Отдел образования, спорта и туризма
администрации Советского района г.Гомеля
Государственное учреждение образования
«Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»
Образовательный проект
по развитию профессиональных компетенций учащейся молодежи в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи «ОРИЕНТИР»
Гомель
2020
Образовательный проект по развитию профессиональных компетенций учащейся молодежи в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи «Ориентир» / Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом, Борисевич Г.М., методист ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля». – Гомель, 2018. – 35 с.
Важнейшим аспектом деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является привлечение молодых талантливых педагогов, любящих и умеющих работать с детьми. С этой целью в ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» был разработан совместный образовательный проект педагогов и учащихся «Ориентир».
В проекте предложены формы организации, структура и содержание практики учащихся 2-4 курсов УО «Гомельский государственный профессионально технический колледж народных художественных промыслов», обучающихся по специальности 2-15 02 01 «Декоративно-прикладное искусство» квалификация «Художник. Учитель» и по специальности 2-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)» квалификация «Дизайнер-исполнитель. Учитель» в ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля».
Данный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами школ и учреждений дополнительного образования детей и молодежи при организации практики учащихся.
Содержание
Введение |
4 |
Образовательный проект по развитию профессиональных компетенций учащейся молодежи в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи «Ориентир» |
5 |
Заключение |
13 |
Литература |
14 |
Приложение |
|
Результативность реализации проекта «Ориентир» |
16 |
План индивидуальной работы учащегося |
24 |
Мастер-класс «Энкаустика» |
28 |
Введение
Правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий молодому человеку непросто. Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь определено, что основной целью системы профориентации является предоставление гражданам, в особенности молодежи, возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
Возможности для профессионального самоопределения, формирования профессиональных трудовых умений, развитие мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду обучающихся III ступени общего среднего образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования имеет система дополнительного образования детей и молодежи, организуя практическую деятельность учащихся. Сегодня в свете решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста организация практики учащихся призвана обеспечить условия становления личности учащегося как субъекта собственной жизнедеятельности в самом начале его профессионального пути.
Практика для будущего специалиста – это культурно-социализирующий фактор. Практика должна содействовать активному, деятельностному освоению реального трудового процесса. Учащийся в процессе прохождения практики является субъектом профессионального становления, освоения системы знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности, а также развития соответствующих качеств личности и положительного отношения к избранной профессии. Для этого необходимо, чтобы у начинающего специалиста сформировалось ценностно-смысловое отношение к избранной профессии, ее общественному предназначению, творческое удовлетворение в реализации своих профессиональных интересов с учетом требований и содержания педагогического труда.
Одним из лучших способов изучения трудовой деятельности с научной точки зрения является моделирование. Идея моделирования заключается в создании достоверного, наглядного и простого для понимания процесса профессиональной деятельности.
Безусловно, важнейшим аспектом деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является привлечение молодых талантливых педагогов, любящих и умеющих работать с детьми. С этой целью в ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» был разработан образовательный проект по развитию профессиональных компетенций учащейся молодежи в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи «Ориентир».
Образовательный проект
по развитию профессиональных компетенций учащейся молодежи в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи «Ориентир»
Начало профессионального пути можно рассматривать в различных соотношениях: трудовой и творческий путь, индивидуальная и общественная жизнь, внешние события и внутренний мир личности, где благодаря рефлексии формируются такие качества, как самоконтроль, самооценка, саморегулирование и самопознание.
Метод преподавания можно изучить со слов преподавателя или по книге, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только в процессе практики, считал К.Д. Ушинский. Именно на практике учащийся может понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности. Кроме того, необходимо помнить о психологической закономерности формирования творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью. «Деятельность должна быть моя, выходить из души моей, следовательно, должна быть свободна. Свобода затем только мне и нужна, чтобы делать мое дело» [18].
В ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» организуется и проводится практика для учащихся 2-4 курсов УО «Гомельский государственный профессионально технический колледж народных художественных промыслов», обучающихся по специальности 2-15 02 01 «Декоративно-прикладное искусство» квалификация «Художник. Учитель» и по специальности 2-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)» квалификация «Дизайнер-исполнитель. Учитель».
Цель проекта: освоение и осмысление профессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания и воспитания в области художественного и дизайн-образования.
