ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Шахматная школа "Феникс"»
Оценка 4.7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Шахматная школа "Феникс"»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2024
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Шахматная школа "Феникс"»
для педагогов
Шахматы 1530_48 ч.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Шахматная школа "Феникс"»

 

 

 

 

                                                                             Возраст обучающихся  - 4 - 7  лет

                                                                 Срок реализации программы – 6 мес.

                                                                 Количество детей  в группе – 5-10

                                                                  Количество часов в год – 48

 

                                                                                                                                          

 

 

                                           

                                               Педагог, реализующий программу:                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  г.

 

Пояснительная записка

(характеристика программы)

 

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.

Вид образовательной деятельности- обучение игре в шахматы.

Нормативная база программы:

1.                 Приказ  Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

2.                 Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, в ред. от 30 августа 2016   года №1035).

3.                 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.1,2,3,14; ст.75).

4.                 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.).

5.                 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6.                 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242 .

 

 Уровень усвоения программы – ознакомительный.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Шахматы – одна из популярнейших игр в мире. Они развивают, а главное – тренируют мысль. Нет ни одной игры, в которой логика и метод умозаключений в такой степени приближались бы к формам математического мышления, как шахматы, что позволяет в полной мере развивать способы умственных действий и самоуправляющие механизмы личности воспитанников. Шахматы – это одновременно спорт и борьба, требующая чрезвычайного напряжения воли. Бесконечное количество комбинаций, которые развертываются в процессе шахматной партии, развивает в играющем ориентировочные способности, находчивость и крайнюю точность расчета, а также дает эстетическое наслаждение красотой и глубиной внезапно обнаруживающихся замыслов.

Таким образом, педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения школьников к лучшим традициям шахматной игры через занимательные и познавательные формы учебной и игровой деятельности.

 Отличительная особенность программы заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология, которая создает возможность для многократного повторения  образца игры в условиях максимально приближенных к реальному шахматному турниру.

Цель программы: Развитие у обучающихся способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности и эстетического восприятия окружающего мира посредством шахматной игры.

Задачи программы:

Обучающие:

-                   формирование навыков сознательных действий обучающихся посредством «действий в уме»;

-                   знакомство обучающихся с историей развития шахматной игры;

-                   знакомство обучающихся с шахматными фигурами и их расстановкой на шахматной доске;

-                   знакомство обучающихся с основами игры в шахматы;

-                   знакомство обучающихся с основной шахматной терминологией.

Развивающие:

-                   развитие у обучающихся логического мышления и фантазии в процессе игры в шахматы;

-                   развитие интеллектуальной культуры обучающихся;

-                   развитие навыков общения и взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе соревновательной деятельности;

-                   развитие у обучающихся воображения и образного мышления в процессе игры в шахматы.

Воспитательные:

-                   формирование у обучающихся опыта эстетических переживаний;

-                   формирование безопасных основ поведения в социуме;

-                   формирование у обучающихся полноценного восприятия игры в шахматы как составляющей национальной культуры;

-                   воспитание интереса, любви к игре в шахматы и шахматной традиции;

-                   воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения игры в шахматы;

-                   формировать у воспитанников чувство коллективизма, стремление к победе, толерантность, эстетическое восприятие шахматной партии.

Категория обучающихся. Программа разработана для учащихся  4-7 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей).

         Срок  реализации программы – 8 месяцев ( учебный период декабрь-май).

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.   

Занятия проводятся в одновозрастных группах (4-7 лет), численный состав группы – 5-10  человек.

Режим занятий. Программа рассчитана на один учебный год (48 ак. ч.). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 ак. ч. (45 минут), всего 2 ак. ч. в неделю.

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные результаты освоения программы:

-                   обучающиеся будут владеть навыками сознательных действий посредством «действий в уме»;

-                   обучающиеся будут знать историю развития шахматной игры;

-                   обучающиеся будут знать шахматные фигуры и их основные ходы, расстановку на шахматной доске, шахматную нотацию;

-                   обучающиеся будут знать основы игры в шахматы;

-                   обучающиеся будут знать основную терминологию шахматной игры и использовать ее в процессе соревновательной деятельности.

