Технологическая карта урока
Предмет: Информатика
Класс: 9
Провела :Бабаева Гульназ Эмиржановна
Тема урока: Диаграммы и их типы
Раздел программы: Информационное моделирование
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием диаграмм и графиков в электронных таблицах
Задачи урока:
образовательные:
- расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
- научить строить и использовать основные типы диаграммы в программе Excel
развивающие:
- развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
- формировать умения наблюдать, делать выводы;
- развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
- воспитывать творческий подход к работе;
- развивать
познавательный интерес, формировать информационную культуру.
Тип урока: урок усвоения
нового материала
Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в парах
Программное и техническое обеспечение урока: компьютерный класс, мультимедийный проектор, программа MS Excel
№ |
Этап урока Цель учителя |
Цель учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
личностные |
|||||
1 |
Организационный
Настроить учащихся на приобретение новых знаний, нацелить на успех
|
Учащиеся должны быть настроены на приобретение новых знаний, были нацелены на успех
|
Создает благоприятный климат на уроке Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей
|
Приветствуют учителя, подписывают свои оценочные листы |
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста |
Прогнозирование своей деятельности |
Умение слушать |
Умение выделять нравственный аспект поведения |
2 |
Мотивация к учебной деятельности
Сформулировать познавательные мотивы учащихся, содействовать развитию умения формировать познавательные мотивы |
Учащиеся должны уметь формировать познавательные мотивы |
Вступительное слово учителя Ребята, мы начинаем наш урок. Его разрешите начать с эпиграфа: Мы нашу жизнь уже
не мыслим без расчетов, Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов, |
Ученики анализируют текст эпиграфа (Это стихотворение действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни), вспоминают что такое Excel, назначение и применение Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней. |
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов |
Начало постановки учебной задачи |
Умение слушать, вступать в диалог |
Повышение компетентности |
3 |
Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Создать условия учащимся для активизации знаний, необходимых для изучения нового материала |
Учащиеся должны уметь активизировать свои знания, необходимые для изучения нового материала |
Вступительное слово учителя А сейчас чтобы оценить ваши знания проведем тестирование. У вас на выполнение 5 мин.
Молодцы вы справились с заданием и подсчитайте сои баллы и запишите результаты в оценочных листах. |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану
Взаимопроверка в парах
|
Представлять информацию в текстовой форме |
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической |
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами |
Повышение компетентности |
4 |
Постановка цели и задач
Создать условие для развития умения ставить цели, выдвигать гипотезы |
Учащиеся должны быть вовлечены в учебную деятельность |
Подвести учащихся к формулировке темы и цели урока Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? Ребята, пользуясь, предложенной таблицей, какие можно сделать выводы об информации. Как вы думаете, а как можно еще структурировать информации, ее представить, чтобы ее можно было быстро сравнить?
Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Диаграммы и их типы». Запишем тему урока Я предлагаю Вам поставить для себя цель на данном этапе урока Что я хочу узнать…? Чему я хочу научиться…? Что я буду развивать…? Где мне это пригодится в жизни…?
