В презентации рассматриваются основные аспекты и наиболее важные условия обособления определений, обстоятельств, уточнений. Презентация адресована одиннадцатиклассникам для подготовки к сдаче экзамена по русскому языку. Кроме повторения правил обособления, в презентации даются тестовые задания для отработки навыков определения случаев обособления членов предложения.
Обособление
определений,
обстоятельств,
уточнений.
Обособление – выделение
второстепенных членов
предложения.
Наиболее важные условия обобщения:
-интонация;
-Порядок слов;
-Степень распространённости обособляемого
члена;
-Его место по отношению к поясняемому слову;
-Наличие дополнительных обстоятельственных
оттенков,
-Невозможность сочетания некоторых членов
предложения с определяемыми словами.
Обособленными
могут быть
обстоятельства, дополнения.
любые второстепенные
члены: определения,
приложения,
Определения и
Определения и
приложения обособляются:
приложения
• Относящиеся к личным местоимениям;
• Стоят после определяемого слова;
• Имеют
• Относятся к имени собственному и
• Присоединяются союзами или, то есть,
дополнительное обстоятельственное
значение
стоят после него
а именно, по имени, под названием,
как (со значением причины)
• Стоят после определяемого слова,
перед которым уже есть определение.
Смущённая, она вздрогнула и
побледнела.
Она, смущенная, вздрогнула и
побледнела.
Посередине трещал огонёк,
разложенный на земле.
Сравни:
Посередине трещал разложенный на
земле огонёк.
Хозяйка побранила её за раннюю
прогулку, вредную для здоровья
молодой девушки.
Сравни:
Хозяйка побранила её за вредную для
здоровья молодой девушки прогулку.
Дополнительное обстоятельственное
значение (причины, уступки, условия,
Раненый пулей в голову, капитан
попал в госпиталь. (потому что был ранен)
времени)
Мари, худенькая девушка, была
её дочерью.
Я, как ваш верный друг, во всём вам
подчиняюсь.
Как истинный художник, Пушкин не
нуждался в выборе поэтических
предметов.
Это был отец Наташи, то есть граф
Ростов.
НО:
Как = «в качестве», то НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ:
Все почитали его как учёного человека.
(как = в качестве)
Он поднял
голубые глаза, большие
и светлые.
Одиночные приложения
пишутся через дефис, если
стоят после определяемого
слова.
Женщина-космонавт, инженер-
программист, шапка-невидимка,
Волга-река
(но река Волга!)
Обстоятельства и
Обстоятельства и
Обособляются деепричастия и
деепричастные обороты.
дополнения.
дополнения.
Волны несутся, гремя и сверкая.
Гремя и сверкая, волны несутся.
Журавли, друг друга окликая,
осторожно тянутся гурьбой.
Обособленные
обстоятельства, выраженные
другими частями речи.
- Существительными в косвенных
падежах (цель – выразить
дополнительный смысл)
Снова потянуло его туда, в
далёкую даль.
Обособленные
дополнения.
исключения.
кроме дяди.
Существительные с предлогами
кроме, помимо, наряду с,
за исключением, исключая.
Обособляются, если имеют значение
В Москве у него никого не было,
Обособленные
уточняющие члены
предложения.
Всегда стоят после определяемого
слова!
Уточняются обстоятельства места,
времени, способа действия
• Три дня назад, ранним утром,
крики гусей разбудили меня.
(уточняется время)
• Мне хотелось домой, на Оку, в
свой бревенчатый дом. (уточняется
место)
• В коридоре, слева и справа,
виднелись двери.
• В овраге, едва уловимо, пахло
грибами.(уточняется образ действия)
Обособленные пояснения.
Уточняющие слова конкретизируют
(поясняют) местоимения этот, тот,
такой, там, и наречия здесь, везде,
тогда и пр.
Здесь, на ветвях дерева, я чувствовал
себя человеком-невидимкой.
Там, между полей, дорога вилась и
убегала в лес.
Уточнения могут присоединяться с
помощью слов то есть, а именно, или.
Поздно, то есть часов в
одиннадцать…
В то время, а именно год назад…
Проверь себя.
Нужно ли обособить выделенные
определения и приложения?
1 –да 2 – нет.
1. Задумчивая она смотрела
пристально.
2. Дыханьем колеблемый воздух чуть
слышно дрожал.
3. Берёзы росшие на поляне чуть
шевелили листьями.
4. У Ростовых были именинницы Натальи
мать и меньшая дочь.
5. Анна Павловна тётка зашла
проведать племянницу.
6. Как лучший лыжник Петров вошёл в
1 – 1 2 – 2 3 – 1 4 –
1 5 – 1 6 - 2
сборную команду школы.
Проверь себя.
Нужно ли обособить выделенные
обстоятельства?
1 –да 2 – нет.
1. Несмотря на сильное
переутомление спать не хотелось.
2. Мы притаились затаив дыхание.
3. Не сиди сложа руки так не будет и
скуки.
спешу к вам голову сломя.
4. И день и ночь по снеговой пустыне
1 – 1
5. Они ехали молча.
2- 1
3 – 2
6. Николай засучив рукава принялся
4 – 2
5 – 2
6 - 1
7. Он возвратясь домой сел ужинать.
7 - 1
за изучение рукописей.
Сколько нужно запятых? 1 -1 2 –
2 3- 0
холодным.
1. Сердце не познавшее печали остаётся
2. И так хотелось жить, чтоб звука не
роняя тебя любить…
3. Я ухожу душою праздный в метель, во
мрак и пустоту.
4. И только музыка осталась от тех не
знавших фальши струн.
5. В степи на равнине открытой курган
1 – 2 2 – 2 3 – 2
4 – 1 5 – 2 6 - 0
6. Он стоял потупив голову.
одинокий стоит.