 

Личностные результаты освоения программы.

Результаты развития обучающихся:

-                   обучающиеся будут демонстрировать более высокие показатели логического мышления и фантазии;

-                   у обучающихся будет сформировано целостное представление о интеллектуальной культуре;

-                   у обучающихся будут сформированы навыки общения и взаимодействия со сверстниками в процессе соревновательной деятельности;

-                   обучающиеся будут демонстрировать более высокие показатели  воображения и образного мышления в процессе игры в шахматы.

 

Результаты воспитания обучающихся:

Воспитательные:

-                   обучающиеся приобретут опыт опыта эстетических переживаний;

-                   у обучающихся будет сформированы основы поведения в социуме;

-                   у обучающихся будет сформировано полноценное восприятие игры в шахматы как составляющей национальной культуры;

-                   у обучающихся будет сформирован интерес к игре в шахматы;

-                   у обучающихся будет сформирован интерес и осознанная мотивация к продолжению самостоятельного изучения игры в шахматы;

-                   у обучающихся будет сформировано чувство коллективизма, стремление к победе, толерантность, эстетическое восприятие шахматной партии.

Содержание программы.

Учебный (тематический) план.

 

№ п/п

Названия раздела (модуля), темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Формирование группы. Инструктаж по ТБ

2

-

2

 

2

Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире

2

-

2

 

3

Знакомство с шахматной доской и фигурами

2

4

6

 

4

Начальная расстановка шахматных фигур.

2

4

6

 

5

Начинаем играть в шахматы

-

4

4

 

6

Понятие «шах». Три способа защиты от шаха. Понятие «мат», «пат»

2

6

8

 

7

Три стадии шахматной партии и их особенности

2

-

2

 

8

Первые трудности – разбор характерных ошибок начинающих шахматистов

2

-

2

 

9

Мат одинокому королю (простейшие окончания)

2

4

6

 

10

Необычные шахматные ходы: «рокировка» и «взятие на проходе»

2

6

8

 

11

Итоговая аттестация

-

2

2

шахматный турнир

ИТОГО:

18

30

48

 

 


 

Содержание учебного (тематического) плана

 

Тема 1. Вводное занятие. Формирование группы. Инструктаж по ТБ. (2 часа).

Теория (2 ч.) Информация по организации работы в объединении. Формирование группы. Инструктаж по технике безопасности.

 

Тема 2. Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире (2 часа).

Теория (2 ч.). История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Арабские преобразования. Шахматы в Юго-Восточной Азии. Появление шахмат на Руси.

 

Тема 3. Знакомство с шахматной доской и фигурами (4 часа).

Теория (2 ч.) Игра проходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски – 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого – «чёрными».

Практическое занятие (4 ч.) Шахматные фигуры, их начальное положение, основные ходы шахматных фигур.

 

Тема 4. Начальная расстановка фигур.

Теория (2 ч.) Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. В каждый комплект фигур входят: король (), ферзь (), две ладьи (), два слона (), два коня () и восемь пешек (). Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные – седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно. Пешка, её начальное положение в партии, ходы. Ладья, её начальное положение в партии, ходы. Слон, его начальное положение в партии, ходы. Ферзь, его начальное положение в партии, ходы. Конь, его начальное положение в партии, ходы. Король, её начальное положение в партии, ходы.

Практическое занятие (4 ч.) Начальная расстановка фигур перед шахматной партией. Ценность каждой шахматной фигуры. Игры шахматными фигурами «объедаловка» и «поддавки». Решение шахматных задач.

 

 

 

 

Тема 5. Начинаем играть в шахматы.

Практическое занятие (4 ч.) Пробные партии с начинающими.

 

Тема 6. Понятие «шах». Три способа защиты от шаха. Понятие «мат», «пат».

Теория (2 ч.) Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит «объявить шах». Ходы, после которых король, сделавший ход, остаётся или оказывается под шахом, запрещены. Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называется получившим мат, а его противник поставившим мат. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.

Практическое занятие (6 ч.) Отработка ухода от «шаха» на шахматной доске. Решение, разбор шахматных задач.

 

Тема 7. Три стадии шахматной партии и их особенности.

Теория (2 ч.) Дебют – начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.

