Доклад на тему"Здоровье сбережение в условиях сельской малокомплектной школы" был представлен на педагогическом совете в школе и рассказывал о деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников: здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, рациональная организация образовательного процесса, организация физкультурно-оздоровительной работы, просветительско-воспитательная работа с учащимися.доклад на педагогический совет
Здоровьесбережение вОУ.doc
Доклад на тему:
«Здоровьесбережение в условиях сельской
малокомплектной школы» 2016г.
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных
направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по
охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри
учебного учреждения.В настоящее время остро стоит вопрос состояния
здоровья детей, которое не соответствует тенденциям развития современного
общества.
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое
здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети
владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье,
имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем
здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет
социальный заказ системе образования — усилить работу по оздоровлению
школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них
здорового образа жизни (ЗОЖ).
распределяется следующим образом:
1. Наследственность — определяет здоровье на 20%.
2. Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.
3. Деятельность системы здравоохранения — на 10%.
4. Образ жизни человека — на 50%.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека яв
ляется его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно
повысить потенциал здоровья.
Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья,
В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния
здоровья детей. На Международном конгрессе «Здоровье, обучение,
воспитание детей и молодёжи в XXI веке», проходившем в Москве, было
обнародовано и доказано катастрофическое состояние здоровья детей и
подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ –
не более 10% от общего количества выпускников. Функциональные
отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%,
хронические заболевания – на 84%.
Только один дошкольник из трёх приходит в школу здоровым. В
подтверждение приводятся следующие цифры распределения школьников по
группам здоровья Группы здоровья
60-е годы
2000е годы
I
II
III-V
36,5%
23,5%
40%
5%
30%
65,00%
Согласно статистическим данным в нашей школе динамика групп
здоровья в течение последних 3х лет выглядит следующим образом:
Всего
I группа
II группа
III группа
20132014г.
51 (78%)
13(20%)
1 (2%)
20142015
42(71%)
17 (29%)
0 (0%)
20152016
42 (67%)
19 (31%)
1 (2%)
Целью работы по здоровьесбережению
являетсясохранение и
Сравнительный анализ распределения учащихся школы по группам
здоровья показывает, что данные величины не являются стабильными;
уменьшилось количество учащихся первой группы здоровья на 11%,
количество учащихся отнесённых ко 2 группе колеблется в диапазоне 2930%,
численность 3 группы колеблется в пределах 2%
Все вышесказанное подтверждает актуальность данной работы в ОУ и
доказывает необходимость проведения работы по здоровьесбережению.
укрепление здоровья учащихся.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
Совершенствовать здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного
учреждения.
Рационально организовать образовательный процесс
Совершенствовать процесс физического воспитания
Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать и развивать
мотивацию к выбору здорового образа жизни путем проведения
просветительской воспитательной работы
Итак «здоровьесберегающая деятельность образовательного
учреждения» это «система мер по сохранению и укреплению здоровья
школьников»
здоровьесбережения , состоящая из следующих блоков:
I блок — здоровьесберегающая инфраструктура образовательного уч
реждения.
II блок — рациональная организация образовательного процесса.
В нашем образовательном учреждении действует
модель III блок — организация физкультурнооздоровительной работы.
IV блок — просветительсковоспитательная работа с учащимися,
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
I блок — здоровьесберегающая инфраструктура образовательного
учреждения.
Блок включает:
• оснащенность спортивного зала, в котором совсем недавно был проведен
капитальный ремонт и закуплено новое оборудование, есть спортивная
площадка для занятий спортивными играми и легкой атлетикой, однако она
требует ремонта и корректировки;
• наличие и необходимое оснащение школьной столовой ;
• организация качественного горячего питания, которое организуется на
бесплатной основе ;
необходимый квалифицированный кадровый состав педагогов,из которых
80% имеют высшее образование и 70% 1 квалификационную категорию .
II блок — рациональная организация образовательного процесса.
