Н. А. Огулин.
Образы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского в произведениях русских художников.
Ключевые слова: житие, Куликовская битва, благословение, живопись, художники, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской.
… Проходит время. Годы, десятилетия, века… Каждый период времени имеет свой неповторимый образ, и чем больше расстояние, отделяющее нас от того или иного события, тем труднее представить его характерные, лишь ему присущие черты. Например, как одевались Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, каковы были их привычки, какие события их волновали? Тут не обойдёшься одним воображением – необходимы реалии данной эпохи, отражающие облик русской действительности времён Куликовской битвы.
Образы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского в произведениях русских художников.
Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной Жизни
О нашей молится
Отчизне.
Угодника нетленно тело – Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу.
Р.Запесоцкая.
Русская история слагалась не только из подвигов героев и деяний государственных деятелей. В жизни русского народа, в его судьбах, играли огромную роль и внешне скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли людей, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы, отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, и оставили о себе память – прочнее памяти о многих героях, витязях и богатырях. И такие люди, как Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, по своей кончине стали предметом благоговейного почитания всего русского народа, от царя до последнего простолюдина.
Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были бы настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но и всей России.
Игумен земли Русской — так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано много книг. Но сегодня мне хотелось бы обратиться к одному из эпизодов жития Преподобного, к его отношениям с Дмитрием Донским в канун Куликовской битвы, впоследствии так часто изображаемых на полотнах русских художников. Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись не только иконописцы, но и светские художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого.
По словам своих современников, отец Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Великого князя Дмитрия Донского. Отправляясь на эту битву, Дмитрий Донской в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти. И отпустил в поход с князем двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Летописцы и историки об этом событии рассказывают нам следующее. Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице - Сергиевского монастыря.
Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним — Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними — резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком - Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги.
Дмитрий Донской (1350 – 1389 гг.).
Исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Его сподвижниками во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иванович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро - монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй — пехота.
С. А. Кириллов. «Куликово поле». 1995
Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо - татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро - монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.
Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других славянских народов с татаро - монгольским игом. Хотя она и не привела к ликвидации монголо - татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.
Художник А. Н. Новоскольцев «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»
Икона Преподобные Александр Пересвет и Родион Ослябя.
Память схимонахов – воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби церковью празднуется во второе воскресенье после праздника святой Троицы 7 (20) июня.
В. М. Васнецов.
«Поединок
Пересвета с Челубеем»
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену.
Образ Куликовской битвы
остается неполным без легенды - истории о встрече Дмитрия Донского с Сергием
Радонежским и полученном им благословении на ратный подвиг. Не утихают споры о
том, была ли эта встреча именно перед этой битвой, да и была ли вообще… Из нее
же, кстати, произрастает и легенда о Пересвете и Ослябе.
Но для древнерусского книжника это событие было реальностью. И вот что писал в «Житии
преподобного Сергия» его ученик и первый «биограф» Епифаний
Премудрый:
Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра лицевого
«ЖитияСергияРадонежского».XVIв.
«Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай
собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были
все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли
державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к
святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет
ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж
добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом
от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует
тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде.
Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое
отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил:
"Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой
Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и
быстро отправился в путь. Собрав всех воинов своих,
выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма
многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены
были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с
посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело
вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет
тебе Бог". Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания
великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь:
"Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с
противниками святого твоего имени". Так началось сражение, и многие пали,
но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и
полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом
гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь
долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к
Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в
монастырь дал». Как мы видим, описания летописцев и древних историков не
расходятся с описанием этого же события, изложенным в житии Преподобного.
Благодарные потомки нарекли Сергия Радонежского «воспитателем русского народного
духа». Хотя великий старец и не оставил будущим поколениям русских людей своих
писаний и поучений, но таким поучением стала вся его жизнь.
И конечно же благословение князя Дмитрия Святым Сергием не могло не найти
отражения в произведениях русских живописцев, дело, начатое ими
ранее, продолжается и сейчас.