Основные задачи проекта:
- ознакомление учащихся с основными аспектами работы педагога дополнительного образования;
- углубление и закрепление теоретических знаний учащихся;
- формирование и развитие профессионально значимых качеств личности;
- развитие профессиональной культуры;
- формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
- профориентация и профвоспитание;
- профдиагностика пригодности к избранной профессии.
Практика выполняет рад функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.
Сроки реализации проекта: март 2016 года – ноябрь 2017 года.
Участники проекта: учащиеся-практиканты УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов», заведующие отделами, методисты, педагоги дополнительного образования ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля».
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (март 2016 г.):
- создание творческой группы;
- анализ предстоящей деятельности;
- разработка проекта, определение оптимального варианта формы и содержания проекта;
- определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования проекта.
II. Практико-реализующий этап (апрель 2016 – октябрь 2017 г.):
- старт проекта;
- планирование работы, составление плана индивидуальной работы практиканта;
- создание условий для самовыражения каждого участника проекта;
- подготовка и проведение занятий учащимися-практикантами;
- художественно-творческая и проектная деятельность (мастер-классы, проекты, выставки);
- предпроектное исследование, макетирование;
- проектирование дипломной работы;
- координация деятельности участников проекта.
III. Обобщающий этап (ноябрь 2017 г.):
- подведение итогов работы проекта, анализ и перспективы деятельности;
- презентация итогов работы по реализации проекта «Ориентир».
Проект состоит из 3 модулей (схема 1):
- Педагогическая практика (2 этапа).
- Технологическая практика.
- Преддипломная практика.
Схема 1.
Входной уровень готовности учащегося, необходимый при освоении проекта:
- мотивационный (потребность успешно выполнить задания практики, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха);
- познавательный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, профессионально значимые черты характера и способности);
- процессуальный (наличие необходимых знаний и навыков для определения и решения педагогических и творческих задач, владение технологиями художественно-творческой и проектной деятельности);
- эмоционально-волевой (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость).
Практика учащихся связана с освоением следующих тем:
- специфика работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
- организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи;
- учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
- планирующая и учебная документация педагога дополнительного образования;
- методы организации занятий в объединении по интересам;
- педагогические технологии;
- профессионально значимые качества педагога дополнительного образования;
- художественно-творческая и проектная деятельность.
Структура и содержание проекта
Структура и содержание проекта «Ориентир» реализуется согласно типовому учебному плану по специальности 3-15 02 01 «Декоративно-прикладное искусство» № 83 от 30.08.2013 г. и модулям проекта.
Во время практики учащиеся получают возможность интегрировано использовать полученные теоретические знания, получить целостное всестороннее представление о педагогической деятельности, формах и методах образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Практика носит обучающий характер, поэтому предполагает значительную помощь учащимся-практикантам со стороны педагогов и методистов.
Модуль «Педагогическая практика»
Педагогическая практика (4 недели – 90 ч.) проводится в два этапа: апрель (3 недели – 72 ч.), октябрь (1 неделя –18 ч.). Основной целью практики является подготовка и проведение первых занятий.
Тематический план (1 этап)
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. |
Организационная часть |
2 |
2. |
Специфика работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи |
4 |
3. |
Организация образовательного процесса |
40 |
4. |
Пробные занятия |
22 |
5. |
Отчетная документация |
4 |
|
Итого |
72 |
Содержание
Организационная часть
Встреча практикантов с руководством ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля». Экскурсия по Центру творчества детей и молодежи. Вступительная беседа. Правила внутреннего распорядка. Правила безопасности труда. Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе с детьми, Инструкции по охране жизни и здоровья детей. Составление плана индивидуальной работы практиканта.
Специфика работы учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования детей и молодежи. Структура Центра творчества детей и молодежи. Режим работы. Расписание занятий. Материально-техническая база.
Организация образовательного процесса в объединении по интересам
Нормативно-правовые документы и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.
Планирующая и учебная документация педагога дополнительного образования: программа, календарный план, журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Посещение занятий и воспитательных мероприятий объединений по интересам. Методы организации занятий в объединении по интересам. Наблюдение и методический анализ занятий.
Пробные занятия
Подготовка развернутых планов-конспектов занятий в объединениях по интересам. Проведение пробных занятий в объединениях по интересам художественного и технического профиля.
