Образовательное путешествие по технологии
Оценка 4.7

Образовательное путешествие по технологии

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
технология
7 кл
31.05.2017
Образовательное путешествие по технологии
Образовательное путешествие по технологии "Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины" Цель: Сформировать представление о видах и приёмах выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины. Задачи: - познакомить с оборудованием и инструментами для резьбы по дереву; - изучить правила безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; - познакомить с видами резьбы по дереву, технологией выполнения плосковыемчатой, геометрической, контурной и прорезной резьбы; - учить выполнять художественную резьбу по дереву; - учить изготавливать изделия декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; - воспитывать эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие.Документ
Образовательное путешествие. Резьба по дереву.docx
Образовательное путешествие «Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины»                                             Работу выполнила:                                                                          Шардакова Татьяна Владимировна                                                            учитель технологии, ОБЖ,                                                                   изобразительного искусства. 1 2016 год Образовательное путешествие       Образовательное   путешествие   –   это   педагогическая   технология,   позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, способная   соединить   реальное   передвижение   в   пространстве   с   освоением культурно­исторических   пространств.   Эта   технология   помогает   отойти   от традиционной классно­урочной системы и линейного расписания.         Этимология слова путешествие – длительный и неторопливый процесс, путь, который раздвигает горизонты собственного «Я» и внешнего мира. Главная  цель  образовательного   путешествия   –   самопознание   и самосовершенствование. Основные принципы организации образовательного путешествия: ­   создание   условий   для   непосредственного   взаимодействия   учащихся   с окружающими   объектами,   которые   становятся   основным   средством получения информации; ­ организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных   ощущений   и   наблюдений   у   учащихся   будет   происходить формирование   новых   представлений   (такая   деятельность   не   исключает помощи взрослых); ­   организация   активной   самостоятельной   деятельности   участников образовательного путешествия; ­   соединение   различных   видов   деятельности   участников   в   процессе образовательного   путешествия   (наблюдения,   опыты,   поиск   и   анализ информации и др.); ­   предоставление   учащимся   возможности   для   формулировки   ими собственного мнения, его корректировка в процессе группового обсуждения; 2 ­ создание ситуации выбора источников получения информации; ­ сведение к минимуму посреднической деятельности педагога. Предмет: Технология. Класс: 7 Раздел: «Технологии художественно­прикладной обработки материалов» Тема:   «Виды  и приёмы  выполнения   декоративной  резьбы  на изделиях  из древесины» Технология проведения: образовательное путешествие. Календарный срок: 11 занятий. Проблема: Художественная обработка изделий из древесины – очень древнее ремесло.     История   резьбы   по   дереву   уходит   своими   корнями   к   моменту возникновения   в   человеческом   обществе   приемов   и   способов   обработки древесины,   как   самого   простого   и   распространенного   материала,   а   также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину   удобно   обрабатывать   и   заготавливать.   В   связи   с   этим,   дерево широко   использовалось   в   быту   —   практически   везде   от   строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.     Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и   явлений.   Нанося   их   на   предметы,   украшающие   дом,   люди   надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и 3 долгоденствия.   Из   дерева   вырезали   также   обереги   –   маленькие   фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.        В деревнях и сёлах Нытвенского района ещё можно встретить дома с деревянными резными наличниками. Но с каждым годом их становится всё меньше.   Современные   пластиковые   окна   заменили   экологически   чистые природные материалы.          