Образовательный проект
«Огород на окошке: фасоль»
Актуальность
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Нормативно-правовые основания проблемы
· Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
· Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
· Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
· Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
· Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования".
· План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
· Постановление Правительства Российской федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.07.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 (Редакция от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Анализ психолого-педагогической литературы
Начальные этапы познания действительности и развития познавательной активности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Особенности формирования у детей любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания, находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы.
Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили.
Все выдающиеся
мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству
воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство
для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести
детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их
умственного и словесного развития.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания
которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с
окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе
(З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич,
А. Ф. Мазурина и др.).
Анализ собственного опыта работы
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта:
групповой.
Участники проекта:
дети второй группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и
родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно –
исследовательскую деятельность. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Задачи:
•Формировать у детей знания о росте и потребности растений.
•Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
•Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
•Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
•Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Заинтересовать родителей в совместной деятельности:
воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
Ожидаемый результат:
У детей:
•сформированы знания о
росте и потребности растений.
• сформированы умение
наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
• развиты любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
• сформировано бережное и заботливое отношение к растениям.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной этап
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Проращивание зерен фасоли, своевременное орошение
•
Посадка фасоли в землю.
• Уход за растениями — полив.
• Уход за растениями - рыхление.
• Наблюдение за ростом растения.
•
Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
•Игровая, двигательная деятельность.
• Лепка овощей из пластилина (Репка для бабушки и дедушки, горошек для петушка,
морковка для зайчика и другое).
• Сюжетно-отобразительная игра «Варим суп из овощей»
•
Сбор урожая.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр мультфильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Заключительный этап
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за ростом..
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай, что это».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Кто что ест?»
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно
вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Аппликация без наклеивания «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие» и другое.
7. Речевое развитие.
• В. Коркин «Что растет на нашей грядке»
• Ю. Тувим «Овощи»
• Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде»
• М. Бородицкая «Щи-талочка»
• И. Токмакова «Купите лук»
• Заучивание русской народной песенки "Огуречик - огуречик"
• Чтение русской народной сказки "Репка" с использованием театрализованной деятельности
•Чтение
русской народной сказки «Вершки и корешки»
•Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Достигнутые результаты
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили фасоль. У детей появился интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды растений, знают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Способы определения результатов проекта
Результаты проекта были определены с помощью
наблюдения за детьми. Наш проект
подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с
природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять
знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
Только тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной
деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы
исследований для более точного результата.
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых
организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось
эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и
результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к
растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не
навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили
положительные эмоции от полученных результатов.
Список использованной литературы
1. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».
2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Издательство: Творческий центр "Сфера", 2011.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй группе раннего возраста детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2020- 326с.
Интернет-ресурсы
1. http://lel.khv.ru/ - Стихи и песни для детей
2. http://www.dedushka.net – Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам. Полезные ссылки: Сайты для родителей; Электронные архивы.
3. http://homestead.narod.ru – «Рай в шалаше». Сайт о раннем развитии детей.
4. http://ladushki.ru – «Ладушки». Сайт для малышей и малышек, а также их родителей. Галерея детских рисунков. Детское литературное творчество. Поделки. Живая азбука. Весёлая математика. Полезные ссылки («Каталог детских ресурсов», «Игра в глину»)
5. http://elkin52.narod.ru - сайт для детей дошкольного и школьного возраста.
6. http://www.o-detstve.ru/ - педагогический интернет-портал «О детстве».
7. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.