План-конспект занятия в логопедической группе по теме:
« Домашние животные зимой»
Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, копыта, грива, хлев и т. д.). совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-). Обучение детей составлению загадок.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса, мышление, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Мольберт, магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображением домашних животных с их детенышами, схема для составления загадок, конверты с пазлами «Домашние животные», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, наклейки.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Повторение упражнения «Козочка».
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять свои места за столом, включает магнитофон. Звучат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.
1. Организационный момент.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка земля,
Здравствуйте мои друзья.
Логопед: Где мы с вами только что побывали? Что там услышали?
Дети: Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.
Логопед: Перечислите их.
Дети: Мы услышали голоса коровы, лошади, козы, свиньи, собаки, кошки.
Логопед: Как подает голос собака?
Дети: Она лает.
Логопед: А кошка?
Дети: Она мяукает.
Логопед: А свинья.
Дети: Свинья хрюкает.
Логопед: Кто знает, как подает голос корова, лошадь и коза?
Дети: Корова кричит «Му!», лошадь «И-го-го!», овца «Бе!»
Логопед: Корова мычит, лошадь ржет, овца блеет.
Логопед: Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.
2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки.
Логопед помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.
Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши: коза с козленком, лошадь с жеребенком, свинья с поросенком, корова с теленком, овца с ягненком собака со щенком, кошка с котенком.
Логопед: Каких домашних животных можно назвать крупными?
Дети: Корову и лошадь.
Логопед: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?
Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.
Логопед: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети: овцу, барана, козу, свинью.
Логопед: Какую пользу они приносят человеку?
Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны- еще и шерсть.
Логопед: Каких домашних животных мы считаем мелкими?
Дети: Собаку и кошку.
Логопед: Расскажите, какую пользу они приносят.
Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.
Логопед: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?
Дети: Нужные.
Логопед: Все они приносят пользу. Значит, они какие?
Дети: Полезные.
3. Игра «Угости животных».
Логопед на мольберте помещает одним столбиком картинки с изображением домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), а вторым столбиком располагает изображения «угощения»,(стог сена, кочан капусты, коробку с молоком, косточку).
Логопед: Вспомните, чем человек кормит домашних животных.
Логопед предлагает соединить ровной линией животное и «угощение».
1-й ребенок: Я накормлю корову сеном.
2-й ребенок: А я угощу кролика капустой.
3-й ребенок: Кошка пьет молоко.
4-й ребенок: А собаку можно угостить косточкой.
Логопед: Вы хорошо выполнили последнее задание.
4. Работа с пазлами «Домашние животные».
Логопед раздает детям конверты с пазлами.
Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображение домашних животных на мольберте будут для вас подсказками.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающий на вопрос «Какая?»
Дети рассказывают о животном, которое они сложили из пазлов.
5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка»
Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, (Показывают, как доят корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на руках,
Творогу немножечко. начиная с мизинцев, на каждое название
Масло, простоквашки, молочного продукта)
Молока для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят»)
Молоко коровье.
6. Составление загадки по лексической теме.
Логопед помещает на мольберт схему №1 для составления загадки. И предлагает детям сочинить загадку про домашнего животного.
Логопед: Ребята давайте сочиним загадку про какого-нибудь домашнего животного? О ком будем сочинять?
Дети: Про корову.
Логопед: Корова какая?
Дети: Рогатая.
Логопед: А еще какая?
Дети: Большая, рыжая.
Логопед: А кто бывает рогатый, как корова?
Дети: коза.
Логопед: А кто бывает большой?
Дети: Лошадь.
Логопед: А кто бывает рыжим?
Дети: Лиса.
Логопед заполняет схему. После заполнения логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
7. Подвижная игра «Козочка».
Я козочка Ме-ке-ке, (Идут по кругу)
Я гуляю на лужке.
Остренькие рожки, (Показывают «рожки» прыгают на носочках)
Тоненькие ножки.
На самой макушке – (Ладошками показывают «ушки»)
Бархатные ушки.
Язык полотняный, (Показывают язык «лопатой»)
Хвостик конопляный… (Рукой показывают «хвостик»)
Как прыгну - сразу забодаю. (Прыгают «бодаются»)
8. Работа в тетради №1.
Логопед раздает тетради и ставит контейнер с карандашами.
Логопед: Откройте тетради, где лежат закладки. Кого вы там видите?
Дети: Лошадь, собаку и кошку.
Логопед: Верно. Прослушайте загадку об одном из этих животных.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Дети: Это собака.
Логопед: Верно. Возьмите серый карандаш, обведите собаку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаза.
Логопед оценивает их работу и выдает за старание наклейки на тетради.
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
9. Итог занятия (оценка работы детей).
Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.