Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность, ценность, созидание гуманистических отношений в коллективе, посредством которых, каждый обучающийся осознает себя равноправной личностью.
В рамках этого типа технологий отдельно как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания и технологии сотрудничества.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ученика на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности
Целью личностно-ориентированного обучения (в концепции И. С. Якиманской) является создание условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося. Ценность же заключается в выращивании личности учащегося как индивидуальности в ее неповторимости.
В чем состоит сущность личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе?Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Карл Рэ́нсом Ро́джерс (8января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу).
Какие признаки присущи личностно ориентированному уроку?-Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.-Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.-Анализ действий каждого ученика.-Выявление значимых способов, избираемых учащимися.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образований –понимание и взаимопонимание.
Какие идеи заложены в основу личностно ориентированных технологий?1) этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанника; 2) принцип свободы личности в образовательном процессе; 3) принцип индивидуальности в образовании; 4) построение педагогического процесса, ориентированного на развитие личностных свойств учащегося.
Принципы личностно-ориентированного подхода:- Самоактуализация интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.- Индивидуальность личности- Субъектности- Выбора (представления возможности разного выбора)- Доверие и поддержка- Творчество и успех.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью1. Использование проблемных творческих заданий.2. Применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся.4. Сообщение обучающимся организации учебной деятельности в ходе урока.
5. Обсуждение с обучающимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.6. Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
7. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающихся, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.8. Отметка, выставляемая в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности.9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ:- индивидуальная работа;- групповая работа;- фронтальная;- дифференцированная работа;- творческие задания по выбору;- самостоятельная работа;- обучение сотрудничеству;- метод проектов и исследований;- разноуровневое обучение;- создание ситуации успеха.
Работа с дисциплиной «Неотложная помощь» дает преподавателю широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода:-технология «полного усвоения знаний»-технология «разноуровнего обучения»-технология «коллективного взаимообучения»-технология «модульного обучения»-проектное обучения
Какой из образовательных результатов относится к личностно ориентированным?Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.