Но   время   погони   за   дешёвыми   синтетическими   аналогами   постепенно уходит   в   прошлое   и   человек   всё   больше   тянется   к   красивым   вещам, созданным   с   душой   и   из   натуральных   материалов.   Резные   изделия   ручной работы – отличный способ сделать интерьер неповторимым,  а дом уютным. Цель:  Сформировать   представление   о   видах   и   приёмах   выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины. Задачи: ­ познакомить с оборудованием и инструментами для резьбы по дереву;            ­ изучить правила безопасного труда при выполнении художественно –  прикладных работ с древесиной;                                                                               ­ познакомить с видами резьбы по дереву, технологией выполнения  плосковыемчатой, геометрической, контурной и прорезной резьбы;                    ­ учить выполнять художественную резьбу по дереву;                                           ­ учить изготавливать изделия декоративно – прикладного творчества по  эскизам и чертежам;                                                                                                   ­ воспитывать эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие. Ожидаемый учебный результат: ­ общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву; 4 ­ приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву; ­ приобретение навыков резьбы по дереву; ­ развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления; ­   приобретение   опыта   совместной   работы,   освоение   коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии. Дидактические   средства   обучения:   компьютер,   мультимедиапроектор, образцы   изделий   художественной   обработки   древесины;   плакаты   с изображением   изделий   с   художественной   резьбой;   оборудование   и инструменты   для   резьбы   по   дереву,   эскизы   и   чертежи   изделий,   имеющих декоративное  оформление резьбой, заготовки  из  древесины,  копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная   шкурка,   шило,   лак,   кисти,   рабочая   тетрадь,   учебник технологии. Методы   обучения:  рассказ,   беседа,   экскурсия,   фронтальный   опрос, демонстрация приемов резьбы по дереву, практические работы. Формируемые   УУД:  коммуникативные. личностные,   регулятивные,   познавательные, Этапы образовательного путешествия I этап ­ Подготовительный 1. Мотивация к учебной деятельности. 5 П.: Ребята, а вы знаете, какую роль в жизни человека играет дерево? Д.: Очищает воздух, приносит  плоды, можно построить дом. П.: Как видите, дерево в жизни человека занимает очень важное место. Как вы думаете, существуют ли профессии, связанные с обработкой дерева?  (плотник, столяр, резчик). Какую бы из этих профессий вы бы хотели выбрать для себя? Какая из этих профессий на ваш взгляд, дарит красоту?                Д.: Резчик.                                                                                                                    П.: Ну что, вы еще не догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем  занятии? Д.: Резьба по дереву. П.: Верно. Скажите, а вы знаете, для чего применяется резьба по дереву? Д.: Для украшения. П.: Скажите, а что можно украсить резьбой по дереву? Д.: Мебель, дома. П.: Все правильно, резьбой по дереву украшали жилища, мебель, посуду,  орудия труда, музыкальные инструменты.                                                               П.: А есть ли у вас дома предметы украшенные резьбой по дереву? Д.: Да... Нет…. Есть у моей бабушки … П.: Скажите, а вы бы хотели научиться этому искусству?                                     Д.: Да.( в процессе беседы демонстрируется презентация)                                    П.: Тогда мы отправляемся в увлекательное путешествие, которое назовём  «Декоративная резьба».  2. Выявление места и причины затруднения. П.: Ребята, а что мы должны знать, прежде чем научиться выполнять  декоративную резьбу? Д.: Виды декоративной резьбы. Технологию выполнения резьбы. Правила  безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с  древесиной.                                                                                                                  6 3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. П.: Что для этого необходимо сделать?                                                                   Д.: Прочитать учебник. Найти  и изучить дополнительную информацию в сети  Интернет, в журналах и книгах. Побеседовать с мастерами резьбы по дереву.                                                                                                                                     