Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка "Зимовье на Студеной"
Цели:
обучающие:
· постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа,
· обучение анализу эпизода, подготовка к сочинению;
развивающие:
· развитие логического мышления (умение анализировать и обосновывать свое мнение), развитие монологической речи;
воспитательные:
· формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.
На доске: вогулы – прежнее название народа манси (коренного населения Ханты-Мансийского округа)
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
– Мы должны выяснить, как создается образ Елески, и подготовиться к сочинению на эту тему.
II. Повторение.
– Что такое образ? Чем он отличается от характеристики?
(Запись в тетрадь: образ – это характер, созданный средствами поэтического искусства. Характеристика героя – это составная часть понятия образ. Понятие образ = характеристика + приемы.)
– Какие приемы создания образа вы знаете?
(Портрет, речь, поступки героя, характеристика через предметы, авторское отношение и т.д.)
– Сформулируйте вопрос к сочинению по теме: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.
Запись в тетрадь.
– Какими средствами создается образ Елески?
Ш. Работа с текстом.
– Кто главный герой рассказа?
– Что мы знаем о прошлом Елески?
– Каким его изображает автор сейчас, т.е. в настоящем?
· (Елеска – “старик сгорбленный, седой, с ужасным лицом”.
· “Это лицо точно было сдвинуто на одну сторону, так что левый глаз вытек и закрылся припухшим веком. Впрочем, безобразие отчасти скрадывалось седой бородой”.)
– Назовите главное слово в портретной характеристике Елески.
(Безобразие)
– Почему лицо Елески было безобразным?
(Это случилось во время охоты. “Не в первый раз выходил на зверя с рогатиной да с ножом; но на этот раз сплоховал: поскользнулась у Елески одна нога, и медведь насел на него. Рассверепивший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону. Едва приполз Елеска из леса домой, и здесь свой знахарь лечил его целых полгода; остался жив, а только сделался уродом”.)
– Нам известно, что Елеска – охотник. Что вы можете сказать о нем как об охотнике? Докажите.
(Он сильный, смелый, мужественный человек:
· Елеска ходил на медведя с рогатиной и ножом; брал сохатого.
· “Старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево и с лета замечал все рябиные выводки, где они высиживались, паслись и кормились”.
· Елеска – хороший рыболов.)
– Как оказался Елеска в зимовье?
(После того, как обломал Елеску медведь, он “не мог далеко уходить в лес, как прежде, не мог промышлять наравне с другими охотниками.”. “В своей деревне делать Елеске было нечего, кормиться мирским подаянием не хотел, и отправился он в город Чердынь, к знакомым купцам, которым раньше продавал свою охотничью добычу. Может, место какое-нибудь обыщут Елеске богатые купцы. И нашли.”)
– Как характеризует Елеску тот факт, что он не захотел оставаться в деревне?
(Он гордый человек, не хочет жить “мирским подаянием”. Елеска трудолюбивый, он готов выполнять любую посильную работу, чтобы прокормиться.)
– Как живется Елеске в зимовье?
(Рассказ с привидением примеров из текста.
Елеске одному в зимовье очень трудно. Он
живет бедно, в ветхой избушке, окно которой затянуто рыбьим пузырем. Каждый
день он занимается охотой или рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя на год
одеждой, запасами хлеба и пороха. Однако муки ему на год не хватает – в нее
старик подмешивает толченую сухую рыбу. Каждый день Елеска борется с
трудностями.
Он “состарился и боялся только одного, что придет смертный час и некому будет
его похоронить”
Итак, Елеска обладает безобразной внешностью. Попытаемся заглянуть во
внутренний мир героя.)
– Что же скрывается за изуродованным лицом?
(В данном случае внешность оказалась обманчивой. Елеска – добрый, ласковый, искренний человек, способный на сильные чувства. Старик любуется красотой природы, смотрит “на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной, – смотрит и не шевелится, охваченный своей тяжелой стариковской думой”. Он постоянно вспоминает свою прошлую жизнь.)
– Что вас удивило в этом человеке?
(Удивительны его высказывания о своей жизни:
· “Добрые люди в храме божьем, а у меня волки обедню завывают. Ну, тогда я свечку затеплю перед образом, и сам службу пою…Со слезами тоже молюсь”.
· “У меня по весне праздник бывает, милый человек, когда с теплого моря птица прилетит”
· “А я хожу и смотрю: мне бог гостей прислал”.)
– Как характеризуют Елеску эти факты?
(Елеска – человек очень сильный духом. Он не жалуется на судьбу, не просит большего, а стойко переносит свое одиночество. Утешение находит в молитвах, искренне обращается к Богу: “со слезами тоже молюсь”. Старик ценит то, что у него есть, и появление по весне перелетных птиц – для него настоящий праздник.)
