раскрытие сущности,задач.целей и роли образовательного квеста в детском оздоровительном лагере на примере наблюдений и работы с детьми старшего школьного возраста.Даются определения,раскрываются понятия, имеется описание станций для более полного разбора поставленной задачи. работа основана на опыте прохождения педагогической практики в детском лагере.
квест как форма воспитательной работы с детьми старшег школьного возраста в летнем лагере.docx
УДК 379. 835
З. В. Трофимова
Студентка группы СдО (2) – 15
ГБОУ ВО «КИПУ»
Республика Крым, Россия
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры дошкольного образования и педагогики
Асманов А. Р.
КВЕСТ КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ
Летом этого года нам довелось проходить свою первую педагогическую
практику в детском лагере в роле вожатых.
Кто же такой, современный вожатый? Как оказалось, это человек
творческий, многогранный и универсальный, вечно готовый прийти на
помощь, тот, кто на протяжении лагерной смены, будет для ребенка всем.
Вожатый – организатор, педагог, воспитатель и, конечно же, товарищ в одном
лице. А для соответствия данной формулировке требуется постоянная работа
над собой, дабы достойно занимать место лидера в детском коллективе.
Данная профессия за такой короткий срок практической работы дает
неоценимый и незабываемый опыт работы с детьми. Мы учимся
взаимодействовать с детским коллективом, сплочать его, оказывать некое
нравственное воздействие, быть примером, а также заслуживать уважение
своих воспитанников.
В лагере, как и в любом образовательном учреждении, детский
контингент весьма разнообразен, а отряд может состоять из детей различных
возрастов, что из себя представляет некую трудность, которая
преодолевается всевозможными педагогическими приемами и формами
воспитания.
1 Под педагогическими приемами понимается способность преподавателя
каждый раз улучшать процесс обучения и воспитания, находя различные
новые подходы и способы подачи какоголибо материала. Иными словами,
это новизна, придающая увлекательность в обыденность обучения [1].
Формы воспитательной работы – организованное структурное
педагогическое действие, мероприятие, в процессе которого осуществляются
задачи, методы, цели определенного воспитательного процесса. По
численности различают: индивидуальные (беседа); групповые (кружковые
внутриотрядные мероприятия);
(межотрядные,
занятия,
общелагерные мероприятия и т.д.) виды воспитательной работы.
массовые
Осуществляются словесным либо практическим воздействием, а также с
помощью наглядности. Кроме перечисленного, формы воспитательной работы
управления и
можно разграничить по основному виду деятельности:
самоуправления жизнью воспитанников, познавательные и развлекательные
[1].
Воспитывать – организовывать деятельность ребенка. Мы воздействуем
на детей не только через общение, а путем проведения программ
развлекательного характера, тем самым узнавая и воздействуя не на
конкретного индивида, а на отряд в целом.
Во время пребывания на практике в лагере мы столкнулись с широким
применением на протяжении смены такой формы воспитательной работы, как
образовательный квест.
Образовательный квест – это играпутешествие учебновоспитательного
характера. Он предполагает игровой сюжет, маршрут с точками, на каждой из
которых нужно выполнить определенное задание для получения пропуска к
следующей точке. Все составляющие квестмаршрута подчинены одной
определенной задаче, являются взаимосвязанными [2].
2 Квест возможен в виде соревнования, например, когда отряды
соревнуются в скорости прохождения маршрута. Основной его чертой
является то, что каждый ребенок – активный «добытчик» информации,
участник коллектива, отвечающий за ту или иную функцию команды. Таким
образом, воспитанник имеет возможность познать самого себя [3].
В ДОЛ проводились в большинстве своем квесты линейные, то есть при
разгадывании одного задания получаешь пропуск к следующему.
Для примера рассмотрим квест с участием отряда, состоящего из детей
старшего школьного возраста (1416 лет). Характерным для данной
возрастной группы является: более устойчивая и ориентированная на себя
самооценка; реальнее оценивается ситуация; однако права в данном возрасте
осознаются больше обязанностей; ответственно относятся к возложенному на
себя делу; сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за
нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Исходя из
впечатлений детей, нижеописанный квест им больше всего за смену пришелся
по душе.
Веревочный квест – серия специально подобранных заданий, целью
которых является развитие понимания друг к другу в группе, сплочение
детского коллектива. Во время прохождения данного маршрута дети
сталкиваются с различными неординарными ситуациями, которые требуют
быстрого поиска, возможно даже нестандартных, решений. Во время решения
увлекательных, порой, сложных упражнений ребята учатся взаимопомощи,
совместно разрабатывают тактику, помогающую продвижению вперед.