Проходит время. Годы, десятилетия, века… Каждый период времени имеет свой неповторимый образ, и чем больше расстояние, отделяющее нас от того или иного события, тем труднее представить его характерные, лишь ему присущие черты. Например, как одевались Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, каковы были их привычки, какие события их волновали? Тут не обойдёшься одним воображением – необходимы реалии данной эпохи, отражающие облик русской действительности времён Куликовской битвы. Картины, рисунки, иконы, которые воспроизведены в моей работе, позволяют нам стать как бы свидетелями этого исторического события. Один и тот же сюжет благословения варьировался живописцами множество раз, и если судить об их некоторых полотнах с исторической точки зрения, то их картины не выдерживают никакой критики. И пускай их полотна не совсем выдержаны в духе исторической достоверности для нас ценность изображённого в другом – в отношении художников к этому историческому событию, в чувстве гордости за своих соотечественников, которое позволило авторам нарушить все живописные каноны, отступить от исторической документальности, но передать тот неповторимый дух и колорит той эпохи. Художники пытались создать картины передававшие внешний облик и богатый внутренний мир Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Порой эти портреты имели весьма приблизительное сходство с обликом наших героев, но именно эти портреты покоряют наше воображение, мы ценим в них не столько документальную точность, а прямое свидетельство о прошедшем.
К моему собственному удивлению, особый интерес к этому сюжету проявляют и современные художники. Предлагаю вашему вниманию вот такую небольшую подборку репродукций из их художественных произведений с небольшими моими комментариями.
Автор: Иванов Ю. Дмитрий Иванович Донской Сергий Радонежский
Преподобный Сергий поручает иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю Великому князю.
Митрополит Московский Платон в 1794 году устроил два каменных надгробия, написав: “В надежде воскресения, здесь преданы земле телеса блаженных иноков Александра Пересвета и Родиона Осляби, которые в 1380 году… положили за отечество живот свой…”
Сим крестом благословил преподобный Сергий князя Дмитрия на поганого царя Мамая.
В 1888 году среди старинных реликвий был найден деревянный крест в позолоченном серебряном окладе. На окладе надпись: "Сим крестом благословил Преподобный Игумен Сергий Князя Дмитрия на погана царя Мамая и река: сим побеждай врага. В лето 1380 августа 27 дня".
В настоящее время эта святыня выглядит так.
Горельеф с Храма Христа Спасителя "Дмитрий Донской у Сергия Радонежского"
Велик подвиг, свершенный Дмитрием Ивановичем Донским и его воинами на Поле Куликовом.
Автор знаменитого «Военного совета в Филях» живописец Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской…
А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву
Преподобный Сергий Радонежский вселял в русских воинов надежду на то, что в данном случае действительно придет помощь Божия. Как молитвенник, находясь в стороне от гущи событий и светской жизни, он, конечно же, обнимал духом своим и проникал во все. Значимость духовного подвига преподобного Сергия Радонежского очень велика. Именно он вселил в сердце Дмитрия Донского уверенность в победе.
«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом — воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный — Крест Христов — в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде…
Тот же сюжет у современного нам автора — священника Сергия Симакова.
На картине Сергия Симакова «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» — Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов - богатырей Александра - Пересвета и Андрея -Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков — монашеские ризы и твердая вера в Бога.
Автор: Глазунов И. Дмитрий Иванович Донской и Сергий Радонежский
Прожив всего неполных четыре десятка лет, Дмитрий Донской сделал многое для Руси начиная с юного возраста и до конца дней своих, Дмитрий Донской был непрерывно в заботах, походах и хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой, и с Литвой, и с русскими соперниками за власть, политическое первенство. Улаживал князь и церковные дела. Дмитрий получал благословение игумена Сергия Радонежского, неизменной поддержкой которого он всегда пользовался.
А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг
Заметную роль, причём не только в церковных, но и в политических делах играли церковные пастыри. Троицкого игумена Сергия Радонежского необычайно уважали в народе. В Троице - сергиевом монастыре, который был основан Сергием Радонежским, культивировались строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом и для других обителей. Сергий Радонежский звал людей к внутреннему совершенствованию, житью по Евангелию. Он укрощал распри, примирял князей, которые соглашались подчиниться великому князю московскому.
В. А. Челышев. Благославение Сергия Радонежского Дмитрию Донскому
Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Успех русского оружия разрушил прежнее убеждение в непобедимости Золотой Орды, увеличил число сторонников объединительного процесса и "сообщил московскому князю значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами" (В.О. Ключевский).
В. Соковинин. Благославление преподобным Сергием Радонежским Великого князя Дмитрия Донского на брань
С Куликова поля восстала из пепла новая Русь, вновь мир услышал пусть еще неокрепший русский голос. И хотя окрепнет он еще через 100 лет, но окрепнет так, что уже не будет уничтожен никогда.
И. Сушенок. Не уступим земли Русской Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского. Холст. Масло 2001
От мистики до политики огромный шаг, но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свое духовное благо для братьев своих, для русской земли. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя. В сознании московских людей он занял место рядом с Борисом и Глебом, национальными заступниками Руси.
