Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза И.В. Туркенича»
Обозначение мягкости согласных на письме вторым способом (при наличии мягкого знака)
Логопедическое занятие
во 2 классе
учителя-логопеда логопедического пункта при ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза
И.В. Туркенича»
Доманиной Тамары Сергеевны
Логопедическая тема: обозначение мягкости согласных на письме вторым способом (при наличии мягкого знака)
Лексическая тема: Осень
Цель:
· закрепить умение смягчать согласные на письме вторым способом и правильно произносить их;
· развивать фонетическое восприятие, слуховую память;
· формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
· закрепить умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью «Ь»;
· расширять словарный запас по теме «осень».
Оборудование: серия картинок, цветные карандаши. Игра «составь модель слова»
Ход занятия.
1. Проверка домашнего задания.
2. Закрепление материала, изучаемого на предыдущем занятии:
- ребятам предлагается выложить модели слов: лето, сила, все, мёд, река, тина;
- беседа с учениками о том, почему в данных словах звуки Л, С, В, М, Р, Т мягкие. Что их смягчает?
- ребята, придумайте и запишите слова со слогами ся, сё, ти, ре, а затем составить два предложения с придуманными словами (к нам пришли госТИ, листья на деРЕвьях пожелтели)
3. Логопед показывает картинки (букварь, учитель, календарь).
Ребята, назовите мягкие согласные, запишите в тетради эти слова (логопед записывает слова на доске).
Подчеркните мягкие согласные красным карандашом.
Объясните причину мягкости в словах учитель, календарь звуков Т и Л.
Найдите еще мягкие согласные в данных словах: букварь, учитель, календарь).
Как вы думаете, что повлияло на смягчение данных согласных (мягкий знак).
4. Логопед рассказывает о втором способе смягчения согласных при помощи мягкого знака.
5. Из серии картинок дети выбирают те, в названии которых есть мягкие согласные, смягченные при помощи мягкого знака.
- какое время года нарисовано? (Осень)
- что кует кузнец? (Цепь)
- что изображено на рисунке (Конь)
- кто стоит в воротах (Вратарь)
- кто изображен на рисунке? (Рысь)
6. Выложите модели данных слов.
7. Логопед читает отрывок из произведения А.С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- как вы понимаете выражение «таинственная сень»?
- какие приметы осень мы наблюдаем? (желтеют и опадают листью, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края)
- назовите первый месяц осени (сентябрь)
- назовите последний месяц осени (ноябрь)
- какой еще месяц осени вы знаете? (октябрь)
Давайте составим и запишем с названием месяца осени мини-рассказ.
Пришла осень. Наступил сентябрь. Птицы улетели на юг.
Подчеркните мягкий знак синим карандашом.
8. Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Гуси – (гусь), усы – (ус), рыси – (рысь), педали – (педаль), шинели – (шинель).
9. Подведение итогов:
В чем заключается второй способ смягчения согласных?
Придумайте два слова, где согласные смягчаются при помощи мягкого знака.
10. Домашнее задание.
(Логопед раздает карточки с текстом стихотворения С.Я. Маршака)
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд.
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь.
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Задание: выписать слова с мягким знаком на конце, подчеркнуть его синим карандашом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.