Итак, мы выяснили для себя, для чего нам нужны диаграммы и графики? Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах. |
Выдвигают гипотезы Структурируют информацию Определяют цель урока и ставят для себя учебные задачи (что хочу узнать, чему научиться) Ответ: Графическая форма Ответ: Она более наглядна и легко воспринимаема, структурирована Ответ: Таблица, графики, диаграммы Учащиеся фиксируют тему урока Ответ: Новое о ЭТ, о возможностях ЭТ Наглядно представлять данные в виде диаграмм, графиков (их виды), развивать умение работать в ЭТ, навык работы с программой, память, мышление В жизни: для учебы, для выбора профессии, работы |
Поиск и выделение необходимой информации |
Целепологание Постановка цели учебной задачи, анализ полученной информации, синтез выдвижение гипотез |
Умение слушать и вступать в диалог |
Какое личнозначимое отражение имеет данная тема
Смыслообразование (Какой смысл видит для себя ученик при изучении этой темы) |
5 |
Усвоение новых знаний
Продолжить учить учащихся работать по плану, обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания темы |
Учащиеся должны уметь обеспечивать восприятие, осмысление и первичного запоминания темы |
Объяснение понятий, видов, способов оформления, примеры оформления в ЭТ Сегодня на уроке мы познакомимся с возможностью визуального отображения данных, хранящихся в электронных таблицах, представлять графически с помощью диаграмм и графиков. Значение диаграмм как графической формы представления числовых данных трудно переоценить. Они не только улучшают наглядность излагаемого материала, но и позволяют отобразить соотношение различных значений или динамику изменения показателей. Теория Диаграмма (график)— это наглядное графическое представление числовых данных. (Примеры) Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира. (Примеры) Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма, в которой площадь кругового сектора пропорциональна величине части. Круговые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем сектора могут быть раздвинуты (разрезанная круговая диаграмма). Например, круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости. (Примеры) Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. (Примеры) Точечная диаграмма показывает отношения между численными значениями в нескольких рядах данных или отображает две группы чисел как один ряд координат x и y. Точечные диаграммы в Excel используют для сравнения пары значений и для построения графиков математических функций.(Примеры)
А теперь рассмотрим этапы построение диаграммы Excel . 1. Создать таблицу с числовыми данными. 2. Выделить необходимый диапазон 3. Перейти на вкладку "Вставка" в раздел "Диаграммы 4. Выбрать тип диаграммы 5. Форматировать и редактировать области диаграмм, если это необходимо. Рассмотрим основные элементы диаграммы. Ряды данных– множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой – с помощью сектjров, на графике – точками, имеющими заданные координаты Y. Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой – названиями секторов, на графике – обозначениями делений на оси Х. Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы – содержит обязательную область построения диаграммы, название осей, заголовок диаграммы, легенду. Внешний вид диаграммы можно настраивать. С помощью мыши можно изменять размеры области диаграммы, а также перемещать ее по листу. Область построения диаграммы – основной объект в области диаграммы, в ней производится графическое отображение данных. В линейчатых диаграммах можно изменять цвет столбцов, в круговых – цвет секторов, в графиках форму, размер и цвет маркеров и соединяющих их линий. Линейчатые диаграммы и графики содержат ось категорий (ось Х) и ось значений (осьY), формат которых можно изменять. Важным параметром осей является шкала, которая определяет минимальное и максимальное значение шкалы, а также цену основных и промежуточных делений. Рядом с делениями шкалы по оси категорий размещаются названия категорий, а рядом с делениями шкалы по оси значений – значения ряда данных. В круговых диаграммах названия категорий и значения ряда данных отображаются рядом с секторами диаграммы. Для более точного определения величины столбцов линейчатой диаграммы и положений маркеров графика можно использовать горизонтальные и вертикальные линии сетки. Название диаграммы и название осей можно перемещать и изменять их размеры, а также можно изменять тип шрифта, его размер и цвет. Легенда содержит название категорий и показывает используемый для их отображения цвет столбцов в линейчатых диаграммах, цвет секторов в круговых диаграммах, форму и цвет маркеров и линий на графиках. Легенду можно перемещать и изменять ее размеры, тип используемого шрифта, его размер и цвет.