Блок включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему
учебной, и внеучебной нагрузки учащихся в течение недели, дня, расписание
уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной
работоспособности обучающихся,
соблюдение гигиенических норм
естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной
мебели возрастноантропометрическим параметрам школьника, а также от
величины учебной нагрузки, профилактика простудных заболеваний в
образовательном учреждении осуществляется с помощью регулярной уборки
помещений, проветривания, прменения точечного массажа с учащимися,
позволяют повысить работоспособность, снизить риск развития простудных
заболеваний, р асписание уроков составляется отдельно для обязательных и
факультативных занятий, факультативные занятия планируются на дни с
наименьшим количеством обязательных уроков.;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям учащихся ;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в
обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
.
Классы
12
34
57
89
.
диафильмов,
диапозитивов
715
1520
2025
Длительность просмотра (мин.)
кинофильмов
телепередач
1520
1520
2025
2530
15
20
2025
2530 рациональная и соответствующая требованиям организация уроков
физической культуры и занятий активнодвигательного характера в
школе;
Современный урок характеризуется большой интенсивностью, требует
концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость
школьников, особенно 56 классов.
Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных
упражнений(в конце урока), дыхательной гимнастики, точечного массажа и
игр, о которых более подробно будет рассказано в ходе мастерклассов
являетя важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания
бережного отношения к нему. С помощью этих упражнений снимается
напряжение, организм отдыхает, появляются положительные эмоции, хорошее
настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.
В целом реализация этого блока создаются условия для снятия перегрузки,
нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного
процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и
утомление.
III блок — организация физкультурнооздоровительной работы.
Блок включает:
полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья
на уроках физкультуры
организацию внеурочной деятельности
организацию динамических перемен и пауз на уроке
проведение физкультурнооздоровительных мероприятий
Главенствующая роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими
упражнениями учащихся является урок как основа процесса физического
воспитания в школе. На уроке физической культуры учителя нашей школы
обеспечивают максимальную занятость всех обучающихся и продуктивность
их работы (выполнение заданий в предусмотренном объеме и с нужными
результатами), безопасность, порядок и дисциплину.
При развитии двигательных качеств большая плотность нагрузки достигается
применением кругового метода выполнения заданий. Учитель составляет
определенный комплекс упражнений, с тем, чтобы дать необходимую
нагрузку на все или на некоторые группы мышц, развить то или иное
двигательное качество.
Задача подготовки учащихся нашей школы к выполнению учебных
нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по
физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов
напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от
того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим
материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим
учащимся.
Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов, в том
числе ГТО, ведется не только на уроках физической культуры, но и на
внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.
Заинтересованность и положительные эмоции создаются у учащихся при
посещении уроков по плаванию в физкультурноспортивном комплексе
«Звезда», с которым мы сотрудничаем уже не один год..
Организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная работа по данному направлению проводится на занятиях
творческих объединений «Игротека»(5 класс) и «Мое здоровье» (1,4 класс)
способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и
физической подготовленности.
Творческое объединение «Игротека» возникло 5 лет назад вместе с
введениемФГОС в нашей школе. Целью данной программы является:
создание условий для физического развития детей, формирование личности
ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в
совместную деятельность. Развивающийся организм испытывает всё большую
потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей
развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание ещё
недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют
укреплению дыхательного аппарата. В игры включаются непродолжительный
бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения
руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому
развитию детей этого возраста, а многие игры с мячом представляют
переходную ступень к спортивным играм и содержат целый ряд элементов
спортивной техники и тактики.
Организацию динамических перемен, физкультурных пауз на уроках,
способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности.
Очень активно развивается применение общешкольной зарядки после второго
урока, которая в силу возрастных особенностей разделена на 2 часли:
1.танцевальная зарядка для основного звена
2. динамическая зарядка для младших школьников. Обе формы проведения
актуальны для каждой возрастной группы.
Регулярное проведение физкультурнооздоровительных мероприятий.
В школе проводятся Дни здоровья, веселые старты «Вперед к Олимпийским
вершинам», « А нука мальчики»,
спортивные праздники, посвященные
Олимпиаде, празднованию 70летия Великой Отечественной войны, конкурсы
проектов. Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в
спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их
самовыражения, самореализации, самоутверждения. легоатлетические забеги,
Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на
протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и
прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию
(лыжные,
конкурс проектов,президентские
состязания) являются не только составной частью внеклассной спортивно
массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в
необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во
внеурочное время.
