Открытый урок по информатике на тему "Линейный алгоритм"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Линейные алгоритмы» Предмет: Информатика Класс: 8 «К» класс Время: 40 минут Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося. Программное обеспечение: программа Microsoft Power Point Цель урока: организация работы по усвоению новых понятий, сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки. Задачи урока: образовательные: • создать условия для формирования представления о линейном алгоритме; развивающие: • развивать алгоритмическое мышление; • развивать познавательный интерес, логическое мышление; • развитие умения планировать свою деятельность; • развивать память, внимание; • формировать интерес к изучению предмета; воспитательные: • воспитание активности; Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, словесный, практический, игровой. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Технологии: информационно - коммуникационная технология, проблемное обучение, игровая технология, элементы технологии критического мышления ПЛАН УРОКА: 1. Организационный этап – 1 мин. 2. Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин. 3. Постановка темы урока – 1 мин. 4. Изучение нового материала – 10 мин. 5. Повторение и закрепление нового материала – 2 мин. 6. Физкультминутка – 2 мин. 7. Закрепление нового материала (продолжение) – 5 мин. 8. Практическая работа – 12 мин. 9. Итог урока – 5 мин.
Иконка файла материала открытый урок по теме Линейный алгоритм.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

на тему:

«Линейный алгоритм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: Бабаева Гульназ Э.

учитель информатики и математики

класс 8 «к»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Линейные алгоритмы»

Предмет: Информатика

Класс: 8 «К» класс

Время: 40 минут

Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося.

Программное обеспечение: программа Microsoft Power Point

Цель урока: организация работы по усвоению новых понятий, сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки.

Задачи урока:

образовательные:

·                    создать условия для формирования представления о линейном алгоритме;

развивающие:

·                    развивать алгоритмическое мышление;

·                    развивать познавательный интерес, логическое мышление;

·                    развитие умения планировать свою деятельность;

·                    развивать память, внимание;

·                    формировать интерес к изучению предмета;

воспитательные:

·                    воспитание активности;

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, словесный, практический, игровой.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технологии: информационно - коммуникационная технология, проблемное обучение, игровая технология, элементы технологии критического мышления

ПЛАН  УРОКА:

1.                 Организационный этап – 1 мин.

2.                 Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин.

3.                 Постановка темы урока – 1 мин.

4.                 Изучение нового материала – 10 мин.

5.                 Повторение и закрепление нового материала – 2 мин.

6.                 Физкультминутка – 2 мин.

7.                 Закрепление нового материала (продолжение) – 5 мин.

8.                 Практическая работа – 12 мин.

9.                 Итог урока – 5 мин.

 

Ход урока:

1.                 Организационный этап.

Ребята, начинаем наш урок. Я вижу,  что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

Ученики: Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. И этот клад называется  ЗНАНИЯ. Именно, такой  клад мы и будем с вами искать.

На доске Слайд 1 с цитатой «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Ребята, давайте с вами вспомним,  что мы изучали на прошлых уроках. Правильно, алгоритмы.

Вопрос1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. Слайд 2

Правильно, Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к получению результата.

 

 

А вы знаете откуда возникло это понятие? Ученики класса нашли дополнительную информацию и представит нам ее в виде сообщения. Слайд3

 

Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль - Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

 

Жил когда-то ал-Хорезми,

 Был арабским мудрецом,

 Он считал – всего полезней

 Чисел всяких быть жрецом.

 Ал-Хорезми сам придумал

 Правил действий свод простой,

 Получал он проще сумму

 И любой ответ другой.

 Эти правила доселе

 Люди учат, помнят, чтут, -

 А науку в самом деле

 АРИФМЕТИКОЙ зовут.

 В честь ученого назвали

 Правил новых стиль и ритм,

 Вот тогда и записали:

 Ал-Хорезми – алгоритм.

 Метод или предписанье,

 Способ или же рецепт –

 «Алгоритм» всему названье

 Уже много-много лет.

Слайд 4. Вопрос: Кто или что  может считаться исполнителем алгоритмов?

Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные, выполнять определенный набор команд. Правильно

Слайд 5. Чем исполнитель-машина отличается от исполнителя-человека

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.                                                                                     

Слайд 6. Свойства алгоритмов?

Слайд 7.Какие формы записи алгоритмов вам известны? (словесная, таблица, графический (блок-схемы),  программа).

Слайд 8.Давайте вспомним, какие блоки мы используем в блок-схемах и что они означают (овал – начало или конец, параллелограмм – ввод или вывод, ромб – принятие решения, прямоугольник – выполнение действия).

Выставьте ребята себе баллы за участия при фронтальном опросе.

3.      Постановка темы урока.

Мы с вами продолжаем изучать алгоритмы.Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд 9.

 

Правильно, тема урока «Линейный алгоритм».

Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

И сегодня на уроке нам с вами нужно найти ответы на следующие вопросы:

- Что такое линейный алгоритм?

- Как изображается линейный алгоритм с помощью блок-схем?

- Где встречаются линейные алгоритмы в жизни?

 

4.    Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов алгоритма, который называется линейным.

Вот такой вид алгоритма и называется линейным. В рабочих тетрадях запишите определение:

Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно, друг за другом.