Миттельшпиль – середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии. Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь – за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.

Эндшпиль – заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.

Тема 8. Первые трудности – разбор характерных ошибок начинающих шахматистов.

Теория (2 ч.) Надо знать, что на успех шахматист может рассчитывать лишь тогда, когда он владеет инициативой, атакует, проявляет изобретательность. А уже с первых ходов шахматной партии имеется столько возможностей для проявления атакующих тенденций!

Тема 9. Мат одинокому королю (простейшие окончания).

Теория (2 ч.) Мат одинокому королю могут сделать (при обязательной поддержке собственного короля): ферзь, или ладья, или два слона. Конечно, если у сильнейшей стороны имеются, кроме этих, и другие фигуры или пешки, мат достигается гораздо проще. Метод победы повсюду один и тот же: нападающая фигура (или фигуры) при активной поддержке своего короля оттесняет одинокого короля к краю или в угол доски и там наносит ему решающий удар.

Практическое занятие (4 ч.) Отработка практических примеров «мата». «Мат» каждой фигуре. Решение простейших шахматных задач.

 

Тема 10. Необычные шахматные ходы: «рокировка» и «взятие на проходе».

Теория (2 ч.) Рокировка – если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи. Рокировку следует начинать с перестановки короля, и только потом ладьи.

Взятие на проходе – когда пешка совершает свой первый ход на две клетки, через поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой. Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено.

Практическое занятие (6 ч.)Отработка навыков «взятие на проходе» и «рокировка». Решение шахматных задач.

Тема 11. Итоговая аттестация.

Практическое занятие (2 ч.) Участие в шахматном турнире.

 

Формы контроля и оценочные материалы

 

Виды контроля:

Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими шахматных задач – домашних заданий).

Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) – участие в шахматном турнире.

Формы и содержание итоговой аттестации – участие в шахматном турнире.

Дидактические игры и задания по шахматам

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Высокий уровень

освоения программы

Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы решает все шахматные задачи; на итоговой аттестации участвует в шахматном турнире  и проходит не менее трех игровых партий.

Средний уровень

освоения программы

Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы решает все шахматные задачи; на итоговой аттестации участвует в шахматном турнире и проходит более двух игровых партий.

Низкий уровень

освоения программы

Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы выполняет шахматные задания, но при решении делает более 2-х ошибок, на итоговой аттестации участвует в шахматном турнире, но не проходит ни одной партии.

 

Организационно-педагогические условия

реализации программы

 

 Учебно-методическое обеспечение и информационное

обеспечение программы

 

Название учебной темы

Название и форма методического материала

Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире

Авербах, Ю.Л. Путешествие в шахматное королевство / Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. – М. : ФиС , 1976. – 320 с.

 

Знакомство с шахматной доской и фигурами

1.     Кузин, А. В. Феникс – шахматы для дошкольников: учебно-методический комплекс / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : Линка-Пресс, 2017. – 128 с.

2.     Сухин, И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: дис. ... канд. пед. наук / И.Г. Сухин; Институт теории и истории педагогики РАО. – М., 2008.

Начальная расстановка шахматных фигур.

Кузин, А. В. Феникс – шахматы для дошкольников: учебно-методический комплекс / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : Линка-Пресс, 2017. – 128 с.

Начинаем играть в шахматы

1.     Кузин, А. В. Феникс – шахматы для дошкольников: учебно-методический комплекс / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : Линка-Пресс, 2017. – 128 с.

2.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

3.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика II / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

4.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика III / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

Понятие «шах». Три способа защиты от шаха. Понятие «мат», «пат»

Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Теория I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

Три стадии шахматной партии и их особенности

1.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

2.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика II / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

3.Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Теория I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

Первые трудности – разбор характерных ошибок начинающих шахматистов

1.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

2.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика II / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

3.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика III / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Теория I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

Мат одинокому королю (простейшие окончания)

1.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

2.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика II / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

3.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика III / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Теория I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

Необычные шахматные ходы: «рокировка» и «взятие на проходе»

1.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

2.     Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика II / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

3. Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Теория I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

 

Материально-технические условия

реализации программы.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

 

-          Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитанный на учебную группу от 5 обучающихся – из расчета 2 м2 на человека (СанПиН).