Участие в районных спортивномассовых мероприятиях, где главное
место отдается подготовке и участию в «Президентских соревнованиях», а
также «Есенинском забеге», «Кроссе Нации», «Легкоатлетическом забеге»,
соревнованиях по шашкам и т.д.
Правильно организованная физкультурнооздоровительная работа
может стать основой рациональной организации двигательного режима
школьников, способствовать нормальному физическому развитию и
двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить
адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и
укрепления здоровья школьников.
IV блок — просветительсковоспитательная работа с учащимися,
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни.
Блок включает:
профилактика ПАВ на общешкольных мероприятиях
воспитательная работа классных руководителей
проектная деятельность
Работу по профилактике курения, употребления спиртных напитков и
наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ
школьников. С этой целью также организуется просмотр и обсуждение со
старшеклассниками фильмов просветительского проекта «Общее дело» о
влиянии ПАВ на организм школьников.
В рамках воспитательной работы с классными коллективами проводятся
беседы, игры, соревнования:
«Самые ловкие и сильные» (13 классы)
«Готов к труду и обороне», «Поговорим о правильном питании (24 классы)
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Мы против наркотиков»,
«Закаляйся как сталь», «Курить — здоровью вредить» (8 класс)
«Я выбираю здоровый образ жизни», «Губительная сигарета» (9 класс) и др.На
классных часах учителя знакомят школьников с историей развития комплекса
ГТО, нормативами и ступенями комплекса ГТО, определяющих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости), и
требований, определяющих уровень овладения основными прикладными
навыками (плавания, бега на лыжах, метаний и т.д.)
В школе активно развивается применение проектной деятельности:
«Здоровьеэто здорово!»,
«Вредная и полезная пища» ,
«Вот что мы едим»
«Вредные привычки» и т.д.
Довольно интенсивно начинает развиваться организация летнего отдыха
учащихся — это функционирование пришкольного оздоровительного летнего
Сюда входят мероприятия общелагерного характера,
лагеря.
пропагандирующий здоровый образ жизни,
различные экскурсии,
соревнования, конкурсные программы по физической культуре, правилам
дорожного движения. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются
задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие
детей.
В прошлом году были проведены разнообразные мероприятия.
Результативность нашей модели системной комплексной работы по
сохранению и укреплению здоровья можно представить следующими
достижениями:
п\п Название соревнования
Результат
1
2
3
4
«Кросс нации»
«Легкоатлетический забег»
соревнования по шашкам
соревнования по плаванию
3е место
2е место
3е место
1е место
2е место
1 место
Наши результаты скромны, но мы ставим перед собой цель сохранение и
укрепление здоровья учащихся
Затронутые вопросы организации работы по здоровьесбережению в школе
свидетельствуют о многогранности форм и методов этой работы .
Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического
коллектива школы , особенно учителей физического воспитания.
затруднения, а именно:
Во время работы по здоровьесбережению возникли и некоторые
возникновение некоторого «барьера» при появлении новых форм
организации физкультурнооздоровительного процесса( «не могу», «не получается», «это не мое...»), но при дальнейшей работе это барьер
исчезает.
Необходимость пополнения материальнотехнической базы спортивного
инвентаря и оборудования пришкольной спортивной площадки.
Удаленность школы от организаций здравоохранения по работе с
детьми.
Но все эти недостатки незначительны по сравнению с теми чувствами,
которые возникают у учащихся и учителей во время заинтересованной и
плодотворной работы на уроках физической культуры и во время внеурочной
деятельности и внеклассных мероприятиях
Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно
спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное
участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации
физкультурнооздоровительных мероприятий не должна быть стихийной,
бесконтрольной. Ее направляет администрация, учителя физического
воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический
коллектив школы , однако эта работа должна стать более плодотворной, если
она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического
воспитания самих учащихся.
В дальнейшей работе нашей школы по здоровьесбережению необходимо
организовывать и развивать работу спортивного клуба,
активно применять традиционные и новые формы и методы работы,
включать учителей в процесс комплексной работы по сохранению и
укреплению здоровья в роли участиков.
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.