А теперь рассмотрим общую блок-схему для линейных алгоритмов и тоже ее зарисуем.

С алгоритмами вы встречаетесь каждый день.  Я на каждом уроке говорю вам алгоритм и вы его выполняете. Каждый день вы себе планируете – это тоже алгоритм. Решая задачу по математике, вы тоже составляете алгоритм решения. А теперь подумайте и приведите свои примеры линейного алгоритма, которые мы встречаем в повседневной жизни. ( Приводят примеры, например, рецепты, распорядок дня, решение математического выражение (решение по действиям), как построить скворечник, как сделать уборку дома, как перейти дорогу и т. д.)

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:

4.Закрепления нового материала.

У вас на столе лежит инструктивная карта. Сейчас вам нужно выполнить задание 1 этой инструктивной карты.

Алгоритм « Переход через улицу на светофоре»

Расставь действия алгоритма по порядку

q Подойти к переходу

q Перейти улицу

q Конец

q Начало

q Дождаться зеленого света светофора

 

 

 

Алгоритм «Приготовление уроков»

 

Расставь действия алгоритма по порядку

q Выполнить домашнее задание

q  Прочитать задания в дневнике

q  Сложить школьные вещи в портфель

q  Достать дневник, учебник, тетради

q  Сесть за стол

q  Открыть учебник и тетрадь

 

Алгоритм посадки комнатного растения:

1 Взять лопату и сделать ямку в центре горшка

2. Поместить росток в землю

3. Присыпать землей.

4. Полить цветок и стереть стол салфеткой.

4.      Продолжение закрепления нового материала.

Далее учащиеся выполняют задания на карточках и проверяют вместе с учителем на экране.

5.      Физкультминутка (2 мин.)

6.      Практическая работа Учащиеся повторяют правила техники безопасности.

Составить в системе Кумир алгоритмы для исполнителя Робот, чтобы он нарисовал любую из предлагаемых узоров.


Домашнее задание

7.      Параграф 2.4 стр 63-76. Учить материал в тетрадях. Составить алгоритм нахождения площади треугольника или любого четырехугольника в виде блок-схемы (по желанию).

8.      Итог урока:  А теперь давайте подведем итог сегодняшнего урока. На экране написаны предложения. Вам необходимо продолжить эти предложения.

1.          Сегодня я узнал…

2.          Я научился…

3.          Меня удивило…

4.          мне захотелось…

А сейчас нам нужно вернуться к вопросам, которые мы поставили в начале урока, и посмотреть ответили ли мы них в течение урока? Нашли ли мы с вами клад? Ведь самый настоящий клад – это знания, которые вы добыли сами. Вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Я благодарю вас за урок. Выставление оценок. Все Молодцы!

 

Инструктивная карта

        

Фамилия, имя ____________________________ класс __________

 

Задание 1

Расставь действия алгоритма по порядку

Алгоритм «Приготовление уроков»

 

Расставь действия алгоритма по порядку

q  Выполнить домашнее задание

q   Прочитать задания в дневнике

q   Сложить школьные вещи в портфель

q   Достать дневник, учебник, тетради

q   Сесть за стол

q   Открыть учебник и тетрадь

 

Алгоритм « Переход через улицу на светофоре»

Расставь действия алгоритма по порядку

q  Подойти к переходу

q   Перейти улицу

q   Конец

q   Начало

q   Дождаться зеленого света светофора

 

Задание 2

 

А) Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 16;

b := 12 - a / 4;

a := a + b * 3;

 

б) Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.

a := 7;

b := a - 8;

a := -3 * b + 3;

b := a/2 * b

Задание №3

 

а) У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 3

Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 26, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

 

б) У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

1 – умножь на 3

2 – вычти 2

Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 2 числа 30, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

Ответ_______________________

 

 

 

Лист самооценки

Ф.И.ученика(цы) ______________________________________________

 

Виды работы

Количество баллов

Фронтальный опрос (1 балл)

 

Дополнительная информация (1 балл)

 

Применение новых знаний решение задач (1 балл)

 

Работа в паре(1 балл)

 

Практическая работа (1-5 баллов)

 

Итоговый балл

 

Оценка за урок

 

 

0 - 1 балл –  оценка «2»

2 - 3  балла – оценка «3»

4 – 6 баллов – оценка «4»

7 - 9 баллов – оценка «5»

 

1.   Я сегодня узнал …

2.   Было интересно …

3.   Теперь я могу …

4.   Я научился …

___________________________________________________________

 

Лист самооценки

Ф.И.ученика(цы) _______________________________________________

 

Виды работы

Количество баллов

Фронтальный опрос (1 балл)

 

Дополнительная информация (1 балл)

 

Применение новых знаний решение задач (1 балл)

 

Работа в паре(1 балл)

 

Практическая работа (1-5 баллов)

 

Итоговый балл

 

Оценка за урок

 

 

0 - 1 балл –  оценка «2»

2 - 3  балла – оценка «3»

4 – 6 баллов – оценка «4»

7 - 9 баллов – оценка «5»

1.   Я сегодня узнал …

2.   Было интересно …

3.   Теперь я могу …

4.   Я научился …