-          Стулья по количеству обучащихся в группе, парты.

-          Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран (желательно, более 3 м в диагонали).

-          Наборы шахматных досок и фигур, из расчета одного комплекта на 2 учащихся;

-          Демонстрационная шахматная доска с фигурами.

Кадровое обеспечение программы

Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое образование и прошедшим предварительную подготовку (курсы повышения квалификации). В случае работы с большой учебной группой (свыше 35 учащихся) педагогу потребуется помощник-ассистент, в обязанности которого будет входить техническая поддержка презентаций, контроль выполнения шахматных задач, их проверку. Также ассистент будет обеспечивать оперативную работу с учебными и методическими материалами.

И педагогу, и ассистенту предварительная подготовка потребуется в силу информационной насыщенности программы. Сжатыми сроками реализации программы продиктована необходимость предварительной детальной проработки каждого занятия с составлением его поминутного плана (технологической карты).

 

Список использованной литературы:

 

1.                 Авербах, Ю.Л. Путешествие в шахматное королевство / Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. – М. : ФиС , 1976. – 320 с.

2.                 Анишева, В.Е. Методические особенности индивидуализированного начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Анишева; РГАФК. – М., 2002. – 154 с.

3.                 Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. – Воронеж, Изд. ВорГУ, 1977.

4.                 Блонский, П.П. Память и мышление / П.П Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

5.                 Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: дис. ... канд. психол. наук / А.Я. Габбазова. – М., 2005. 

6.                 Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы: Учебное пособие / А.Я. Габбазова. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 96 с.

7.                 Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Герасимова; РГАФК. – М., 2001.

8.                 Голенищев, В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. –  М. : Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.

9.                 Горенштейн, Р.Я. Книга юного шахматиста: учебное пособие для шахматистов второго – третьего разряда / Р.Я. Горенштейн. – М. АОЗТ «Фердинандт», 1993. – 240 с.

10.             Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Теория I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

11.             Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика I / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2017. – 96 с.

12.             Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика II / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

13.             Глотов, М.И. Современная шахматная школа. Тактика III / М.И. Глотов, Н.В. Коновалов, А.В. Кузин. – Москва: АНО «Русская шахматная традиция», 2015. – 96 с.

14.             Князева, В.В. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (На примере преподавания шахмат): дис. ... канд. пед. наук / В.В. Князева. – Ташкент, 1992.    

15.             Князева, В.В. Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России: дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Князева. – М., 2000.

16.             Кузин, А. В. Феникс – шахматы для дошкольников: учебно-методический комплекс / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : Линка-Пресс, 2017. – 128 с.

17.             Сухин, И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: дис. ... канд. пед. наук / И.Г. Сухин; Институт теории и истории педагогики РАО. – М., 2008.

18.             Тарасова, О.В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности: дис.  канд. пед. наук / О.В. Тарасова. – Казань, 2005.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Шахматная школа "Феникс"»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Шахматная школа "Феникс"»

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология, которая создает возможность для многократного повторения образца игры в условиях максимально приближенных…

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ее основе лежит игровая технология, которая создает возможность для многократного повторения образца игры в условиях максимально приближенных…

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Содержание программы. Учебный (тематический) план

Содержание программы. Учебный (тематический) план

Содержание учебного (тематического) плана

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 6. Понятие «шах». Три способа защиты от шаха

Тема 6. Понятие «шах». Три способа защиты от шаха

Тема 9. Мат одинокому королю (простейшие окончания)

Тема 9. Мат одинокому королю (простейшие окончания)

Дидактические игры и задания по шахматам «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса

Дидактические игры и задания по шахматам «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса

Средний уровень освоения программы

Средний уровень освоения программы

Понятие «шах». Три способа защиты от шаха

Понятие «шах». Три способа защиты от шаха

Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитанный на учебную группу от 5 обучающихся – из расчета 2 м 2 на человека (СанПиН)

Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитанный на учебную группу от 5 обучающихся – из расчета 2 м 2 на человека (СанПиН)

С.В. Герасимова; РГАФК. – М., 2001

С.В. Герасимова; РГАФК. – М., 2001
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024