Что такое квест?
Технология квестов востребована в современном мире и применяется в системе образования для решения задач обучения и воспитания.
Квест (от англ. quest – поиск, приключение) – это командная приключенческая игра с интересным сюжетом, где каждый участник играет определенную роль и выполняет отведенные для этой роли задачи. Квест в учебном процессе – проблемное задание с элементами ролевой игры, для решения которого используются информационные ресурсы в том числе и Интернет.
Игровыми элементами в образовательном квесте являются:
сюжет;
поиск информации и работа с ней от лица исполняемой роли;
решение головоломок и задач, требующих от участника умственных усилий и творческого подхода.
При использовании данной технологии мы приходим к решению проблемного задания через самостоятельный поиск и анализ информации, эксперимент и как результат – познание.
Виды квестов.
Рассмотрим виды квестов, которые могут быть использованы для решения образовательных задач.
Образовательный квест реализуется в процессе урока или во внеурочной деятельности. Это командный квест, где каждый участник играет роль и решает учебные задачи от лица исполняемой роли.
«Живой» квест реализуется внутри класса на уроке или внутри школы в процессе внеурочной деятельности и предусматривает движение команды учеников по «станциям», на которых им необходимо выполнять определенные задания от лица исполняемой роли для решения проблемной задачи квеста. «Живой» образовательный квест внутри школы может быть посвящен какому-либо празднику, например «Предметной неделе», поэтому рационально проводить его 1–2 раза в год.
Квест-проект – продукт проектной деятельности и реализуется на уроке или вне его.
Использование на уроке элементов квест-технологии предусматривает возможность частого применения отдельных элементов данной технологии.
Веб-квест – внеурочный вид образовательной деятельности, основанный на использовании интернет-технологий. Веб-квест ориентирован на поиск, в котором большая часть или вся информация, с которой работают ученики, поступает из сети Интернет.
Структура образовательного квеста
Как и любая технология, квест имеет свою структуру и содержит следующие компоненты:
Проблемное вступление, или игровой сюжет, в который мы включаем обучающихся.
Интересные задания. В рабочей тетради, поурочных разработках и в методических рекомендациях есть много заданий, которые можно использовать при разработке квеста, а основное или творческое задание – задание по теме данного урока из учебника.
Информационные ресурсы. Это ссылки, справочные материалы, наглядные пособия и другие источники, из которых обучающиеся черпают информацию по теме заданного квеста.
Правила игры или руководство к действию. Под правилами понимается план работы обучающегося – что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Заключение (оценивание). Отчет команды о прохождении квеста с использованием презентации и демонстрацией основного или творческого задания с последующей оценкой за работу в ходе квеста.
Алгоритм составления и проведения образовательного квеста
Как составить образовательный квест? С чего начать? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить последовательность действий. Важно отметить, что успех технологии зависит в первую очередь от педагога.
Последовательность действий по разработке квеста может быть следующей.
Шаг 1. Определяем вид квеста, который будет создан (образовательный, «живой», веб-квест и пр.). Можно использовать не квест целиком, а отдельные элементы квест-технологии. От вида квеста зависит форма его проведения (на уроке или вне урока), количество времени и творческих усилий на его подготовку.
Шаг 2. Определяем тему и название квеста. Тема квеста выбирается из учебной программы. Как правило, она соответствует теме урока по программе. К выбору названия квеста стоит подойти творчески. Оно должно вызывать любопытство, содержать интригу, пробуждать интерес и желание узнать: «Что дальше?» Название квеста учитель придумывает, как правило, самостоятельно.
Подходы к оцениванию учебной деятельности обучающихся в квесте
Образовательный процесс предусматривает оценивание учебной деятельности обучающихся. Как оценить эту деятельность в квесте?
Рассмотрим некоторые подходы к оцениванию.
Каждый подход имеет свои критерии, которые выражаются в баллах.
Итоговую оценку за работу в квесте можно представить формулой:
КП (а+б+в+...)+ ХТП (а+б+в+...) + Р (а+б+в+...) = ИО
В любом квесте – балльная система оценивания. Максимальная оценка – 100.