Отчетная документация
Дневник по практике. Анализ двух посещенных занятий. Развернутый план-конспект двух проведенных занятий. Фотоотчет.
Тематический план (2 этап)
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. |
Организационная часть |
2 |
2. |
Профессионально значимые качества педагога дополнительного образования |
4 |
3. |
Пробные занятия |
8 |
4. |
Отчетная документация |
4 |
|
Итого |
18 |
Содержание
Организационная часть
Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Индивидуальный план работы практиканта.
Профессионально значимые качества педагога дополнительного образования
Профессиональная грамотность и компетенции. Профессиональная компетентность (специальные знания в предметной области творческой деятельности). Психолого-педагогические компетенции (знание основ педагогики, возрастной психологии, диагностических методик, индивидуальных особенностей своих учащихся; создание комфортной атмосферы на занятиях). Коммуникативные способности (позитивное отношение к учащимся; способность к сотрудничеству с родителями, коллегами, администрации; способность оказать адресную помощь ребенку; умение вести педагогическое наблюдение). Организаторские способности (организация собственной деятельности, исполнительские функции; планирование и контроль, проверка; организация деятельности учащихся на занятиях). Творческая активность (инициатива, продуцирование и разработка новых идей; позитивное отношение к инновациям; участие в исследовательской и экспериментальной деятельности). Личностные качества педагога и результативность деятельности педагога дополнительного образования.
Пробные занятия
Подготовка развернутых планов-конспектов занятий в объединениях по интересам. Проведение пробных занятий в объединениях по интересам художественного профиля.
Отчетная документация.
Дневник по практике. Анализ двух посещенных занятий. Развернутый план-конспект одного проведенного занятия. Фотоотчет.
Модуль «Технологическая практика»
Технологическая практика (3 недели – 108 ч.) проводится в июне-июле. Во время проведения технологической практики используются технологии художественно-творческой и проектной деятельности.
Тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. |
Организационная часть |
2 |
2. |
Художественно-творческая и проектная деятельность |
22 |
3. |
Методика проектирования предметов |
40 |
5. |
Предпроектное исследование. Макетирование |
40 |
6. |
Отчетная документация |
4 |
|
Итого |
108 |
Содержание
Организационная часть
Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Индивидуальный план работы практиканта.
Художественно-творческая и проектная деятельность
Система и структура работы учреждения. Художественно-творческая и проектная деятельность в Центре творчества детей и молодежи: мастер-классы, проекты, выставки. Мастер-классы: «Кардмейкинг», «Энкаустика», «Народная игрушка из глины», «Флористика», «Дудлинг, зенталг, зенарт». Проекты: «Сувенир» (изготовление сувенирной продукции), «Городок» (благоустройство территории Центра творчества).
Методика проектирования предметов
Изучение особенностей исходных условий проектирования. Проектирование по прототипу. Создание принципиально нового объекта.
Изучение и анализ примеров в разных направлениях. Предметы быта. Художественные изделия. Технические изделия. Творческие изделия. Упаковка. Создание принципиально нового объекта. Анализ стадий в проектной деятельности.
Предпроектное исследование. Макетирование
Изучение особенностей этапа предпроектного исследования и этапа макетирования. Поиск и анализ вариантов подачи фор-эскизов. Макетирование. Материалы, используемые в макетировании. Анализ представленных вариантов. Изготовление макета.
Отчетная документация
Дневник по практике. Анализ изучения системы и структуры работы учреждения (фотоматериалы об учреждении, его достижениях, истории развития). Результат работы – макет (технологический этап). Фотоотчет.
Модуль «Преддипломная практика»
Преддипломная практика (4 недели - 144 ч.) проводится для учащихся специальности 2-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)» квалификация «Дизайнер-исполнитель. Учитель» в декабре, для учащихся по специальности 2-15 02 01 «Декоративно-прикладное искусство» квалификация «Художник. Учитель» в январе.
Тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. |
Организационная часть |
2 |
2. |
Проектная художественно-творческая деятельность |
35 |
3. |
Проектирование дипломной работы |
100 |
4. |
Отчетная документация |
5 |
5. |
Круглый стол «Слагаемые педагогического мастерства педагога дополнительного образования» |
2 |
|
Итого |
144 |
Содержание
Организационная часть
Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Индивидуальный план работы практиканта.