|
Учащиеся осуществляют учебные действия по плану, записывают в тетрадях, анализируют, полученные знания
|
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям Представлять информацию в разных формах |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно |
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами |
вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях |
6 |
Практическая работа |
Учащиеся должны научиться строить и правильно выбрать тип диаграммы |
Организует учебное взаимодействие обучающихся в группах для приобретения новых знаний по теме. Учащиеся могут выбрать одно любое из четырех, в зависимости от сложности задания |
Ищут способы решения учебной задачи. Определяют план своих действий. Участвуют в обсуждении содержания материала, переходят к выполнению практического задания: осуществление поисковой деятельности, построение диаграмм по исходным данным, анализ диаграммы. |
|
|
|
|
7 |
Представление итогов работы
|
Учащиеся должны уметь устанавливать правильность и осознанность изучения темы, выяснять пробелы первичного осмысления изученного материала, уметь проводить коррекцию выявленных пробелов, учащиеся должны научиться применять полученные знания на практике |
Учитель осуществляет промежуточный контроль выполнения заданий практикума Выявляет пробелы, выясняет, что осталось непонятным уч-ся, задает наводящие вопросы, комментирует, направляет работу, обобщает выводы, уточняет основные понятия
|
Представители групп отчитываются после выполнения каждого задания. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на вопросы, приводят примеры, делают выводы, аргументируют свою точку зрения, формулируют проблемы |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов |
Выделение и осознание того, что уже пройдено |
Умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем |
Ориентация в межличностных отношениях |
8 |
Динамическая пауза |
Учащиеся должны понимать и правильно воспринимать эмоциональную и физическую разрядку |
физминутка для глаз. |
Ученики слушают, выполняют физкультминутку |
Здоровьесберегающая методика для снятия усталости |
|||
9 |
Закрепление пройденного материала |
Учащиеся должны уметь организовать деятельность по применению новых знаний
|
Вернемся на наш урок и с новыми силами продолжим работу. Учитель задает вопросы по теме урока. Сегодня мы попробуем представить числовую информацию наглядной и выразительной с использованием диаграмм. Давайте еще раз скажем…. что такое диаграмма? Какие виды бывают? Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы? Алгоритм создания диаграмм: 1. Построить таблицу 2. Выделить объект, содержащий данные для построения. 3. Перейти на вкладку "Вставка" в раздел "Диаграммы. 4. Выбрать тип диаграммы. 5. При необходимости изменить данные Сейчас предлагаю посмотреть на несколько примеров неправильных диаграмм и указать в чем их проблема? (Примеры) |
Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме |
Выполнение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия Анализ и синтез объектов |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу |
Профессиональное самоопределение, смыслообразование |
10 |
Домашнее задание
Организовать выбор уровня домашнего задания |
Сформулировать задания для выполнения дом. задания Закрепить полученные знания на практике, выявить уровень усвоения материала, дать информацию и инструктаж |
Задает домашнее задание, комментирует его Задание № 1. Выучить определения, уметь различать виды диаграмм и графиков, знать алгоритм построения диаграмм, графиков Задание № 2. Уровень (А Базовый): Создать таблицу своих оценок за 1 четверть по 5 предметам, Построить диаграмму. Уровень (В Повышенный): Создать сводную таблицу с географическими понятиями (5-10 объектов). Построить диаграмму. |
Учащиеся анализируют задания, в зависимости от уровня усвоения материала, выбирают приемлемое для себя задание |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма), в т.ч. используя ИКТ |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. |
Формирование положительной учебной мотивации |
11 |
Итоги урока и оценивание |
Учащиеся должны уметь давать качественную и количественную оценку работу отдельных уч-ся и класса в целом Учащиеся должны уметь анализировать успешность усвоенного материала и деятельности учащихся
|
Предлагает уч-ся заполнить оценочный лист. Учит анализировать и делать выводы о проделанной работе Предлагает проанализировать работу за урок, выявить что получилось, над чем еще предстоит работать Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания. Наши знания – плоды. Давайте запишем чему вы сегодня научились, что узнали. Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды. Спасибо за сотрудничество. |
Учащиеся анализируют собственную деятельность (что узнал, чему научился, чтобы еще хотел бы узнать, какие умения хотел бы развить) и общую работу своих товарищей и класса в целом, заполняют оценочные листы, аргументируют свой выбор |
Новое содержание, изученное на уроке |
Оценка промежуточных результатов и достижение поставленной цели |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности |
Осознание себя в процессе деятельности |
Приложение 1
В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» - 75%, а в 7 «в»-80%.
Приложение 2
Класс |
Количество учащихся |
5 |
4 |
3 |
% качества |
7а |
20 |
5 |
10 |
5 |
75 |
7б |
24 |
8 |
10 |
6 |
75 |
7в |
25 |
8 |
12 |
5 |
80 |
Приложение 3
Задание № 1 Найди соответствие:
1.Электронные таблицы - это |
а) выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций. |
2. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: |
б) используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются. |
3. Формула – это |
в) при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. |
4. Относительные ссылки - |
г) приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. |
5. Абсолютные ссылки - |
д) число, текст и формула |
Ответ: 1_____; 2_____; 3._____; 4_____; 5_____.