Основная цель веревочного квеста – выявление лидеров и командная
работа. На примере некоторых нижеприведенных станций, рассмотрим роль
квеста в воспитательном процессе.
3 1 Станция «Водяная паутинка». Цель: быстрое нахождение верной
тактики решения проблемной задачи, развитие командного мышления,
сплочение коллектива.
Отряд разбивается на команды с равным числом игроков, заданием для них
является пронести паутинку с полным стаканом воды, не пролив ее. Задание
пройдено, если команда прошла заданное расстояние, сохранив при этом
количество воды в стакане.
2 Станция «Препятствие». Цель: развитие взаимопомощи, сплочение
команды.
Каждый участник команды должен перелезть на другую сторону веревочной
преграды через отверстия в ней, при этом каждый ребенок ищет для себя
иную лазейку на противоположную сторону. Смысл данной станции в том, что
лазейки настолько каверзные, что без взаимной помощи ребята не разрешат
данную задачу.
3 Станция «Геометрия». Цель: формирование командного духа, общей
тактики для решения коллективной проблемы, выявление неформального
лидера.
Отряд сидит в кругу, каждый держит, протянутый по кругу, канат, по
команде участники закрывают глаза и получают задание вслепую выстроить из
каната геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник),
используя лишь словесную инструкцию.
На деле процесс обычно происходит так:
Все думают, как построить фигуру.
Кто первый чтолибо придумал, начинает говорить.
Говорить начинают несколько человек одновременно, поэтому они
борются за власть чьё решение лучше?
В ходе переговоров выявляется лидер, который руководит.
Если лидер допускает ошибку и не знает что делать дальше, группа
может развалиться и начать строиться сначала. Или (в лучшем случае)
лидер добровольно передаёт полномочия тому, кто предложил более
4 разумное решение и, кому он доверяет, ведь времени на проверку
решения может и не быть.
4 Станция «Узелки».
Цель:
коммуникация в команде,
командообразование, сенсибилизация ролей в команде.
В канате завязано столько узлов, сколько участников в группе. Каждый
становится возле троса и берется за канат рукой возле узла (так, чтобы у
каждого был свой узел). Два участника, которые находятся у концов
каната, берут канат между узлом и концом каната. При прохождении игры
руку с каната убирать нельзя, рука может скользить по канату.
Задача решается только, когда все участники задействованы, и каждый
вносит свою лепту.
5 Станция «Королевство тишины». Цель: выработка командного
духа, чувства коллектива.
Ребятам даются различные команды для их синхронного выполнения, все
делается молча, не обговаривая. К примеру, отряду было предложено
пройти извилистой полосой из узко натянутых нитей. При этом дети
должны держаться за руки и молчать. Задание дается на время. Задел нить,
издал звук – штраф – плюс 10 секунд.
Последняя станция достаточно волнительна для ребят, и пока
воспитанники не прочувствуют друг друга, у них ничего не выйдет. Личные
наблюдения показывают: если коллектив предыдущие станции проходил
слаженно, значит здесь особых проблем возникнуть не должно.
В заключении хочется отметить, что образовательный квест во время
работы в лагере делает каждого ребенка активным участником своего отряда,
его неотъемлемой частью. Являясь вожатым, пассивным участником,
подчиненным своих детей и в то же время наблюдателем за действием ребят,
приятно видеть, как проявляется в процессе прохождения каждая личность,
5 как дети взаимодействуют между собой, используют всевозможные
жизненные навыки, интуицию.
По результатам личных наблюдений, можно сделать вывод о том, что
квест – это новая воспитательная форма, помогающая активнее осуществлять
процесс воспитания и образования детей старшего школьного возраста, т.к. в
нем присутствует динамичность процесса, учет интересов ребят, а также
непринужденное коллективное взаимодействие, которое образуется путем
инстинктивного включения в процесс.
Список использованной литературы
форм
Разнообразие
1. Воронков
В.
воспитательной
работы // В. Воронков // Классному руководителю. –
2001. № 1. – С. 2124.
2. Лечкина Т.О. Технология «квестпроект» как инновационная форма
воспитания // Т. О. Лечкина // Наука и образование: новое время.
2015. – № 1 (6). – С. 1214.
3. Масин Е. А., Скулачев А. А. Как создавать образовательный квест //
Е. А. Масин, А. А. Скулачев // Народное образование. – 2015. № 1.
– С. 15 – 21.
6
Образовательный квест в ДОЛ
Образовательный квест в ДОЛ
Образовательный квест в ДОЛ
Образовательный квест в ДОЛ
Образовательный квест в ДОЛ
Образовательный квест в ДОЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.