Проектная художественно-творческая деятельность
Мастер-классы, проекты и выставки Центра творчества детей и молодежи. Мастер-классы: «Панно из глины», «Арт-объект». Проекты: «Зимние узоры», «Подарков много не бывает». Изготовление сувенирной продукции. Оформление выставки «Новогодие».
Проектирование дипломной работы
Проектирование дипломной работы (согласно тематике). Сбор орнаментально-справочного материала. Разработка эскиза изделия. Выполнения зарисовок орнаментальных деталей изделий ДПИ. Творческий поиск вариантов композиционного решения на выбранную тематику. Разработка эскиза изделия. Составление композиционного рисунка из декоративных элементов. Отрисовка эскиза в карандаше. Творческий поиск цветового решения композиции. Выполнение эскиза в цвете. Детальная отрисовка эскиза в чистом варианте. Подготовка инструментов и приспособлений к работе. Выбор и подготовка материалов для изготовления изделия. Подготовка сырья для изделия.
Исполнение изделия в материале в соответствии с разработанным эскизом и выбранной техникой исполнения. Изготовление шаблона, каркаса, перевод рисунка. Уточнение и проработка крупных элементов изделия с соответствии с эскизом. Первоначальная отделка изделия. Окончательная отделка изделия. Подготовка материалов для оформления работы (рама, подставка, постамент и т.п.). Оформление работы.
Отчетная документация
Дневник по практике. Материалы первых этапов проектирования дипломной работы (согласно тематике).
Круглый стол «Слагаемые педагогического мастерства педагога дополнительного образования».
Подведение итогов практики. Составление модели компетентностей педагога дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
Способности учащегося-практиканта:
- осуществлять анализ образовательного процесса;
- использовать навыки проектирования компонентов образовательного процесса;
- демонстрировать навыки организации и проведения отдельных занятий;
- осуществлять продуктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.
Компетенции учащегося, формируемые в результате прохождения практики:
- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении социальных и профессиональных задач;
- владение основами речевой профессиональной культуры;
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной
- деятельности.
Практика предполагает активную работу учащегося в информационно-методическом отделе Центра творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля, интернет-ресурсами.
Проектом предусмотрены консультации с руководителями практики от Центра творчества детей и молодежи и от профессионально технического колледжа народных художественных промыслов.
Заключение
Организуя практику в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, необходимо обеспечить личностно-ориентированный, комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий характер подготовки каждого учащегося, который в период практики не должен выступать только как объект обучения и воспитания. Сама система взаимоотношений должна носить характер взаимодействия и сотрудничества, подразумевая определенную субъектность позиции учащегося.
Продумывая организацию практики, ее руководитель ориентируется не только на выполнение программы практики, но прежде всего, подходит к каждому учащемуся как к уникальной личности, бережно и осторожно, но целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая смягчить или компенсировать слабые. Каждый учащийся на практике должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь и разъяснение той или иной ситуации, принятых в отношении его решений.
Эффективно организованная практика носит постоянно усложняющийся характер. Начиная с общего знакомства с учреждением дополнительного образования детей и молодежи, наблюдений и анализа получаемой информации, практикант получает все более сложные и ответственные задания.
Комплексный характер практики в том, что учащийся знакомится со всеми видами и функциями деятельности педагога дополнительного образования.
Творческий характер практики предполагает, что в ее процессе у каждого учащегося развиваются исследовательские способности, способности проектной художественно-творческой деятельности. Творческий характер практике придают знакомство с творчески работающими педагогами, педагогические мастерские, проекты, мастер-классы, выполнение исследовательских заданий, создание атмосферы постоянного поиска в группе учащихся, проходящей практику в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
Практика позволяет каждому учащемуся определить не только уровень владения профессионально значимыми качествами, но и правильность выбора профессии.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об Образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011.– 400 с.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. – № 10.
3. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23.
4. Борисов, В. Н., Ковалев, О. Г. и др. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / В. Н. Борисов, О. Г. Ковалев. – М.: Книголюб, 2002.
5. Бюллетень регионального опыта / сост.: Т. А. Сидоревич, С. Л. Скварнюк.– Минск: НЦХТДМ, 2012. – 104 с.
6. Васильев, А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства: [для студентов худож.-граф. фак. пединститутов] / А.В. Васильев. –М.: Феникс, – 1999.