Примеры критериев оценивания деятельности обучающихся в веб-квесте:
командный подход – организация работы, отбор материала, использование информации из представленных учителем источников и т.д.
художественно-творческий подход к выполнению задания – соответствие теме, хорошо знают…; могут воспроизвести…; могут соотнести...; имеют представление…; владеют навыком… и т.д.
результат – что узнали, чему научились, чем овладели и т.д.; качество и художественный уровень выполненной творческой работы.
Образовательный бизнес квест «Сундук сокровищ» (реализуется во внеурочной деятельности)
Проблемное вступление.
Образовательный бизнес квест «Сундук сокровищ» реализуется в процессе внеурочной деятельности внутри МБОУ ДО «ТРДТ» (Тазовский районный Дом творчества»). Бизнес квест предусматривает движение команды обучающихся по этапам, где выполняются задания от лица исполняемой роли.
Образовательный квест предусматривает работу команды по поиску информации и работе с ней от лица исполняемой роли с помощью сети Интернет.
Бизнес квест реализуется в процессе учебного года и предусматривает оценивание работы групп обучающихся по окончанию учебного года на занятии по результату выполнения задания (разработать бизнес проект).
Цель образовательного квеста – разработать бизнес план.
Задачи образовательного «Бизнес квеста":
применение полученных знаний на практике;
реализация умения пользоваться интернетом для нахождения нужной информации;
закреплять информационные умения и навыки: находить нужные папки и файлы на компьютере, использовать устройство компьютера, внешние носители для чтения информации на компьютере;
совершенствовать умение работы в группы, предлагать свои идеи для решения поставленной задачи, дополнять идеи других своими предложениями;
развивать логическое мышление и внимание.
Правила игры.
Обучающиеся делятся по желанию на микрогруппы. В каждой микрогруппе участники выбирают и исполняют роли: директор, генератор идей, аналитик, специалист.
Цель работы обучающихся в микрогруппе- разработка бизнес плана.
Цикл обучающих занятий получает общее название «Бизнес квест». На каждом этапе составления бизнес проекта ребятам предлагается проблемное микро задание. Только та группа, которая выполняет микрозадание может двигаться дальше.
Легенда образовательного бизнес проекта «Сундук сокровищ».
Кампания мальчишек, жителей поселка Тазовский Ямало – Ненецкого автономного округа гуляли как то по берегу реки Таз. Было это недавно, в сентябре. Мальчики часто гуляли по поселку, пока позволяет суровый климат Крайнего Севера. Вчера уже пролетали первые снежинки, а совсем скоро снег ляжет покровом и надолго, на одиннадцать месяцев.
И вдруг один из мальчиков нашел на берегу реки бутылку. А в ней древнее послание потомкам. Как потом выяснили мальчишки, раньше река Таз была более крупной, много разных торговых судов проплывали по ней. В древнем послании было сообщение, в котором автор писал, что если кто то читает это письмо, это значит, что корабль древних путешественников затонул. А также была просьба древних мореплавателей о том, чтобы тот, кто нашел это послание, нашел бы и спрятанный сундук с сокровищами. Спрятан сундук у берега реки. Также в бутылке была карта, где зарыт сундук. В письме было условие пройти испытания в течение девяти месяцев, и отрыть сундук в мае. Древний мореплаватель писал, что испытания связаны с расчетами и творчеством. Что надо разработать команде план добычи денег, потому что тот, кто не умеет зарабатывать прибыль, не сможет правильно использовать сокровища.
Организация проведения квеста.
Этапы «Бизнес квеста»:
Организационный. Объявление легенды, правил игры, ролей и заданий. Деление на микрогруппы. Выбор роли в группе.
Работа по этапам в микрогруппах.
Выбор товара (услуги).
Сбор и анализ информации о продукции (услуге). Описание продукции (услуги).
Сбор и анализ информации по рынку сбыта («Маркетинг и сбыт продукции (услуг)»).
Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасти («Описание предприятия и отрасти»)
Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами (Производственный план).
Расчет затрат и доходов (Финансовый план).