Задание № 2
Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:
1) =A1*A2+B2; 2)=$A$1*$A$2+$B$2; 3)=$A$1*A3+B3; 4)=$A$2*A3+B3; 5)=$B$2*A3+B4?
1. Ответ: 1г, 2д, 3а, 4в, 5б
2. Ответ: 3
Приложение 4
Приложение 5
Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат.
Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках (столбики располагаются вертикально)
Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально)
График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин
Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке
Кольцевая – аналогична круговой
Приложение 6
Мини-исследование
"Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах"
1. Создайте диаграмму по продажам пальто в 1 квартале.
а) для этого выполните выделение блока ячеек (В4:Е5): данные для построения диаграммы (числа), для подписей (январь, февраль, март) и для легенды (пальто). ВНИМАНИЕ! Выделяйте слева - направо. Итого 8 ячеек, которые отличаются по цвету (серые). |
б) затем выполните команду Вставка / Диаграмма. Выберите вид диаграммы – гистограмма с группировкой. |
в) введите название диаграммы. |
г) переместите диаграмму вниз под таблицу и уменьшите ее размеры
|
2. Создайте диаграмму по продажам курток и шапок в 1 квартале.
а) для этого выполните выделение диапазона ячеек (В4:Е4; В7:Е7): данные для построения диаграммы (числа), для подписей (январь, февраль, март) и для легенды (куртки, шапки). ВНИМАНИЕ! Для выделения диапазона используйте клавишу [CTRL] б) вставьте диаграмму |
в) Чтобы ввести ее название выполните команду Макет / Название диаграммы/ Над диаграммой |
г)
переместите диаграмму вниз под таблицу и уменьшите ее размеры |
|
3. Создайте круговую диаграмму по продажам всех товаров в апреле.
а) для этого выполните выделение диапазона ячеек (В4:В11; F4:F11): данные для построения диаграммы (числа) и для легенды (наименование товаров).
б) вставьте диаграмму и напишите ее название
|
в) измените расположение легенды – снизу. Для этого выполните команду Макет / Легенда |
г) добавьте подписи данных. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите соответствующую команду или команда – Макет / Подписи данных |
д)
переместите диаграмму вниз под таблицу и уменьшите ее размеры |
4. Создайте линейчатую нормированную диаграмму с накоплением по продажам товаров в 1 полугодии.
а) выделите блок ячеек, вставьте диаграмму и напишите ее название
|
б) добавьте названия осей. Для этого выполните команду Макет / Названия осей (горизонтальная – доли продаж, вертикальная - наименование товаров.
в) переместите диаграмму вниз под таблицу и уменьшите ее размеры |
5. Создать график по продажам курток во 2 квартале.
Рассмотрим ситуацию, когда при построении диаграммы не были выделены категории.
а) выделите диапазон ячеек (В7; F7:H7) и вставьте диаграмму
Внимание! Вместо названий месяцев стоят цифры! |
б) Чтобы изменить подписи горизонтальной оси, нужно вызвать контекстное меню и выполнить команду Выбрать данные |
в) Нажимаем кнопку Изменить и выбираем блок ячеек F4:H4. ОК |
г) напишите ее название, переместите диаграмму вниз и уменьшите ее размеры |
6. Создать график по продажам всех товаров во 2 квартале
а) для этого выполните выделение диапазона ячеек (В4:В11; F4:Н11) и вставьте диаграмму. |
б) Для того, чтобы поменять местами легенду и категории выполните команду Конструктор / Строка/Столбец
|
в) напишите ее название, переместите диаграмму вниз и уменьшите ее размеры |
|
7. Сохраните таблицу в файле Отчеты по продажам товаров в своей папке.
Приложение 7
Приложение 8 Лист рефлексии Фишбоун
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.