7. Казакова, Е. И., Тряпицына, А. П. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Питер, 1997.
8. Косогорова, Л.В.Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Косогорова Л. В., Неретина Л. В. - М.: Академия, 2012. – 222, [1] с., [8] л. цв. ил.
9. Крылова, Н.Б. Культурология образования. / Н.Б.Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
10. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. пед. специальностей вузов / Кукушин В. С. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: МарТ, Феникс, 2010. – 256 с.: ил.
11. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / Матяш Н. В. – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2012. – 156, [2] с.: ил.
12. Мировая художественная культура: ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн: [учеб. пособие] / Львова Е. П., Сарабьянов Д. В., Кабкова Е. П., Фомина Н. Н. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.: ил. + CD-ROM.
13. Молочников, С. Г. Дополнительное образование детей и молодежи: категория методов / С. Г. Молочников // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. – № 10.
14. Педагогическое проектирование. Сборник по результатам областного конкурса «Педагогический проект». – Томск, 2011.
15. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов средних педагогических учебных заведений по специальности № 0321 / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – М.: Издательский дом «Академия», 1998, –144 с.
16. Сидоревич Т.А. Методическая служба современного учреждения дополнительного образования // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2017. – № 10.
17. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
18. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т.10 / К.Д.Ушинский. – М., 1959. – 544 с.
19. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М.: Изд-во «Смысл», 2001. – 365 с.
20. Якжик, В. В. Современная система дополнительного образования детей и молодежи: задачи и перспективы. / В. В. Якжик // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. – № 9.
Приложение 1.
Результативность реализации проекта «Ориентир»
С апреля 2016 года по октябрь 2017 года в ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» проходили практику 10 учащиеся 2-4 курсов УО «Гомельский государственный профессионально технический колледж народных художественных промыслов», обучающиеся по специальности 2-15 02 01 «Декоративно-прикладное искусство» квалификация «Художник. Учитель» и по специальности 2-19 01 01 «Дизайн (по направлениям) квалификация «Дизайнер-исполнитель. Учитель».
Основной задачей практики было ознакомление учащихся с основными аспектами деятельности педагога дополнительного образования.
В соответствии с модулями проекта учащиеся были ознакомлены с:
- нормативно-правовыми документами и рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;
- организационной структурой и работой педагогических кадров ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»;
- учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
- планирующей и учебной документацией педагога дополнительного образования (программа объединения по интересам, журнал планирования и учета работы объединения по интересам, план-конспект проведения занятия в объединении по интересам);
- формами и технологиями организации образовательного процесса в объединении по интересам художественного и технического профиля;
- моделью профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования;
- технологиями художественно творческой и проектной деятельности.
Состоялся обстоятельный разговор о профессионально значимых качествах педагога дополнительного образования: профессиональная грамотность, компетенция и компетентность; психолого-педагогические способности; коммуникативные, организаторские способности; творческая активность; личностные качества и результативность деятельности педагога дополнительного образования.
В период педагогической практики учащиеся посетили занятия объединений по интересам художественного и технического профиля:
- «Кардмейкинг» (педагог Яцкова Е.Н.);
- «Радуга бисера» (педагог Коцур С.Н.);
- «Бумажный мир» (педагог Лапицкая В.С.);
- «Мастерица» (педагог Быховская Н.А.);
- «Радуга» (педагог Поволоцкая Т. И.);
- «Колорит» (педагог Самойленко М.С.);
- «Кудесник» (педагог Хохлова М.В.);
- «Роспись по дереву» (педагог Лапицкий И.И.);
- «Архитектура, дизайн, лепка» (педагог Дмитриева Т.В.);
- «Магия творчества» (педагог Досова А.О.);
- «Веселая кисточка» (педагог Железняк С.В.) ;
- «Школа раннего развития «Знайка» (педагог Кулешова Е.С., Железняк С.В.);
- «Компьютерные технологии» (педагог Новикова И.И.);
- «Кибергейм» (педагог Бурова К.Э.) и др.
Практиканты имели возможность познакомиться с лучшими разработками педагогов Центра творчества детей и молодежи и использовать их в качестве образца при подготовке собственных занятий.
