Виктор Михайлович Васнецов, родившийся 15 мая 1848 года известен всей России. Его картины знакомы каждому с детства. Он был членом Товарищества передвижных выставок, вместе с В.Д. Поленовым и М.В. Нестеровым входил в Абрамцевский кружок художников. Известность принесло ему обращение к фольклорно-сказочным и былинным сюжетам и сюжетам из допетровской истории. Они же и сделали его по сей день одним из самых известных художников .
Виктор Михайлович Васнецов
Работа находится в собрании Радищевского музея и относится к более раннему периоду творчества художника. Она написана в ярко выраженных традициях бытового жанра передвижничества.
Сюжет картины – восприятие известия о взятии турецкой крепости Карса в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. (Другие названия картины: «Победа, «После битвы», «Карс взят!», «Вывешивание флагов»). Действие разворачивается на улице, около трактира
«Известие о взятии Карса» 1878 года
Это картина - пожалуй, лучшая в ряду жанровых полотен Васнецова, принесших ему известность в первой половине 1870-х годов.. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира "униженных и оскорбленных".
С квартиры на квартиру (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности - вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за "пущенные в лотерею" картины "Молочница" и "Жница". В Академии жанровая живопись для него стала свое образной отдушиной - создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему "мертвыми".
Книжная лавочка (1876)
"Аленушка" - любимейшее произведение Васнецова. Он начал писать эту картину на сюжет русской сказки под Абрамцевом. Завершая работу над ней зимой в Москве, художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых, где упоенно слушал Баха, Моцарта, Бетховена, - быть может, именно поэтому само полотно вышло из-под его кисти столь музыкальным. "Картина как будто давно жила в моей голове, -рассказывал Васнецов, - но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".
Алёнушка (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина Васнецова – по–настоящему народный шедевр. Он работал над полотном почти тридцать лет – первый набросок датируется 1871 годом.
Художник признался: “Богатыри“ были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…”
“Богатыри“ 1881 – 1898 годы.
У этой работы, созданной по мотивам былины "Илья Муромец и разбойники", - долгая история. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году;
Витязь на распутье (1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богатырская тема - важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к "богатырским" образам, называли "истинным богатырем национальной живописи«. В своих "богатырских" работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда.
Бой скифов со славянами (1881)
Отличительная особенность васнецовского художественного метода - кропотливая подготовительная работа при создании каждой картины. Именно поэтому работа над полотнами растягивалась на годы, даже на десятилетия. Художник не уставал искать единственно верное композиционное решение, точный колорит, нужные размеры.
Этюд к картине «Иван Васильевич Грозный» 1884 год.
Архитектура, наряду с дизайном, рано увлекла Васнецова - во многом это было связано с его участием в Абрамцевском художественном кружке, стремившемся к созданию современного синтетического искусства. По проекту Васнецова была построена Церковь Спаса Нерукотворного в средневековых новгородско-псковских традициях.
Церковь Спаса Нерукотворного
Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил здесь с семьей с 1894 по 1926 год. Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества.
Дом-музей В.М.Васнецова
Васнецов в своём творчестве последовательно прошёл несколько этапов. Это была вполне логическая эволюция – художник пытался построить большой стиль, органически вырастающий из духа народной жизни. Васнецова с полным правом можно называть народным художником, его картины знает каждый, и столь широкая популярность даже делает некоторые из них достоянием масс – культуры, как бы выводя за границы истинной живописи.
Источники информации:
Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.-32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).
Иллюстрации:
"Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная» - http://blog.kp.ru/users/dervish52/post131780973/
«Виктор Михайлович Васнецов» - http://efimovdv.ucoz.ru/news/viktor_vasnecov/2010-05-18-46
«Бой скифов со славянами» - http://dreamworlds.ru/tvorchestvo/1649-v.m.-vasnecov-biografija-i-tvorchestvo.html
«Баян» - http://www.artprojekt.ru/Gallery/Vasnetsov/Vas10.html
«Богатыри» - http://www.israelonline.ru/mainpage/милиция-картины-васнецова-похитил-с.html
«Книжная лавочка» - http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/288-kartiny-vasnecova.html
«Аленушка» - http://http.uer.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/index.html
«Дом-музей В.М.Васнецова» - http://picasso.do.am/
«Известие о взятии Карса» - http://sch-485.narod.ru/izo/petrov/rusgenre/photo20.htm
«Кощей Бессмертный» http://www.mifograd.ru/slavyane.html
«Витязь на распутье» - http://fotki.yandex.ru/users/olindigo/view/352879/
«Богоматерь с Младенцем» - http://blogs.mail.ru/mail/skljarenko_olga/4842073cb5029c2.html
«После побоища Игоря Святославича с половцами»- http://www.vasnecov.ru/gallery_painting/
«С квартиры на квартиру» - http://www.vasnecov.ru/gallery_painting/
«Богатырский скок» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Радость праведных о Господе» (Преддверие рая) - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Нестор-летописец» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Кощей Бессмертный» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Спящая царевна » - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Иван-Царевич на Сером Волке» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Царевна – Несмеяна» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
Этюд к картине «Иван Васильевич Грозный» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
«Царь Иван Васильевич Грозный» - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
Церковь Спаса Нерукотворного, Фасад московской Третьяковской галереи, выполненный по эскизам В. Васнецова, Первоначальный эскиз, датируемый 1900 годом, еще одно известное архитектурное детище художника - его московский дом - http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas22.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.