Образ женщины в произведениях 19-го века
Аннотация:
В данной статье рассматривается образ женщины, его особенности в различные периоды русской литературы и общие черты, позволяющие его выделять. Описывается стойкий характер, и душевная простота и искренность. Существует большое количество женских образов в русской литературе. В результате данной литературной традиции разные женские образы становятся одним из вспомогательных средств поиска и исследований. Поэты и писатели описывают в литературе идеальные женские образы всегда обладают добротой, верностью, нежностью, снисходительностью, в отличие от инфернальных женщин.
Ключевые слова: женские образы, русская литература, поэты, писатели, характер, традиции, предшественники.
Женщина – с нами, когда мы рождаемся,
Женщина – с нами в последний наш час. Женщина – знамя, когда мы сражаемся, Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Женщина… это неразгаданная тайна, которую воспевали в веках поэты, писатели,
художники, композиторы. Она из поколения в поколение своей красотой и нежностью
вызывала к созданию чарующих творений, она утешительница, на чьих коленях, мы
ищем приют от боли, обиды, несчастья, она та, которая неустанно молится за нас,
её силы не знают предела. Родительница, наставница , та, что приводит в мир –
дитя и учит его жить, любить, быть человеком. Женщина…это
начало начал. О ней можно говорит бесконечно. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор
волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и
обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образ простой
крестьянки Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих
предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные
преклонения. Поэтические гении В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой создают незабываемую
галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все
они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами
характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота,
они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Русская
литература всегда отличалась глубиной своего содержания, неустанным стремлением
разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью
изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие
черты. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых
женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой
душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на
изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Будучи еще школьницей, в то время когда мы изучали произведения на уроках литературы, я стала задумываться над женской долей этих девушек. Я начала понимать, что это не простые девушки или светские дамы. И пусть в их жизни нет ничего необычного, таинственного и загадочного. Но в каждой из них есть свои особенности, качества, за которые следует их ценить и уважать. Именно поэтому меня заинтересовала тема женского образа, поставленная в произведениях поэтов и писателей XIX в.
Одни авторы, создавая свои творения, стремились показать женскую красоту и очарование, рассказывая о своем «милом идеале» женщины. Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера. Возьмем к примеру героин Софью Фамусову из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Татьяну Ларину из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Я считаю что эти героини чем – то похожи на нас, современных. Мы также стремимся найти ответ на вечный вопрос: «Что такое любовь?» Мы тоже хотим понять это чувство, хотим любить и быть любимыми, но при этом делать свой выбор осознанно, не теряя собственного достоинства. Между Софьей Фамусовой и Татьяной Лариной есть много общего. Они жили примерно в одну эпоху, когда женщинам полагалось сидеть дома, воспитывая детей, и только благодаря тому, что они дворянки, родители позаботились об образовании для своих дочерей, но и это могло быть только в лучшем случае. Да, Софью Фамусову можно сблизить с пушкинской героиней Татьяной Лариной. Она так же безмятежна и бескорыстна в чувствах как и Татьяна Ларина и так же по детский проста. Но есть и существенная разница. Татьяна не только сама идеальный характер русской женщины, какой представлял его себе автор романа «Евгений Онегин». Она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств. Избранник Софьи, к сожалению, иной. Поэтому и мы по – иному должны оценивать ее поведение, ее смелость, так пугающую этого избранника. Хочется отметить то что, сопоставляя Татьяну и Софью, Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее, но и выбор Татьяны тоже был случайным…».
Нельзя забывать и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского "Гроза". Александр Николаевич Островский по-настоящему открыл трагедию женской души в своих пьесах. В них нашли отражение самые волнующие вопросы современной ему действительности: тяжёлое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправие женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях. Истинным певцом русской женщины был и Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания русской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что "ключи от счастья женского утеряны давно". Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордость и чувство собственного достоинства крестьянки. Такова Дарья в поэме "Мороз, Красный нос". Как живой встаёт перед нами образ русской крестьянки, чистый сердцем и светлый. С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавшими за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.
Если обратиться к ХХ веку, то можно обнаружить огромное количество художественных произведений, где пели хвалу женщинам-вдохновительницам. Гимн женщине-музе дан в удивительно проникновенном и глубоко философском романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". С 1923 года и до последних дней жизни писателя Булгаковы были счастливы настолько, насколько возможно быть счастливыми в "земном" понимании этого слова. Эта высокая любовь питала творчество одного из самых ярких русских писателей ХХ века, именно благодаря ей родился на свет блистательный памятник недосягаемой вечной гармонии "мастера" - "Мастер и Маргарита". По художественной выразительности образ булгаковской Маргариты равен лучшим женским образам предыдущего столетия, хотя на первый взгляд может показаться, что он вроде бы разрушает сложившуюся в XIX веке стройную концепцию идеального женского характера. Булгаков был великолепным художником.
И конечно я не могу не написать о ней….. Бедная Лиза.
Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств. Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не удивишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, с излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов. Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких. Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тенью древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. …она бросилась в воду». Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
Читая эти произведения, я задумывалась, как же тяжело было этим героиням. На сколько же сложно было женщинам в те годы делать свой выбор, особых прав они не имели, поэтому с их мнением никто не считался. И насколько мы, оказывается, счастливее их. Только умеем ли мы ценить это счастье. Ведь нам, живущим в XXI в., открыты все пути и дороги. Остается только не ошибиться в выборе и сохранить себя.
Список используемой литературы:
1.А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах, т.2, «Евгений
Онегин»; издательство «Художественная литература», М.,1986.
2.А.Н. Островский. Пьесы.(1986г.)
3.Некрасов Н.К. Литературно – Художественное издание; «Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников»; издательство «Правда»; Москва;1990г.
4.Бригита Йосифова « Декабристы» Издательство: «Прогресс» 1983г
5.Все произведения школьной программы в кратком изложении. 11 класс. И.О.Родин, Т.М.Пименова. АСТ: Астель, 2009.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.