– Что нам известно о герое в самом начале рассказа?
(В начале рассказа автор изображает одинокого старика, живущего с собакой Музгарко.)
– На что вы обратили внимание?
(Д.Н.Мамин – Сибиряк называет кличку собаки, однако нам еще не известно имя главного героя.)
– Почему автор поступает именно так? Обоснуйте свое мнение.
(Елеска – природный человек. Людей видит один раз в год. Он живет в зимовье, занимается охотой и рыбной ловлей, любит и прекрасно знает лес: “старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево”. Неслучайно описание жизни героя чередуется с изображением картин природы. Старик живет не среди людей, а в лесу, поэтому можно говорить, что он природный человек. Его имя и не названо.)
– Когда мы узнаем, как зовут героя рассказа?
(Читателю становится известным имя героя,
когда автор рассказывает о его прошлом.
Удивительны отношения Елески и Музгарко.)
– Что автор пишет о них?
(“И любил же ее (собаку) старик гораздо больше, чем любят люди друг друга. Ведь она для него была все и тоже любила его”.)
– Как Елеска разговаривает с Музгарко?
(Старик то ворчит на пса, то дразнит его, то называет братом и обращается к нему на равных. Елеска ценит своего друга и очень дорожит им.)
IV. Анализ эпизода (Приложение 1).
1. Медленное чтение.
2. Работа по схеме (Приложение 2).
Данный эпизод – кульминация действия.
В отрывке говорится о том, как умирает
собака и бедный старик прощается со своим верным другом. Автор приходит к
выводу, что нет ничего страшнее, чем утрата близких; в данном случае Елеска
Шишмарь переживает трагедию смерти Музгарко.
Старик не представлял своей жизни без этой собаки, поэтому, когда он увидел,
что его верный друг мертв, “Елеска похолодел: это была его смерть”.
Описание сцены прощания строится на изобразительных средствах: эпитетах:
“горе лютое”, “ужасная, голодная смерть”, “несчастный старик”;
метафорах: “смерть пришла”, “надежда умерла”; сравнениях: "ветер
завывает, точно голодный волк", повторах: “воет пурга”
(начало абзацев второго и пятого), "воет пурга уже две недели",
"две недели не выходит из своей избушки старик”, “и ничего,
ничего не осталось для него, кроме смерти”. С помощью олицетворения
оживает природа: “Ходит ветер по Студеной, наметает саженные
сугробы снега, завивает в лесу, точно голодный волк; избушка
Елески совсем потонула в снегу”.
В данном эпизоде использованы и морфологические выразительные средства: обилие глаголов создает динамику происходящего (“Плачет, убивается старик, а помочь нечем; “Учуяли беду, пришли к избушке и завыли”; “Некому теперь их пугнуть, облаять, подманить на выстрел”; “Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый”; “Три дня долбил он мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга”).
Чтобы доказать, насколько дорог Музгарко
Елеске и какова горечь потери для бедного старика, автор по-разному называет
собаку: “над больной собакой”, “кормилец ты мой”, “верный друг”, “родной ты
мой”, “Музгарко”, “мертвый друг”,“верный друг”.
В тексте звучат риторические вопросы “Куда он без собаки?” и т.д. Мы понимаем,
что старик не может жить без Музгарко.
Данный эпизод можно назвать “Прощание Елески с верным другом”.
V. Беседа.
– Какое решение принимает Елеска?
(“Тошно ему теперь показалось оставаться в своей избушке”. Пережив еще одну трагедию, потеряв единственное любящее его живое существо, он решает уйти в родные края".)
– Что случится с Елеской?
(Пересказ эпизода)
– Каково отношение автора к своему герою? Докажите.
(Автор любит своего героя. Удивителен
“переход” старика из одного состояния в другое, из жизни в смерть. Автор не
говорит, что Елеска умирает. Старик засыпает, и ему снится Музгарко и тот самый
вогул, первый хозяин собаки, которого Елеска в снегу похоронил. (Вогул –
смотри записи на доске.) Согласно народному преданию, если человеку снится
покойник и зовет за собой, то тот, кто видит этот сон, скоро умрет. Елеске
вогул скажет: “Ты здесь, дедушка? Я за тобой пришел…” Многоточие в конце
предложения указывает на недоговоренность. Елеска умирает тихо и спокойно, он
просто засыпает навсегда. И в этом – любовь автора к своему герою.
Елеска боялся, что похоронить его будет некому. Он природный человек, и природа
его схоронила: “Дунул холодный ветер, рванул комья снега с высоких елей и пихт,
и посыпался он на мертвого Елеску; к утру от его ямки и следов не осталось.”)
