Образование СССР
Оценка 4.7

Образование СССР

Оценка 4.7
Книги +5
doc
история
9 кл
16.04.2018
Образование СССР
Предпосылки образования СССР. Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. В этой статье описывается исто́рия Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик — государства, существовавшего с 1922 по 1991 годы на территории Восточной Европы, Северной Азии, части Центральной и Восточной Азии. «Разложение императорской России началось недавно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения
20. Образование СССР.doc
Образование СССР Многовековая история Российской империи родила особую модель  межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в  развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была  объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали  хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и  Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия  промыслов Поволжья. Сложились прочные традиции в защите рубежей  страны, общие исторические ценности. На всей территории страны шли  активные миграционные процессы. Частыми были смешанные браки.  Активное участие в революции всех народов бывшей империи, борьба с  интервентами и носителями традиций «единой, неделимой» укрепили это  исторически сложившееся «чувство локтя». Однако всплеск национально­ освободительного движения вскрыл и накопившиеся за века  несправедливость, ошибки и преступления в отношениях между центральной  властью и населением окраин, между большими и малыми народами. Вражду  между ними рождала политика насаждения среди нерусского населения  православия, русификации школ и делопроизводства, покровительства  русским переселенцам на окраинах и передача им лучших земель.  По окончании войны на территории бывшей Российской империи  образовалось полтора десятка государств. Самое крупное ­ РСФСР строилось  по федеративному принципу и включало автономии и национальные округа.  Окончание войны и переход к мирному возрождению предъявили новые  требования к союзу суверенных советских государств. Экономическая  разруха подсказывала необходимость восстановления прерванных  экономических связей между регионами и предприятиями, перехода к единой  валюте, налаживания беспрепятственного движения грузов. Экономическая  блокада со стороны капиталистических государств, политика  дипломатического непризнания, постоянная военная опасность предполагали  более тесную координацию сил. Следовало учитывать и исторические задачи,  вставшие перед всеми народами России еще на рубеже веков, ­ модернизация  общества, активное включение в мирохозяйственные экономические и  духовные связи, защита геополитических интересов. Решать их лучше было  совместными усилиями. 22 февраля 1922 г. Всеми советскими республиками было подписано  соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на  общеевропейской экономической конференции в Генуе. Это был новый шаг к  дипломатическому объединению. Летом 1922 г. Руководители закавказских  республик, а затем Украина и Белоруссия поставили вопрос об упорядочении экономических взаимоотношений. Накопилось много вопросов, связанных с  претензиями к центральным органам России. Единые формы государственности (Советы), единая правящая партия  (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия), накапливавшийся опыт управления из единого центра хозяйствования подсказывали пути  укрепления государства. Преимущества такого пути доказывал опыт  передовых капиталистических государств, не разделенных национальными  перегородками при многонациональном составе населения. К этому опыту  начинало постепенно обращаться и руководство РСФСР. Оно опиралось и на  накопленный трехлетний опыт самой Российской Федерации. Но этот опыт  был абсолютизирован. Автономию Сталин рассматривал как «единственно  целесообразную форму союза между центром и окраинами». Он считал эту  форму достаточно гибкой, готовой отразить разные уровни развития того или  иного народа. Но непременно в составе «единого пролетарского государства», непременно по одному пути – советизации, диктатуры пролетариата. Он  считал, что смысл национального вопроса в Советской республике сводится  главным образом к тому, чтобы преодолеть разницу в развитии отдельных  народов. Соответственно разные формы федерации должны были  обеспечивать возможность отсталым народам догнать ушедшую вперед  Центральную Россию. Выдвижение такого эталона лишало народы права  выбирать иные пути движения к прогрессу. На X съезде партии (март 1921 г.)  Сталин в докладе об очередных задачах партии в национальном вопросе  сделал вывод, что «федерация советских республик является той искомой  формой государственного союза, живым воплощением которого является  РСФСР». Рост националистических настроений в советских республиках. Но были и другие варианты. Украина, как наиболее развитая республика, вынашивала  предложение о создании конфедерации, т.е. такого типа договорных  отношений, при которых сохранялась вся полнота управления внутренними  делами в республике. Белоруссия, хотя и менее последовательно, тоже  выступала за сохранение сложившихся договорных отношений независимых  республик.  Для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП (б) в августе  1922 г. Создал специальную комиссию под председательством Сталина. В ее  состав были включены представители всех республик. Предложение Сталина  о вхождении в состав РСФСР всех остальных советских республик (так  называемый план автономизации) было поддержано членами комиссии.  