Естественным и раскрепощенным изобразил художник своего сына. Художник писал лицо Арсения с особым воодушевлением. В этом портрете нам открывается мир детских мечтаний, живая и доверчивая душа ребёнка. Образ сына подкупает искренностью и чистотой эмоций.
Василий Андреевич Тропинин «Портрет Арсения Тропинина» 1818 г.
Голова мальчика освещена трепещущими золотыми лучами. Недавно он резвился и забавлялся – об этом свидетельствуют слегка растрепанный воротник рубашонки и взлохмаченные кудри. Но теперь, заставленный позировать отцу, Арсений задумчив и серьезен. Лицо ребенка изящное, нежное и благородное. Поэтический облик мальчика в теплых коричневатых оттенках легко врезается в память. Эта работа была признана одной из лучших в русской живописи, и «Портрет сына» поныне восхищает необыкновенной душевной теплотой.
Василий Андреевич Тропинин «Портрет Арсения Тропинина» 1818 г.
Светлый, нежный, чистый и беззащитный образ девочки тонко передан в этом портрете, который был написан в Италии с ребенка по имени Мариучча.
Мариучча сидит, с непринужденным изяществом облокотившись на стол, будто случайно обратив заинтересованный взгляд на зрителя.
Орест Адамович Кипренский«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» 1819 г.
На темно-русых, небрежно убранных волосах алеет венок из мака, а в пухлой ручке малышка держит цветок гвоздики. Самым тщательным образом выписано лицо Мариуччи – с легким румянцем, живое, эмоционально выразительное, с глубокими и внимательными глазами.
Орест Адамович Кипренский«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» 1819 г.
Художник изобразил неказистые, но такие родные крестьянские домишки с покосившимися оградами. Вдоль берега реки идет крестьянин. На переднем плане справа нарисован спящий мальчишка-пастушок, давший название всей картине. Он оперся на ствол березы. Поза ребенка полна покоя и расслабленности, вытянутая вперед нога как бы уравновешивает композицию картины.
Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок» 1823-1826 г.г.
Выражение лица пастушка также спокойно и безмятежно, правая рука во сне повернулась ладонью вверх. Мальчик одет в обычную для крестьян домотканую одежду. Выдает происхождение героя и лапти, а также прическа. Картина наполнена светом, она удивительно нежная и лиричная, несмотря на обыденность сюжета.
Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок» 1823-1826 г.г.
Молодая дама на прекрасном коне и встречающая её маленькая девочка. Счастливая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу – и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев,
Карл Павлович Брюллов «Всадница» 1832 г.
волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей. В картине переданы идеальные образы: возвышенные, безмятежные, благовоспитанные, мир предстает нарядным, жизнерадостным. Это мир счастья, красоты и гармонии.
Карл Павлович Брюллов «Всадница» 1832 г.
Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их ветхую одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок. Эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах.
Перов Василий Григорьевич «Тройка» 1866 г.
В.Г.Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Но здесь он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.
Удачно использует здесь Перов противопоставление персонажей: весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром на фоне изможденных детей, подчеркивает основную мысль произведения. Работа стала мощным и громким обличением, протестом против использования детского труда, безжалостного отношения к детям.
Перов Василий Григорьевич «Тройка» 1866 г.
В.Е.Маковский лаконично изображает грустную сцену свидания матери-крестьянки с отданным в обучение ремеслу сыном. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к ремесленнику.
Владимир Егорович Маковский «Свидание» 1883 г.
Мальчику на картине на вид лет тринадцать, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись — наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго отлучиться. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку.
Владимир Егорович Маковский «Свидание» 1883 г.
Свидание происходит в холодных сенях. В картине «Свидание» В. Е. Маковский не просто мастерски изображает нелегкую жизнь простых людей, но и заставляет зрителей сопереживать их горю и страданиям.
В этом произведении просто, и в то же время, содержательно раскрывается несчастная судьба детей бедняков, безысходность их положения.
Владимир Егорович Маковский «Свидание» 1883 г.
На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Автор, выбрав столь простой и незамысловатый сюжет, подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами, исполненными тепла и добродушия, быть преступниками? Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе.
Николай Александрович Ярошенко «Всюду жизнь».1888 г.
Неслучайно центральная группа персонажей напоминает Святое семейство, в ней можно угадать евангельских персонажей: Мадонну с младенцем, трех волхвов с дарами в виде хлебных крошек и символическое обозначение Бога-Отца - голуби. Ярошенко словно остановил мгновение горькой жизни простого, но угнетаемого народа, заточенного в грязный, обшарпанный зеленый вагон, где темно и сыро. Всюду жизнь, она везде, она брезжит в другом окне вагона, через которое льется свет летнего дня, но ее лишены эти бедные простые люди, попавшие за решетку.
Николай Александрович Ярошенко «Всюду жизнь» 1888 г.
На картине изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. Школьники решают интересный и сложный пример. Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.
Николай Петрович Богданов-Бельский «Устный счёт» 1895 г.
Рядом стоит учитель, прототипом которого является сам Рачинский – знаменитый ботаник и математик. На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ. Дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.
Николай Петрович Богданов-Бельский «Устный счёт» 1895 г.
«Государственная Третьяковская галерея». Том 6. Издательство М.: «Директ-Медиа», 2011
«Государственный Эрмитаж. Часть 1». Издательство М.: «Директ-Медиа», 2011
«Государственный Эрмитаж. Часть 2». Издательство М.: «Директ-Медиа», 2011
Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов и др. М.: Издательство «Белый город». 2001.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Краткий словарь художественных терминов – Обнинск: Титул, 2000. – с. 57-58.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2000. – с. 10.
Интернет-ресурсы
Детские образы в русской живописи. http://webstarco.narod.ru/
Мир детства. Русская живопись XIX – нач. XX века. http://afisha.open.by/exhibition/8770
Образы детей в живописи русских художников 19 века. http://anastgal.diary.ru/p99882077.htm
Образ ребенка в изобразительном искусстве. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00021600_0.html
Образ ребенка в изобразительном искусстве. http://www.ynpress.ru/child-art/
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.