Под руководством опытных педагогов учащиеся подготовили и провели занятия в объединениях по интересам:
− «Мастерица» (педагог Быховская Н.А.) - «Тестопластика. Пасхальное яйцо из соленого теста», «Цветные ладошки»;
− «Радуга» (педагог Поволоцкая Т.И.) - «Палитра для открытки», «Анимация», «Искусство оформления книги. Буквица»;
− «Кибергейм» (педагог Бурова К.Э.)- «Основы Scratch-программирования»;
− «Кудесник» (педагог Хохлова М.В.) - «Нетрадиционные технологии в жанре натюрморта»;
− «Магия творчества» (педагог Досова А.О.) – «Сувенир-магнит на память «Я люблю Беларусь», «Смайлики из бумаги и ниток»;
− «Веселая кисточка» (педагог Железняк С.В.) - «Натюрморт», «Веселая ярмарка»;
− «Радуга бисера» (педагог Коцур С.Н.) - «Стрекоза», «Подарок маме из цветов»;
− «Кардмейкинг» (педагог Яцкова Е.Н.) - «Поздравительная открытка», «Пасхальное яйцо»;
− «Школа раннего развития «Знайка» (педагог Кулешова Е.С., Железняк С.В.) - «Цветные ладошки», «Рисунок пятнами»;
− «Архитектура, дизайн, лепка (педагог Дмитриева Т.В.) - «Игрушки из глины».
В процессе технологической практики учащиеся активно участвовали в реализации проектов «Сувенир» (изготовление открыток и сувенирной продукции) и «Городок» (благоустройство территории Центра творчества).
|
|
|
Учились оценивать работы декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
Заинтересовали практикантов и мастер-классы:
- «Осваиваем новую технику кардмейкинг» (педагог Яцкова Е.Н.);
- «Энкаустика» (педагог Железняк С.В.);
- «Дудлинг, зенталг, зенарт» (педагог Железняк С.В.);
- «Народная игрушка из глины», «Панно» (педагог Дмитриева Т.В.);
- «Флористика – создание цветочного настроения» (педагог Хохлова М.В.).
В период преддипломной практики учащиеся учились самостоятельно проектировать, планировать и осуществлять свою деятельность. Активно включились в проектную художественно-творческую деятельность Центра творчества детей и молодежи: проект «Зимние узоры», «Подарков много не бывает», выставка «Новогодие».
Основная часть преддипломной практики была посвящена проектированию дипломной работы (согласно тематике).
Совместно с педагогами были разработаны эскизы и подготовительные материалы первых этапов дипломной работы: «Ноев ковчег», «Покров Пресвятой Богородицы». «Крещение».
Ноев ковчег |
Покров Пресвятой Богородицы |
Крещение |
Итоги практики были подведены во время круглого стола «Слагаемые педагогического мастерства педагога дополнительного образования». Ребята при помощи методистов составили модель компетентностей педагога дополнительного образования (схема 1), поделились своими впечатлениями и предложениями.
Схема 1.
Модель компетентностей педагога дополнительного образования
Приложение 2.
План индивидуальной работы
учащейся 2 курса (группа 3-СБ)
по специальности «Декоративно-прикладное искусство» квалификация «Художник. Учитель» УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»
(педагогическая практика)
Дата |
Содержание работы |
11 апреля |
Экскурсия по ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля». |
Правила внутреннего распорядка. Обучение правилам безопасности труда и соблюдения Инструкции по охране труда и технике безопасности при работе с детьми, Инструкции по охране жизни и здоровья детей. |
|
Система дополнительного образования детей и молодежи. |
|
Нормативно-правовые документы и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи: |
|
− Кодекс Республики Беларусь об образовании. Раздел XIII«Дополнительное образование детей и молодежи. |
|
|
− Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. |
12 апреля |
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи. |
Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. |
|
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль). |
|
Программа объединения по интересам. |
|
Посещение занятий объединений по интересам: - «Школа развития «Знайка» (педагог Железняк С.В.). |
|
13 апреля |
Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. |
Организация образовательного процесса в объединении по интересам художественного профиля. |
|
Формы занятий. Методы и приемы организации образовательного процесса. |
|
План-конспект занятия. |
|
Проведение мероприятий по профориентационной работе. |
|
14 апреля |