Сталин отверг предложение о создании в будущем законодательного органа  верхней палаты с представительством от национальностей как якобы  «несовместимого» с советским строительством. Более сдержанную позицию занимал Ленин. Он учитывал ряд факторов,  заставляющих не только не форсировать этот процесс, но и делать максимум  уступок со стороны РСФСР другим республикам. Амбициозность быстро  сложившихся национальных политических элит, вспышка национального  самосознания в новых республиках, остатки великодержавного шовинизма в  деятельности управленческого аппарата наводили его на мысль о  необходимости поиска более компромиссной формы союза. В письме в  Политбюро от 26 сентября 1922 г. Он предложил создать «новый союз, новую  федерацию», «новый этаж, федерацию равноправных республик».  Центральные союзные органы находились бы в равном отношении ко всем  республикам, в том числе и к РСФСР. Новый союз не покушался на  суверенитет отдельных советских республик, а укреплял его за счет  коллективной поддержки. Комиссия ЦК РКП(б), затем Пленум ЦК партии (6  октября 1922 г.) прислушались к этим рекомендациям, вынеся решение о  создании Союза Социалистических Советских Республик. Однако уже  запущенный механизм «автономизации» продолжал набирать обороты. Ленин наоборот, предлагал в рамках СССР объединить лишь минимум  ведомств, оставив руководство всеми остальными отраслями в республиках.  Предсказывалась возможность, в свете будущего опыта, вернуться назад, к  прежней форме соглашения, т.е. объединению лишь военного и  дипломатического ведомств. Однако предостережениями тяжелобольного  вождя были проигнорированы. Образование СССР по сталинскому варианту  шло полным ходом. В начале 20­х гг. между закавказскими республиками существовали острые  межнациональные противоречия. Для их разрешения Армения, Азербайджан и Грузия были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную  Социалистическую Республику (ЗСФСР). 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30  декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об  образовании Союза Советских Социалистических Республик выступил  Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И. В. Сталин, зачитав  текст Декларации и Договора об образовании СССР. В состав СССР вошли  РСФСР, УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Грузия, Армения,  Азербайджан). Присутствующие на съезде главы делегаций республик  подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно  оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР. 31 января 1924 г. II  съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Высшим органом Власти  объявлялся съезд Советов (в перерывах ВЦИК, состоящий из Совета Союза и  Совета Национальностей. Республики ведали просвещением, юстицией,  здравоохранением, соцобеспечением, земледелием, внутренними делами.  Союзные органы ­ бюджетом, внешней торговлей, госбезопасностью, обороной, внешней политикой, транспортом. Выборы носили  многоступенчатый характер и давали перевес рабочим. Представители  свергнутых классов к выборам не допускались. Были созданы союзные  наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта,  связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме  того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных  вопросов республики были суверенны. Председателем Совнаркома СССР был утвержден В. И. Ленин. Из­за болезни  он к работе не приступал. С 1924 г. На этот пост назначен А. И. Рыков.  Представителями республик были лишь заместители председателя СНК  СССР М. Д. Орахелашвили (ЗСФСР), В. Я. Чубарь (Украина). Наркомы – Г. В. Чичерин, Л. Д. Троцкий, Л. Б. Красин, Ф. Э. Дзержинский, И. И. Смирнов, В.  В. Куйбышев, В. В. Шмидт, Н. П. Брюханов, Г. Я. Сокольников – пришли из  прежнего российского СНК, принеся прежние навыки работы.  Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший идею  мирового братства рабочих и крестьян (серп и молот на фоне земного шара,  обрамленного колосьями в лучах солнца). Алый стяг стал флагом СССР.  Столицей была избрана Москва. Изменения во второй половине 20­х гг. Во 2­й половине 20­х гг. в  национально­государственном устройстве СССР произошли значительные  изменения. В состав СССР вошли на правах союзных республик ­ Узбекистан,  Туркмения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Автономными республиками стали Ингушетия, Нахичевань, Чувашия, Молдавия. Автономными стал  Горно­Балхашская (Таджикистан) область и Коми­Пермяцкий и Ненецкий  национальные округа (РСФСР). Из ЗСФСР (Закавказской Cоветской Федеративной Социалистической  Республики) выделились и образовали самостоятельные республики в составе  СССР Грузинская ССР, Армянская ССР и Азербайджанская ССР.  Молдавская автономная республика, входившая в состав Украины, получила  статус союзной.  Национальная политика. В к. 20­х гг. партия учитывала национальную  специфику. В мусульманских республиках духовенству возвратили земли,  восстановили шариатские суды, признали мусульманские нормы поведения.  На Севере и в Сибири сохранялось родовое самоуправление. Большое  внимание уделялось культурному развитию малых народов ­ многие из них  впервые получили письменность. В Москве и Петрограде были открыты  институты народов Востока и Севера. Представители коренных народов  привлекались к управлению государством, для них создавались льготы при  приеме в вузы. Но «коренизация» имела и отрицательные моменты. В  Киргизии началось насильственное переселение русских с их земель. На Украине украинский язык стал государственным, и без его знания нельзя  было занимать никакие должности. Карта 1 Карта 2

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР

Образование СССР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018