаря. Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам:
1. Бытовые глаголы (одевается, умывается)
2. Глаголы движения (ходит, крадётся, прыгает). Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: крадется, скрывается, выслеживает, догоняет, убегает, прячется, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, напал, взобрался, нырнул, взлетел и т д.
3. Глаголы, обозначающие крики животных (мычит, хрюкает, лает, кукарекает).
4. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт, красит, учит).
5. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет, грустит, радуется, огорчается)
6.Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет).
Расширение глагольной лексики осуществляется в различных видах деятельности:
на занятиях по ознакомлению с окружающим миром;
с художественной литературой;
в игровой деятельности;
в художественной деятельности;
в повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.