Тема урока «Арифметические операции
в позиционных системах счисления»
Класс 10
Цель: освоить способы сложения и вычитания в позиционных системах счисления.
Задачи:
образовательная: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Системы счисления”, формирование общеучебных и специальных умений и навыков, контроль за усвоением учебного материала.
развивающая: развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; самостоятельность; развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.
воспитательная: формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся. Активизация познавательной и творческой активности учащихся.
Оборудование: экран, проектор; презентация по изучаемой теме; опорный конспект; интерактивная доска; учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
I. Организационный момент (1мин)
II. Актуализация знаний (10 мин.).
III. Получение новых знаний (10 мин)
IV. Физминутка (3 мин.)
V. Закрепление новых знаний (12 мин)
VI. Итог урока (1 мин)
VII. Д/З (1 мин.)
VIII. Рефлексия (1 мин.)
Ход урока
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний
Проверка знаний и умений обучающихся.
Прежде чем приступить к изучение новой темы, вспомним пару моментов из прошлых уроков.
Ø Какие позиционные системы счислений мы изучаем?
Ø Что такое основание системы счисления?
Провожу тестирования в программе MyTestStusent. Вопросов 10 случайным образом.
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.
Мы продолжаем изучать позиционные системы счисления. Вы узнали, что позиционные системы счисления бывают разные, скажите, пожалуйста, какие? - Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная.
Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую. Но зачем нам с вами это надо?
- Чтобы производить расчеты.
С 1 класса нас учат производить расчеты, +, -, * и / в десятичной системе счисления. А как вы думаете, можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления? И зачем это нужно?
- Да, можно.
Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Первый кто заговорил о двоичном кодировании, был Лейбниц Готфрид Вильгельм. Он написал трактат «Expication de l'Arithmetique Binary» — об использовании двоичной системы счисления в вычислительных машинах. В рукописи на латинском языке, написанной в марте 1679 года, Лейбниц разъясняет, как выполнять вычисление в двоичной системе, в частности умножение, а позже в общих чертах разрабатывает проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления. Вот что он пишет: «Вычисления такого рода можно было бы выполнять и на машине». Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.
Итак, тема нашего урока «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Открываем тетради и записываем.
Получение новых знаний.
Правило
0+0 =0 1+0=1 0+1=1 1+1=10 |
Пример1. Сложить числа 1112 и 102. Решение: 111 + 10 1001 Проверка: 1112 = 710, 102= 210, 10012 =910 7+2=9 Ответ: 10012 |
Пример2. Сложить числа 111112 и 1112
Решение: 11111
+ 111
100110
Проверка: 111112=1*24+1*23+1*22+1*21+1*20=16+8+4+2+1=3110
1112 = 710
1001102=1*25+0+0+1*22+1*21+0=32+4+2=3810
31+7=38
Ответ: 1001102
Правило
0-0=0 1-0=1 1-1=0 0-1=1 (занимаем у старшего разряда) |
Пример1. Из числа 10012 вычесть число 1112. Решение: _ 1001 111 10 Проверка: 10012 =9, 1112 = 7, 102 = 2, 9-7=2 Ответ: 102 |
Пример2. Из числа 1000012 вычесть число 1112
Решение: _ 100001
111
11010
Ответ: 110102
Умножение в двоичной системе счисления производится аналогично умножению в десятичной системе счисления.
Пример1. Умножить число 1012 на 1102
Решение: 101
*110
000
+ 101
101 .
11110 Ответ: 111102
Операция деления выполняется также как и в десятичной системе счисления.
Пример1. Разделить число 1010001012 на число 11012.
Решение:
101000101
1101
1101 11001
1110
1101
1101
1101
0 Ответ: 110012
Используя таблицу и привычные правила сложения, совсем не трудно складывать и вычитать числа в восьмеричной системе счисления
Правило
|
Пример1. Вычислите 6348+2758 Решение: 634 + 275 1131 Ответ: 11318
|
Пример2. Вычислите 6348-2758
Решение: 634 - 275 337
Ответ: 3378 |
Пояснение: Т.к. от 4 не отнять 5, то занимаем у следующего разряда (т.к. система восьмеричная то 1 разряд составляет 8 единиц). От 8 -5+4=7 Аналогично, т.к. у тройки одну единицу заняли, то необходимо от 2 отнять 7, поэтому, заняв у следующего разряда, получаем 8-7+2=3 и т.д. |
Используя правило умножения и сложения восьмеричных чисел не трудно и перемножать данные числа
Правило
|
Пример. Вычислите 638∙27,58 Решение: 275 63 1067 2156 , 22647
Ответ: 226478 |
Сложение и вычитание осуществляется аналогично таким же действиям в восьмеричной системе счисления
Правило |
Пример. Вычислите E5F616+A0716
E5F6 A07 EFFD Ответ: EFFD 16 |
Правило
|
Пример
FFA3 * DE DFAEA CFB47 / DDAF5A |
IV. Физминутка. Упражнение для глаз.
V. Закрепление новых знаний.
Индивидуальная работа на местах, проверка у доски.
Карточка № 1
1. Сложить следующие числа:
а) 11102 и 1112;
б) 1258 и 748;
в) В2316 и 1716
2. Провести вычитание следующих чисел:
а) 10112 и 112
б) 2728 и 468
в) С1516 и 1616
*3. Провести вычитание чисел: 100012 и 138
Карточка № 2
1. Сложить следующие числа:
а) 10102 и 1012
б) 2158 и 658
в) С1516 и 1616
2. Провести вычитание следующих чисел:
а) 10012 и 1002
б) 1258 и 778
в) В2316 и 1716
*3. Провести вычитание чисел: 111012 и 178
Карточка № 3
1. Сложить следующие числа:
а) 10012 и 1002
б) 2728 и 468
в) 13F16 и 6316
2. Провести вычитание следующих чисел:
а) 10102 и 1012
б) 2158 и 658
в) 45Е16 и 3816
*3.Провести вычитание чисел: 111102 и 78
Карточка № 4
1. Сложить следующие числа:
а) 10112 и 112
б) 3218 и 678
в) 45Е16 и 3816
2. Провести вычитание следующих чисел:
а) 11102 и 1112
б) 3548 и 578
в) 71616 и 3А16
*3.Провести вычитание чисел: 101012 и 68
VI. Итог урока. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание . Параграф 12 стр. 120 – 127 Выполнить задания в конце параграфа №1, №5
VIII. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке самым познавательным для меня было …
2. Меня удивило, что …
3. Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.