Открытый урок
на тему:
«Линейный алгоритм»
Провела: Бабаева Гульназ Э.
учитель информатики и математики
класс 8 «к»
Тема урока: «Линейные алгоритмы»
Предмет: Информатика
Класс: 8 «К» класс
Время: 40 минут
Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, инструктивные карты для каждого учащегося.
Программное обеспечение: программа Microsoft Power Point
Цель урока: организация работы по усвоению новых понятий, сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки.
Задачи урока:
образовательные:
· создать условия для формирования представления о линейном алгоритме;
развивающие:
· развивать алгоритмическое мышление;
· развивать познавательный интерес, логическое мышление;
· развитие умения планировать свою деятельность;
· развивать память, внимание;
· формировать интерес к изучению предмета;
воспитательные:
· воспитание активности;
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, словесный, практический, игровой.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технологии: информационно - коммуникационная технология, проблемное обучение, игровая технология, элементы технологии критического мышления
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин.
3. Постановка темы урока – 1 мин.
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Повторение и закрепление нового материала – 2 мин.
6. Физкультминутка – 2 мин.
7. Закрепление нового материала (продолжение) – 5 мин.
8. Практическая работа – 12 мин.
9. Итог урока – 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Ребята, начинаем наш урок. Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
Ученики: Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. И этот клад называется ЗНАНИЯ. Именно, такой клад мы и будем с вами искать.
На доске Слайд 1 с цитатой «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Правильно, алгоритмы.
Вопрос1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. Слайд 2
Правильно, Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к получению результата.
А вы знаете откуда возникло это понятие? Ученики класса нашли дополнительную информацию и представит нам ее в виде сообщения. Слайд3
Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль - Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, -
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.
Слайд 4. Вопрос: Кто или что может считаться исполнителем алгоритмов?
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные, выполнять определенный набор команд. Правильно
Слайд 5. Чем исполнитель-машина отличается от исполнителя-человека
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
Слайд 6. Свойства алгоритмов?
Слайд 7.Какие формы записи алгоритмов вам известны? (словесная, таблица, графический (блок-схемы), программа).
Слайд 8.Давайте вспомним, какие блоки мы используем в блок-схемах и что они означают (овал – начало или конец, параллелограмм – ввод или вывод, ромб – принятие решения, прямоугольник – выполнение действия).
Выставьте ребята себе баллы за участия при фронтальном опросе.
3. Постановка темы урока.
Мы с вами продолжаем изучать
алгоритмы.Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд 9.
Правильно, тема урока «Линейный алгоритм».
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
И сегодня на уроке нам с вами нужно найти ответы на следующие вопросы:
- Что такое линейный алгоритм?
- Как изображается линейный алгоритм с помощью блок-схем?
- Где встречаются линейные алгоритмы в жизни?
4. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов алгоритма, который называется линейным.
Вот такой вид алгоритма и называется линейным. В рабочих тетрадях запишите определение:
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно, друг за другом.
А теперь рассмотрим общую блок-схему для линейных алгоритмов и тоже ее зарисуем.
С алгоритмами вы встречаетесь каждый день. Я на каждом уроке говорю вам алгоритм и вы его выполняете. Каждый день вы себе планируете – это тоже алгоритм. Решая задачу по математике, вы тоже составляете алгоритм решения. А теперь подумайте и приведите свои примеры линейного алгоритма, которые мы встречаем в повседневной жизни. ( Приводят примеры, например, рецепты, распорядок дня, решение математического выражение (решение по действиям), как построить скворечник, как сделать уборку дома, как перейти дорогу и т. д.)
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
4.Закрепления нового материала.
У вас на столе лежит инструктивная карта. Сейчас вам нужно выполнить задание 1 этой инструктивной карты.
|
Алгоритм «Приготовление уроков»
Расставь действия алгоритма по порядку
q Выполнить домашнее задание
q Прочитать задания в дневнике
q Сложить школьные вещи в портфель
q Достать дневник, учебник, тетради
q Сесть за стол
q Открыть учебник и тетрадь
Алгоритм посадки комнатного растения:
1 Взять лопату и сделать ямку в центре горшка
2. Поместить росток в землю
3. Присыпать землей.
4. Полить цветок и стереть стол салфеткой.
4. Продолжение закрепления нового материала.
Далее учащиеся выполняют задания на карточках и проверяют вместе с учителем на экране.
5. Физкультминутка (2 мин.)
6. Практическая работа Учащиеся повторяют правила техники безопасности.
Составить в системе Кумир алгоритмы для исполнителя Робот, чтобы он нарисовал любую из предлагаемых узоров.
Домашнее задание
7. Параграф 2.4 стр 63-76. Учить материал в тетрадях. Составить алгоритм нахождения площади треугольника или любого четырехугольника в виде блок-схемы (по желанию).
8. Итог урока: А теперь давайте подведем итог сегодняшнего урока. На экране написаны предложения. Вам необходимо продолжить эти предложения.
1. Сегодня я узнал…
2. Я научился…
3. Меня удивило…
4. мне захотелось…
А сейчас нам нужно вернуться к вопросам, которые мы поставили в начале урока, и посмотреть ответили ли мы них в течение урока? Нашли ли мы с вами клад? Ведь самый настоящий клад – это знания, которые вы добыли сами. Вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Я благодарю вас за урок. Выставление оценок. Все Молодцы!
Инструктивная карта
Фамилия, имя ____________________________ класс __________
Задание 1
Расставь действия алгоритма по порядку
Алгоритм «Приготовление уроков»
Расставь действия алгоритма по порядку q Выполнить домашнее задание q Прочитать задания в дневнике q Сложить школьные вещи в портфель q Достать дневник, учебник, тетради q Сесть за стол q Открыть учебник и тетрадь
|
Алгоритм « Переход через улицу на светофоре» Расставь действия алгоритма по порядку q Подойти к переходу q Перейти улицу q Конец q Начало q Дождаться зеленого света светофора |
Задание 2
А) Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
a := 16;
b := 12 - a / 4;
a := a + b * 3;
б) Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.
a := 7;
b := a - 8;
a := -3 * b + 3;
b := a/2 * b
Задание №3
а) У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 3
Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 26, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
б) У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1 – умножь на 3
2 – вычти 2
Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 2 числа 30, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд.
Ответ_______________________
Лист самооценки
Ф.И.ученика(цы) ______________________________________________
Виды работы |
Количество баллов |
Фронтальный опрос (1 балл) |
|
Дополнительная информация (1 балл) |
|
Применение новых знаний решение задач (1 балл) |
|
Работа в паре(1 балл) |
|
Практическая работа (1-5 баллов) |
|
Итоговый балл |
|
Оценка за урок |
|
0 - 1 балл – оценка «2»
2 - 3 балла – оценка «3»
4 – 6 баллов – оценка «4»
7 - 9 баллов – оценка «5»
1. Я сегодня узнал …
2. Было интересно …
3. Теперь я могу …
4. Я научился …
___________________________________________________________
Лист самооценки
Ф.И.ученика(цы) _______________________________________________
Виды работы |
Количество баллов |
Фронтальный опрос (1 балл) |
|
Дополнительная информация (1 балл) |
|
Применение новых знаний решение задач (1 балл) |
|
Работа в паре(1 балл) |
|
Практическая работа (1-5 баллов) |
|
Итоговый балл |
|
Оценка за урок |
|
0 - 1 балл – оценка «2»
2 - 3 балла – оценка «3»
4 – 6 баллов – оценка «4»
7 - 9 баллов – оценка «5»
1. Я сегодня узнал …
2. Было интересно …
3. Теперь я могу …
4. Я научился …
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.