Комарова Евгения Ивановна
учитель химии
МБОУ «Гимназии «Планета Детства» г. Рубцовска,
педагогический стаж 18 лет, высшая квалификационная категория.
Образовательный интенсив как современная форма реализации
проектно-исследовательской деятельности школьников
«Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения.
Надо крепко держать её в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее»
Д.И. Менделеев.
Ощущение сопричастности к формированию будущего, делает работу учителя увлекательной. Ученики сегодня – наше завтра, каким оно будет зависит и от личности учителя, и от его уроков. Учитель сегодня не только учит, он прежде воспитывает, направляет и поддерживает - это наставник, который помогает найти ученикам свой путь и смело идти вперёд.
Внедрение в учебную практику исследовательской и проектной деятельности помогает сформировать у учащихся компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, навыки самостоятельного решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества; подготовиться к профессиональному выбору, ориентироваться в мире профессий, в ситуациях на рынке труда. В процессе исследования у учащихся формируются знания и умения, имеющие опорное значение для выбора профессии определённого профиля.
Как показывает практика, лучше всего исследовательскую и проектную деятельность учащихся реализовывать в рамках образовательного интенсива. Это передовой формат обучения, отвечающий потребностям современного общества и рынка труда. Он предоставляет возможность получить ценные знания и навыки в короткие сроки, способствует личностному развитию учащихся. Данный формат обучения можно организовывать как в урочной, так и внеурочной деятельности. Необходимо помнить, что для успешного прохождения интенсива важно грамотно распределить силы – правильно подобрать ресурсные состояния под каждую конкретную задачу и выстроить баланс между работой и отдыхом.
На уроке образовательный интенсив можно реализовать через организацию учебного исследования, например в рамках выполнения лабораторного опыта или практической работы, а также за счёт применения технологии проблемного обучения для решения теоретических или практических задач. Эту работу можно организовать в парах или малых группах, она способствует развитию интереса учащихся и в последующем может послужить стартом для работы над индивидуальным проектом или исследованием.
Однако, более эффективной для работы с одарёнными детьми является организация образовательного интенсива в рамках внеурочной деятельности. Это другие временные рамки, другой тем работы и объем. Здесь появляется возможность организации сотрудничества с предприятиями, лабораториями, возможны встречи со специалистами. Всё это, является дополнительным стимулом для учащихся и выводит работу на новый более высокий уровень. Для того чтобы образовательный интенсив был интересным, наглядным и современным необходимо использовать цифровое оборудование.
Сегодня одной из важнейших задач в образовании является ранняя профориентация учащихся. Она возможна, когда происходит погружение в производство, профессию. Когда ребёнок имеет возможность видеть, наблюдать и общаться непосредственно со специалистами, мастерами своего дела. Такая деятельность возможна, через реализацию совместных проектов. В этом случае, наставником выступает не только учитель, но и специалист предприятия совместно с которым реализуется проект. Как правило, такие проекты являются практико-ориентированными и направлены на решение проблем предприятия.
Так, в рамках сотрудничества с предприятием АО «СИБИРЬ-ПОЛИМЕТАЛЛЫ» было реализовано несколько совместных проектов, результатами которых стали:
- создание установки для нейтрализации стоков лаборатории спектрального анализа;
- разработана и укомплектована аптечка «АнтидоТ», для размещения в цехах, где работа связана с использованием химических реагентов;
- разработаны рекомендации по восстановлению почвенного покрова на территории предприятия.
В рамках проекта Судьина Д. по теме: «Антигенные системы крови жителей г. Рубцовска» было организовано сотрудничество лабораторией «РЖД-Медицина», организована экскурсия в лабораторию: знакомство с работой и оборудованием. Проведены обучающие занятия по определению групп крови, резус фактора. Изучена научная литература. В результате работы над проектом установлены редкие фенотипы крови, встречающиеся среди жителей Рубцовска.
Педагог, погрузившийся в реализацию совместных проектов, должен быть готов выйти из зоны комфорта и стать таким же участником образовательного интенсива, как и его ученик.
"Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если происходит реакция, оба трансформируются."
Карл Юнг.
Я желаю всем нам, как можно больше таких трансформаций.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.