Образец сочинения на ЕГЭ по тексту Л.Н.Волынского
(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2) Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре. (4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства? (6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты? (8) «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. - (9) Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, и только знает. (10) Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе...» (11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как Прочитайте текст и выполните задания
бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. (13) В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве... (14) Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню». (15) Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. (16) Васильев стал первым его поэтом. (17) И это благотворное поэтическое начало не заглохло. (18) Первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами.
(Л.Н. Волынский*)
* Леонид Наумович Волынский (1912-1969) - советский художник и писатель
Единый государственный экзамен, 2020 г. РУССКИЙ ЯЗЫК Тренировочный вариант №3 от 16.09.2019 6 / 11
© 2019 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov Составитель: Таипова Луиза
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_39979265 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
Вступление |
Об искусстве рассуждать нам, дилетантам, всегда сложно. До многих аспектов мировой культуры мы еще не доросли в своем сознании, а некоторые, казалось бы, прописные истины как-то не уложились в голове. А между тем вопрос о назначении искусства во все времена будоражил великие умы человечества. |
Обозначение проблемы текста |
Вот и в предложенном для анализа рассуждении Л.Н.Волынского, известного советского художника и писателя, поднимается проблема роли пейзажа в изобразительном искусстве. |
Первый пример-иллюстрация |
Автор в самом начале своего размышления представляет на суд читателя две полемических точки зрения. Л.Н.Толстой назвал пейзажную живопись пустым и бессодержательным «искусством ради искусства». А Илья Ефимович Репин горячо возразил ему. По его мнению, картины природы отображают впечатления художника, понимание красоты окружающего мира. |
Связь одного примера с другим |
Сам Волынский считает правым Репина и пытается далее аргументировать собственную позицию, приводя в доказательство достижения русской живописи. |
Второй пример |
Так, подобной точки зрения придерживался Крамской, который видел в картинах Васильева «благородное чувство любви к родной земле», а значит его произведения помогали становиться «лучше, добрее и здоровее». Далее идет сопоставление творчества Васильева с Шишкиным. Никому из них не отказывая в уникальности и мастерстве, Крамской все же разводит наших великих художников по разной степени и сфере влияния на зрителей, Шишкина ласково называя «трудолюбивым прозаиком русского пейзажа», а Васильева – «первым его поэтом». Ценность заслуги последнего, по убеждению Крамского, огромна. |
Позиция автора |
Сам Волынский абсолютно согласен с точно подмеченными достоинствами творчества русских художников Крамским. Для автора необыкновенно важна «струнка, которая могла бы обращаться в песню» при созерцании того или иного пейзажа. Не случайно он с гордостью заканчивает свое рассуждение мыслью о том, что «первая, несмелая еще песня была подхвачена другими, новыми голосами». |
Собственная позиция |
Мне трудно что-либо добавить автору. Полностью согласна, что пейзаж несет в себе огромный заряд эстетического воздействия на человека. Кто из нас не любовался картинами Левитана, Шишкина, Айвазовского! |
Мое обоснование |
Помню, по изобразительному искусству мне поручили сделать презентацию про творчество известного марениста Айвазовского. Конечно, я, как и многие, любила море. Однако окунувшись в пейзажи этого художника, изучив его биографию, я начала бредить этой стихией. Примечательно, что если я раньше пропускала описания пейзажей в литературе, считала их необязательными и второстепенными, то теперь могу подолгу смаковать эти эпизоды, представляя себе ту или иную картину. |
Вывод |
Значит, тысячу раз правы наши художники, не только верящие сами в великую силу пейзажной живописи, но и заставляющие нас, неискушенных, своими шедеврами ощутить ее на себе. Да здравствует пейзаж! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.