Образовательный проект " Огород на окошке:фасоль"
Оценка 5

Образовательный проект " Огород на окошке:фасоль"

Оценка 5
doc
21.04.2024
Образовательный проект " Огород на окошке:фасоль"
Огород на окошке фасоль.doc

Образовательный проект

«Огород на окошке: фасоль»

Актуальность

 Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями  Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.  Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего,  развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Нормативно-правовые основания проблемы

·   Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

·   Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

·   Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

·   Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

·   Указ  Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

·   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования".

·   План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

·   Постановление Правительства Российской федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.07.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).

·   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 (Редакция от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Анализ психолого-педагогической литературы

Начальные этапы познания действительности и развития познавательной активности  обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Особенности формирования у детей любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания, находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Анализ собственного опыта работы

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Продолжительность проекта: краткосрочный  

Цели и задачи  проекта

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
•Формировать у детей знания о росте и потребности растений.
•Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
•Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
•Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
•Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

 

Ожидаемый результат:

У детей:
сформированы знания о росте и потребности растений.
сформированы умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
• развиты любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
• сформировано  бережное и заботливое отношение к растениям.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной этап
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Проращивание зерен фасоли, своевременное орошение

• Посадка  фасоли в землю.
• Уход за растениями — полив.

• Уход за растениями -  рыхление.

• Наблюдение за ростом растения.

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
•Игровая, двигательная деятельность.
• Лепка овощей из пластилина (Репка для бабушки и дедушки, горошек для петушка, морковка для зайчика и  другое).

• Сюжетно-отобразительная игра «Варим суп из овощей»

• Сбор урожая.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр мультфильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Заключительный этап
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта


1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за ростом..
4. Экологические занятия  по темам:
• «Семена»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай, что это».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Кто что ест?»
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Аппликация  без наклеивания «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие» и другое.
7. Речевое развитие.
• В. Коркин «Что растет на нашей грядке»

• Ю. Тувим «Овощи»

• Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде»

• М. Бородицкая «Щи-талочка»

• И. Токмакова «Купите лук»

• Заучивание русской народной песенки "Огуречик - огуречик"

• Чтение русской народной сказки "Репка" с использованием театрализованной деятельности

•Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
•Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».

 

Достигнутые  результаты

 Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили фасоль.  У детей появился интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды растений, знают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Способы определения результатов проекта

Результаты проекта были определены с помощью наблюдения за детьми. Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Только тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В  ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Список использованной литературы

 1. Образовательная программа  муниципального бюджетного     дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».

2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Издательство: Творческий центр "Сфера", 2011.

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй группе раннего возраста  детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.       

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2020- 326с.

Интернет-ресурсы

1. http://lel.khv.ru/ - Стихи и песни для детей

2. http://www.dedushka.net – Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам. Полезные ссылки: Сайты для родителей; Электронные архивы.

3. http://homestead.narod.ru – «Рай в шалаше». Сайт о раннем развитии детей.

4. http://ladushki.ru – «Ладушки». Сайт для малышей и малышек, а также их родителей. Галерея детских рисунков. Детское литературное творчество. Поделки. Живая азбука. Весёлая математика. Полезные ссылки («Каталог детских ресурсов», «Игра в глину»)

5. http://elkin52.narod.ru - сайт для детей дошкольного и школьного возраста.

6. http://www.o-detstve.ru/ - педагогический интернет-портал «О детстве».

7. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu


Скачано с www.znanio.ru

Образовательный проект «Огород на окошке: фасоль»

Образовательный проект «Огород на окошке: фасоль»

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта

Труд в огороде. Заключительный этап •

Труд в огороде. Заключительный этап •

Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике

Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность

Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам

Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024