Организация образовательного процесса в объединении по интересам художественного профиля. |
Журнал планирования и учета работы объединения по интересам |
|
Посещение занятий объединений по интересам: − «Кардмейкинг» (педагог Яцкова Е.Н.); − «Мастерица» (педагог Быховская Н.А.); − «Бумажный мир» (педагог Лапицкая В.С.). |
|
15 апреля |
Организация образовательного процесса в комнате школьника № 23. |
Посещение занятий объединений по интересам: − «Радуга бисера» (педагог Коцур С.Н.); − «Фитодизайн» (педагог Яцкова Е.Н.). |
|
Проведение мероприятий по профориентационной работе. |
|
18 апреля |
Анализ посещенных занятий. |
Формы занятий. Методы и приемы организации образовательного процесса. |
|
Разработка планов-конспектов пробных занятий. |
|
19 апреля |
Подготовка и проведение пробного занятия в объединении по интересам художественного профиля. |
Анализ занятия. |
|
20 апреля |
Подготовка и проведение пробного занятия в объединении по интересам художественного профиля. |
Анализ занятия. |
|
21 апреля |
Подготовка и проведение пробного занятия в объединении по интересам художественного профиля. |
Анализ занятия. |
|
22 апреля |
Оформление отчетной документации. |
План индивидуальной работы
учащегося 4 курса (группа 4-Д)
по специальности «Дизайн (по направлениям)» квалификация «Дизайнер-исполнитель. Учитель» УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»
(преддипломная практика)
Дата |
Содержание работы |
1 декабря |
Вводная беседа. Правила внутреннего распорядка. Обучение правилам безопасности труда и соблюдения Инструкции по охране труда и технике безопасности при работе. Ознакомление со структурой административного и оперативного управления. Ознакомление с технологическими процессами в объединениях по интересам: «Радуга», «Архитектура, лепка, дизайн», «Колорит», «Волшебная кисточка». |
2 декабря |
«Дудлинг, зентангл, зенарт». Мастер-класс Железняк С.В., педагога объединения по интересам «Волшебная кисточка. |
5 декабря |
Сбор информации о легендарном библейском корабле. Выполнение зарисовок, схем, набросков. Выполнение фор-эскизов гуашью. Подготовка шаблонов для оформления кабинетов. Новогоднее оформление кабинетов Центра творчества. |
6 декабря |
Выполнение фор-эскиза на тему «Ноев ковчег». Творческий поиск цветового решения объекта. Новогоднее оформление Центра творчества. |
7 декабря |
Фор-эскизы, выполненные в различных техниках. Выполнение эскиза в цвете. Детальная прорисовка эскиза. Изготовление новогодних реквизитов. |
8 декабря |
Детальная прорисовка эскиза в чистовом варианте. Выполнение чертежей. Изготовление новогодних реквизитов. |
9 декабря |
Подготовительный этап: изготовление чернового макета. Варианты компоновки. Изготовление новогодних реквизитов. |
12 декабря |
Варианты компоновки. Изготовление новогодних сувениров. |
13 декабря |
Проработка элементов макета. Пропорции, масштабность. Изготовление новогодних сувениров. |
14 декабря |
Проработка вариантов используемых материалов. Изготовление новогодних сувениров. |
15 декабря |
Проработка используемых материалов. Уточнение крупных элементов макета в соответствии с эскизом. Дизайнерское оформление территории Центра творчества. |
16 декабря |
Уточнение крупных элементов макета в соответствии с эскизом. Проработка общей концепции. Дизайнерское оформление территории Центра творчества.
|
19 декабря |
Проработка мелких элементов чистового макета. Уточнение деталей. Дизайнерское оформление территории Центра творчества. |
20 декабря |
Уточнение деталей. Разработка вариантов планшета. Оформление выставки «Новогоднее настроение» в фойе Центра творчества. |
21 декабря |
Разработка вариантов планшета. Выполнение планшета. Изготовление елочных игрушек. |
22 декабря |
Выполнение планшета. Изготовление елочных игрушек. |
23 декабря |
Изучение исходной информации. Изучение аналогов. Дизайнерское оформление декоративной елки. |
26 декабря |
Изучение аналогов. Изготовление поздравительных открыток. |
27 декабря |
Работа со справочным материалом по теоретической части работы. Оформление работы. |
28 декабря |
Оформление отчетной документации. Круглый стол «Слагаемые педагогического мастерства педагога дополнительного образования». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.