Преподаватель предлагает разделиться на группы по следующим темам: 1. История резьбы по дереву. 2. Виды резьбы на изделиях из древесины и технология выполнения. 3. Древние мотивы в декоративной резьбе.  Совместно   с   учащимися   формируется   проблема,   цель   и   задачи образовательного   путешествия,   определяется   календарный   срок.   Класс делится на группы по 4­6 человек. П.: В конце нашего путешествия вы должны представить отчёт о проделанной  работе  в виде мультимедийной презентации или рассказа. II этап – Работа на маршруте 7 № п/п 1 Этап (сроки) Подготовитель­ ный этап.  (1 занятие) Основные направления реализации образовательного путешествия (мероприятия) Беседа. Определение  проблемы, цели  образовательного  путешествия, объекта  исследования. Работа в группах. Составление  вопросов. Материалы и средства реализации образовательного путешествия Мультимедийная  презентация,  учебник,  дополнительная  литература. Задание 1. Прослушать  информацию. 2. Сформулировать  проблему путешествия. 3. Определить тему  исследования. 4. Определить цель и  задачи ОП в рамках  выбранной темы. 5. Разделиться на группы. 6. Определить время,  необходимое для  достижения цели и  решения поставленных  задач ОП. 7. Изучить правила  заполнения маршрутных  листов. Информация в сети  Интернет. Учебник,  дополнительная  литература.  2 История резьбы  по дереву. (2 занятия) Посещение сельской и  школьной библиотеки.  Поиск  и изучение  информации по теме. 3 Виды резьбы на  изделиях из  древесины и  технология  выполнения.(2  занятия) Посещение сельской и  школьной библиотеки.  Поиск  и изучение  информации по теме. Работа по теме. Вопросы для работы по  теме: 1. Когда возникло  ремесло? 2. Территории, где  развивался промысел. 3. Анализ резьбы по дереву различных территорий  России. 4. Современное развитие  промысла.  Анализ, сравнение,  классификация,  систематизация  полученной информации.  Выполнение компьютерной презентации по теме.  Подготовка защиты. Работа по теме. Вопросы для работы по  теме: 1.Виды резьбы,  применяемые  на изделиях  из древесины. 2. Технология выполнения  Результат Слушают  информацию.  Совместно с  педагогом выдвигают  и обсуждают идею  ОП, знакомятся с  представленной  информацией,  участвуют в  формулировке  проблемы ОП,  обсуждают варианты  тем, предложенные  учителем, предлагают собственные темы,  выбирают наиболее  интересные. Формулируют цель и  задачи ОП в рамках  выбранной темы. Делятся на группы,  ставят перед собой  проблемный вопрос,  определяют цель и  задачи ОП в  соответствии с  выбранной групповой ролью. Определяют  время, необходимое  для достижения цели  и решения  поставленных задач  ОП. Знакомятся с  вариантами форм  предоставления  результатов ОП,  предлагают и  обсуждают свои  варианты. Знакомятся с  правилами  заполнения  маршрутных листов. Работают с  различными  ресурсами в поиске  необходимой  информации, изучают и осмысливают  полученную  информацию, делают  выводы. При  необходимости  обращаются за  помощью к учителю,  родителям,  одноклассникам. Информация в сети  Интернет. Учебник,  дополнительная  литература. 8 Работают с  различными  ресурсами в поиске  необходимой  информации, изучают и осмысливают  полученную Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3 Маршрутный лист  Подготовительный История резьбы по Мастера резьбы по Этап № 1 этап Этап № 2 дереву Этап № 1 Этап № 2 Подготовительный Виды резьбы на Мастера резьбы по Чекменёвского сельского поселения Чекменёвского сельского поселения Этап № 3 дереву Этап № 3 дереву Этап № 3 дереву Чекменёвского сельского поселения Этап № 4 Заключительное мероприятие Этап № 4  Заключительное мероприятие Этап № 4 Заключительное мероприятие этап Этап № 1 этап изделиях из древесины и технология выполнения Этап № 2 декоративной резьбе Подготовительный Древние мотивы в Мастера резьбы по III этап – Заключительный       На   заключительном   этапе   предполагается   презентация   результатов   образовательного путешествия. Лучше отвести на эту презентацию два урока, предложив   прослушать,   просмотреть   и   оценить   презентации   по   плану (система вопросов на листе рефлексии, оценка в баллах от 1 до 5): 1.   Оценка   содержания   исследования:   точность   ответов   на   поставленные вопросы; 2. Наличие (уместность) иллюстраций; 3. Степень свободы рассказа перед классом; 4. Доступность (понятность) рассказа; 5. Чередование выступавших из группы, степень подготовленности каждого.      Проанализировав презентации трёх групп выступающих, можно перейти к оценке   самого   образовательного   путешествия.   