VI. Подведение итогов урока. Выводы.
– Какими средствами создается образ Елески?
(Запись в тетрадь: Д.Н.Мамин-Сибиряк создает образ Елески с помощью портрета, авторской характеристики, поступков героя, отношений с Музгарко, авторского отношения.)
VП. Домашнее задание.
– Написать сочинение на тему: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.
Приложение 1.
Анализ эпизода (отрывка) прозаического произведения.
1. Роль эпизода (отрывка).
1 Данный эпизод является экспозицией (кульминацией, развязкой действия).
2. Отрывок является характеристикой героя.
3. Прозаический текст является описанием (природы, помещения, интерьера, поступков героя, авторским размышлением).
2. Тема.
1. Темой текста является …
2. Текст посвящен (описанию, размышлению, рассуждению)…
3. В отрывке рисуется картина…
4. В эпизоде раскрывается картина…(говорится о….)
3. Основная мысль.
1. Основная мысль текста заключена в словах…
2. Автор приходит к выводу, что…
3. Писатель рисует картину…(рассуждает, размышляет, описывает), чтобы доказать…
4. Название отрывка (эпизода).
1. Данный эпизод (отрывок) можно назвать…
2. Название рассказа … раскрывает тему…
5. Образная система.
1. Описание природы (картины, характера, интерьера, военной сцены) строится на изобразительных средствах…
2. Эпитеты помогают нарисовать картину…
3. Привлекают внимание художественные определения…
4. Писатель использует олицетворения (метафоры, сравнения)…
5. С помощью олицетворения оживает природа…
6. Изобразительные средства помогают раскрыть тему.
7. Сравнения (эпитеты, олицетворения)
помогают раскрыть характер героев (рисуют внешний облик героев): передают
авторскую оценку предмета или явления.
8. Наиболее удачными определениями (сравнениями) являются…
6. Синтаксические конструкции.
1. В тексте используются предложения разных конструкций…
2. Простые предложения конкретизируют мысль…
3. Используется прямой и обратный порядок слов в предложении…
4. Обратный порядок слов используется для более полного выражения мысли…
5. Восклицательные предложения увеличивают эмоциональность отрывка (эпизода)…
6. Точка указывает на законченность предложения.
7. В тексте звучат риторические вопросы…
8. Тире указывает на результативность действия…
9. Тире указывает на результативность действия…
7. Выводы.
Изобразительные средства, конкретные предложения, знаки препинания раскрывают тему (отрывка) эпизода…
Приложение 2.
Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из неё синяя струйка дыма…
Воет пурга уже две надели, две недели не
выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарко
лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть.
– Кормилец ты мой… – плачет старик и целует верного друга. – Родной ты мой… ну,
где болит?..
Ничего не отвечает Музгарко, как раньше. Он давно почуял свою смерть и молчит…Плачет, убивается старик, а помочь нечем, от смерти лекарства нет. Ах, горе какое лютое привалилось!.. С Музгаркой умерла последняя надежда старика, и ничего, ничего не оставалось для него, кроме смерти. Кто теперь будет искать белку, кто облает глухаря, кто выследит оленя? Смерть без Музгарки, ужасная голодная смерть. Хлебного припаса едва хватит до крещенья, а там помирать…
Воет пурга, а старик вспоминает, как жил он с Музгаркой, как ходил на охоту и промышлял добычу. Куда он без собаки? А тут ещё волки…Учуяли беду, пришли к избушке и завыли. Целую ночь выли, надрывая душу. Некому теперь пугнуть их, облаять, подманить на выстрел. Вспомнился старику случай, как одолевал его медведь-шатун. Шатунами называют медведей, которые вовремя не залегли с осени в берлогу и бродят по лесу. Такой шатун – самый опасный зверь…Вот и повадился медведь к избушке: учуял запасы у старика. Как ночь, так и придет. Озлобился на него старик, зарядил винтовку и вышел с Музгаркой. Медведь так прянул на старика, но спас Музгарко. Ухватил он зверя сзади и посадил, а Елескина пуля не знала промаха…Да мало ли было случаев, когда собака спасала старика…
Музгарко издох перед самым рождеством, когда мороз трещал в лесу. Дело было ночью. Елеска лежал на своей лавочке и дремал. Вдруг его точно что кольнуло. Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый. Елеска похолодел: эта была его смерть.
– Музгарко, Музгарко... – повторял несчастный старик, целуя мертвого друга. – Что я теперь делать буду без тебя?
Не хотел Елеска, чтобы волки съели мертвого Музгарко, и закопал его в казарме. Три дня он долбил мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. “Зимовье на Студеной”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.