Образовательный проект

  • Научные работы
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Иконка файла материала Образовательный проект.docx
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии                                                                                               Выполнила :Мирошниченко М.С.                                                                                                         учитель биологии Катав-ИвановскПостановка проблемы Современная   школа   живет   и   развивается   в   динамично   изменяющемся   мире,   который предъявляет   к   ней   все   возрастающие   требования.   Одним   из   важнейших   критериев педагогического   мастерства   считается   результативность   работы   учителя,   которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету? У   Сухомлинского   В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность­ это безделье за партой, безделье   6   часов   ежедневно,   безделье   месяцы   и   годы.   Это  развращает,   морально   калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний.   Он   может   свободно   получить   их   из   других   доступных   источников   (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство учащихся из социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в   возможности продолжения учебы   в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся проявляют   интеллектуальную   пассивность.   При   сложившихся   обстоятельствах   возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?  Причины появления проблемы   трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;  не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей  профессии;  слабая поддержка семьи. Актуальность  проекта Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что  процесс обучения проходит эффективнее,   если   ученик   проявляет   познавательную   активность.   Проблема   развития познавательной активности  является актуальной, так как данное  качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Чем   больше   познавательный   интерес   ребенка,   тем   больше   информации   проходит   через него.Стремительно   изменяющаяся   социальная,   экономическая   и   политическая   ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью   быстро   реагировать   и   адаптироваться   к   новым   условиям.     Развитие познавательной   активности   является   средством   достижения  более   глобальной   цели   ­ развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению. Объект проекта:повышение познавательной активности школьников на уроках биологии и во внеурочное время.Предмет исследования: процесс развития познавательной активности  учащихся на уроках  биологии и внеурочное время через применение различных форм и методов обучения,   мотивирующих познавательную активность учащихся. Поэтому стратегической целью представленного проекта являетсяповышение качества  обучения биологии путем применения  современных педагогических технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи проекта:  Изучить методологию проблемы.  Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.  Рассмотреть   методы   активизации   познавательной   деятельности   учащихся   в   в современном образовании.  Оценить эффективность применения различных технологий и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам.  Проанализировать как различные  формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.   Сделать   выводы   по   проведенным   исследованиям   о   целесообразности   использования интерактивных   форм   и   методов   с   целью   активизации   познавательной   деятельности обучающихся.     Гипотеза  исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках  биологии  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся через деятельностный  подход при использовании различных форм  и методов обучения. Ресурсное обеспечение  для реализации проекта: Материально­технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием Информационные:  комплекты   дидактических   материалов   (учебники,   таблицы, раздаточный   материал);   электронные   пособия   по   биологии,   обучающие   компьютерные презентации.  Собрать материал  по  технологиям,  развивающих   познавательный  интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности. Этапы проекта:  Первый   этап  ­  подготовительный  (июль­август   2013г.)   –   информационно­аналитическая деятельность,   теоретическое   осмысление   проблемы,   определение   наиболее   значимых теоретических положений, определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта. Второй этап  – реализация проекта (сентябрь 2013г.­ март 2014г.) ­ практическая организация работы по повышению познавательной активности   учащихся на уроках биологии и внеурочное время. Работа по плану реализации проекта.Третий этап – итоги проекта (апрель­май 2014г.) ­ уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов на методическом объединении школы.План реализации проекта Этапы Задачи  Обработать теоретические  материалы  по теме проекта. Определить  цели и задач для себя лично, и для проекта. Составить план реализации проекта Представить проект на МО школы. Провести анкетирование на уровень познавательной  деятельности  на уроках биологии у учащихся. Использовать различные методы и формы, повышающие  познавательную деятельность на уроках биологии. Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня. Ежемесячное проведение стендовых викторин Участвовать во Всероссийских конкурсах «Человек и  природа», «Молодежном биологическом чемпионате» и т.п.. Провести  конференцию исследовательских работ в области  биологии Участвовать  в районной научно­практической конференции  школьников «Шаг в будущее». Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы» в о т о г д о П й ы н ь л е т и я и ц а з и л а е Р а т к е о р п   й ы в о г о т И Сроки  Июль  Август  Август Август  Индикаторы достижения  результата Наличие  проекта в печатном виде.  Наличие плана реализации проекта. Форма представления  результата Папка проекта, таблица   плана. Представленный проект на МО. Доклад. Сентябрь  Проведение анкет. (Приложение 1). Диаграмма. Октябрь­ март  Октябрь­ ноябрь Октябрь­ март Октябрь­ март март Март  Проведение уроков с применением  различных современных  технологий Участие в олимпиадах.  Участие в общешкольных  мероприятиях. Участие в конкурсах. Проведение конференции  исследовательских работ в области биологии. Участие в конференции. Апрель  Выступление на МО Папка разработок уроков  с приложение  электронного варианта. Приказы по итогам  олимпиад.  Таблица с ответами  учащихся. Приказы по итогам  конкурсов. Папка исследовательских  работ учащихся. Приказ  по итогам  конференции. Аналитические  материалы по итогам  работы Диаграмма. Повторно провести анкетирование на уровень мотивации  к  биологии  у учащихся. Апрель  Проведение анкет.Провести   анализ  проделанной работы. Представить результаты на МО школы. Апрель  Май  Наличие  анализа работы по  проекту Представленные результаты на  МО. Анализ в печатном виде. Доклад.Конечный продукт:  1. Повышение познавательной деятельности   у учащихся. 2. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность 3. Наличие исследовательских работ учащихся. 4. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии. 5. устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии; Критерии оценки эффективности реализации проекта: 1. Увеличилась мотивация к обучению у 50 % обучающихся. 2. Повысилось количество учащихся в  конкурсах различного уровня. 3. Увеличилось оснащение учителя методической литературой. Прогноз     возможных трудностей  и их коррекция:  Ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не   позволит   ему   успешно   проявить   оригинальность   мышления,   творческое   и осмысленное   отношение   к   приобретению   знаний   и   умений.   Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.  Наличие   в   сети   Интернет   и   на   электронных   носителях   некачественной, недостоверной   информации.   Коррекция:   развитие   у   обучающихся   критического отношения к получаемой информации.   Требуется   большее   количество   времени,   чем   при   «традиционном»   изложении материала учителем.  Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности. Список литературы:  1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. ­ 2006. ­ №2. ­ с. 34­36 2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка  уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 3.  Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для  учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 4.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.:  Просвещение, 1983. – 96 с. 5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые   педагогические и  информационные технологии в системе образования. ­ М., 2001 6.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности” // Открыт.школа. – 1998. 7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. 8. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. ­ М.: АПН  РСФСР, 1961. ­ 93 с.

Посмотрите также