Ребятам   предлагается заполнить таблицу: 9 Наименование маршрута положительное отрицательное что изучили уже сами что можно использовать что стало понятнее из своего маршрута какие вопросы по проблеме остались что захотелось узнать подробнее История резьбы по дереву. Виды резьбы на изделиях из древесины и технология выполнения. Древние мотивы в декоративной резьбе.                                                 По результатам заполнения этих листов, учитель может сделать вывод об  успешности формирования метапредметных результатов.  Начать оценивание  лучше с самооценки. Ребятам предлагается через неделю после  заключительного мероприятия заполнить лист самооценки: ∙     У меня получилось …. ∙     Нам в группе «……» было сложно, потому что …. ∙     Интереснее всего мне было, когда …. ∙     Больше всего нам помогли (Кто? Когда? В какой момент?) … ∙     Более всего я проявил(а) себя, когда …     Учителю предлагается заполнить карту формирования УУД, оценив работу каждого в группе от 1 до 5 баллов: ∙     Умение видеть проблему  (белое пятно), ∙     Умение формулировать гипотезу (высказывать предположение), ∙     Умение самостоятельно работать с информационными источниками  (сколько консультаций получали, у кого), 10 ∙     Умение отбирать и систематизировать материал, перерабатывать  информацию и преподносить другим, ∙     Умение формулировать выводы и использовать «чужой» материал в своих  интересах. Результаты деятельности в рамках образовательного путешествия Личностные результаты: 1 Учащиеся   изучили   значительное   количество   разнообразных информационных ресурсов.  2 Учащиеся научились формулировать и аргументировать  собственную точку зрения, корректировать её с учётом позиций других участников, выслушивать   мнение   других   участников   образовательного путешествия,   участвовать   в   диалоге   с   ними,   что   способствует формированию уважительного отношения учащихся к иному мнению, развитию   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   пониманию   и   сопереживанию   чувствам других людей.  3 Учащиеся выполняли различные социальные роли. Освоение учащимися разных   социальных   ролей   естественным   образом   способствовало овладению   ими   начальными   навыками   адаптации   в   динамично изменяющемся и развивающемся мире, а также успешной социализации в целом.  4 В   процессе   самостоятельной   работы   развиваются   мотивы   учебной деятельности учащихся, происходит формирование у них личностного смысла учения. 5 Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в разных социальных ситуациях, а также умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 11 1 Научились использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями учебного предмета. 2 Овладели способностью принимать  и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  3 Научились выделять общую цель данного ОП и пути её достижения; учатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 4 Освоили   способы   решения   проблем   творческого   и   поискового характера. 5 Научились планировать, контролировать и оценивать учебные действия в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 6 Освоили начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 7 Научились   активно   использовать   речевые   средства   и   средства информационных   технологий   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач.  8 Овладели   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения, классификации полученной информации в процессе работы. 9 Научились   слышать   и   слушать   друг   друга;   готовы   признавать возможность существования различных точек зрения на одну проблему и   права   каждого   иметь   свою   точку   зрения;   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 12 Список используемой литературы 1. Учебник технологии для учащихся общеобразовательных организаций.  Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана­Граф,  2014. 2. Л.Б. Малыхина. Досуговые программы для детей и подростков.  Проектирование. Реализация. Экспертиза. – Волгоград: Учитель, 2016. 3. Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. Как организовать дополнительное  образование детей в школе? – М.: АРКТИ, 2005. 1. С.М. Курганский. Организация досуговой деятельности  Интернет­ресурсы учащихся. – Режим доступа: http//festival.1september.ru 13 14

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии

Образовательное путешествие по технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017