Редактирование и оформление бизнес плана
Представление результата – бизнес проекта.
Роли и задания в «Бизнес квесте».
Данный образовательный продукт «Бизнес квест» реализуется в процессе внеурочной деятельности. Это командный квест, где каждый участник играет роль и решает учебные задачи от лица исполняемой роли.
Все участники «Бизнес квеста» по желанию делятся на микрогруппы.
Цель образовательного квеста – создание бизнес проекта.
В каждой микрогруппе выбирается тема бизнес проекта. Участники знакомятся с правилами работы в команде и структурой бизнес плана. Также участники «Бизнес квеста» знакомятся с информационными ресурсами (ссылки, справочные материалы, и т.д.) , правилами работы с информацией.
Участники каждой микрогруппы получают возможность исполнить следующие роли
Директор руководит деятельностью игроков, должен составить и оформить отчет о работе команды и выполненном основном творческом задании. Должен уметь распределять работу в соответствии со способностями каждого и сглаживать конфликты. Тонкий психолог и хороший менеджер. Требовательный, но не обижающий и необидчивый.
Генератор идей наполнен креативом и умеет отстраненно взглянуть на проблему, предложить интересную идею и обладает высоким интеллектом.
Аналитик должен уметь видеть суть вещей и воспринимать любое явление во всей совокупности его признаков.
Специалист должен уметь сосредоточить все внимание и направить все силы на практическую реализацию задуманных идей.
Примерные карточки – задания для каждой команды
Основное задание: придумать название бизнес проекта, сделать логотип, разработать бизнес проект.
Карточки –задания содержат информацию о логотипе и плана бизнес проекта.
Примерные информационные ссылки для работы каждой команды
moyaidea/ru napisat-biznes-plan
business-poisk/ru
old.nbrkomi.ru/page/983
Каждый участник команды выполняет свою часть заданий образовательного квеста и отправляет директору отчет по электронной почте, оставаясь на связи.
Результатом внеурочной учебной деятельности должен стать отчет команд о проделанной работе в форме защиты бизнес план в виде презентации.
Соревнование команд
В образовательном квесте «Сундук сокровищ» соревнуются четыре команды: «Капитаны», «Адреналин», «Дальний свет», «Позитив». В настоящее время лидирует команда «Адреналин».
Соревнование включает в себя не только этапы создания бизнес проекта, но и участие в воспитательных мероприятиях, экскурсиях (творческая активность).
В соревновании участвуют все обучающиеся объединения «Бизнес класс».
Список рекомендованной литературы и Интернет-источников
Василенко А.В.: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69
Жебровская О.О. Международный вебинар «“Живые” квесты в образовании (современные образовательные технологии)». http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209
Каравка А.А. https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf
Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 304 с.
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2.
1 Представлены примеры квестов на материале УМК «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского и УМК «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой
Результативность участия обучающихся объединения «Бизнес класс» в мероприятиях различного уровня за 2018 год
Сертификат участника профессиональных проб ГБПОУ ЯНАО «НУРМ» Гусейнова Диана, Тиминская Мария, Петрова Елизавета, Ильюхина Екатерина,Третков Александр, Аблинова Наталья,Залеева Рената, Анкудинова Татьяна, Ядне Алина, Менглибаев Магомет.
Диплом участника окружного конкурса бизнес идей для молодежи ЯНАО «Стартап 89» - Залеева Рената
Диплом участника I Окружного бизнес – квиза
( в рамках окружного семинара – тренига «Развитие бизнеса»национальной библиотеки г. Салехард ЯНАО) -
Анкудинова Татьяна,
Гусейнова Диана,
Залеева Рената,Ильюхина
Екатерина, Мазяр Людмила,
Менглибаев Магомет,
Тиминская Мария, Петрова Елизавета, Третков Александр,
Ядне Алина
Сертификат участника Марафона финансовой грамотности от проекта «Инфоурок» в рамках V Всероссийской Недели сбережений – Третков Александр, Залеева Рената, Менглибаев Магомет, Петрова Елизавета, Ильюхина Екатерина, Марьик Станислав, Ядне Алина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.