М. Самсонов. Благословение
Историческое значение Куликовской битвы было огромным. Основные силы Золотой Орды были разгромлены. В сознании русских людей укрепилась мысль, что объединенными силами можно одолеть Орду. Победа над Мамаем укрепила авторитет Москвы, как центра объединения разрозненных русских княжеств. Князь Дмитрий Иванович получил от потомков почётное прозвище Донской и оказался в роли общерусского князя. Необычно возрос его авторитет. Во всех русских землях усилились воинственные анти - татарские настроения.
П. Рыженко. Прп. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву
Кисти живописца Павла Рыженко принадлежит цикл картин, посвящённый Куликовской Битве. Здесь находим мы удивительный образ Преподобного Сергия Радонежского, благословляющего русское воинство во главе с князем Дмитрием Донским на бой с мамаевым полчищем. Святой старец положил руку на плечо склонившегося перед ним князя, за которым толпится его дружина. Другой рукой, сухою и жилистой, Преподобный опёрся на меч. Светлый лик его, обрамлённый снежно-белою бородой, обращён к нам, а взор выцветших старческих глаз устремлён куда-то ввысь, быть может, в те горние пространства, невидимые глазу простого смертного, откуда сам Господь благословляет русское воинство на святое дело… И, внимая гласу Духа Святого, напутствует святой Сергий князя Дмитрия.
Пересвет
В помощь русскому воинству отправляются из Лавры два монаха богатыря Пересвет и Ослябя. Образ Пересвета художник запечатлел на двух своих картинах. На первой суровый и могучий монах ещё только собирается на рать. Среди леса он словно замер на мгновение. Возле белой, такой родной берёзы привязал он своего коня, а сам, поставив котомку на золотистый ковёр – дар поздней осени, приклонил колена.
Держа копьё наперевес Пересвет погрузился в себя. Может быть, монах молится перед битвой и просит у Бога помощи и благословения. А, может, вслушивается в последний раз в тишину леса и любуется стройной зелёной ёлочкой, едва – едва поднявшейся из – под земли… Прощается с нею.
Победа
На другой картине богатырь Пересвет на могучем, жаром пыщущем коне, мчится в бой. Лицо Пересвета сосредоточено. Богатырский конь летит по высокой траве, разрезая грудью волны её. Вот – вот сойдётся смиренный инок, ставший воином, чтобы отстоять Родину с пришедшим на землю его врагом, сшибутся они грудью с грудью, и начнётся великая битва. Битва между светом и тьмой. Между Добром и Злом. Битва за Россию! Великая и святая. И будет повержен богатырь Пересвет, но и враг его будет сражён и не станет более ругаться над Землёю Русскою. Именно такие герои и молитвенники, воины и праведники, как Святой Сергий, Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя созидали нашу Русь! И об этом надлежит помнить нам. И к этому призывают нас картины Павла Рыженко.
Ю. Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
Куликовская битва не решила исход ордынского ига на Руси. Но она стала грандиозной духовной вехой в жизни всего русского народа. Вековой враг понес первое крупное поражение. Русская Православная церковь в 1988 причислила вел. кн. Димитрия Донского к Лику Святых.
Ю. Ракша Благословление Дмитрия Сергием Радонежским
Преподобный Сергий Радонежский – одна из самых замечательных личностей нашего далёкого прошлого, праведник, к гробнице которого ежегодно стекаются миллионы русских людей, чтобы подкрепить себя молитвою, найти утешение в горе.
Благословение преподобным Сергием Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись Серапионовой палаты. Соколова М.Н.
Заметьте, Преподобный Сергей Радонежский благословил князя Дмитрия на битву! Не призвал к смирению и молитве, а благословил на битву. Потому что шла речь о защите государства Русского.
Игорь Машков. Паломничество св. князя Дмитрия Донского в Свято – Троицкую обитель к прп. Сергию после Куликовской битвы.
Там спасли они Отечество от многолетнего иноземного ига. Там спасли они людей русских от ига оцепенения. Ныне эта победа воспринимается как никогда обостренно у нас на Родине, ибо пришла она через сверхнапряжение, через всеобщее единение, через возрождение, через непреклонность и мужество князя Дмитрия, через высокую любовь к Отечеству воинов русских, через Слово вдохновенное кроткого, добронравного и неуступчивого в Вере Сергия Радонежского.
Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Благословение кн. Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву.
Характерно, что перед битвой Сергий освятил меч Дмитрия Ивановича и благословил на участие в бою иноков Ослябю и Пересвета. В русском православии взяться за оружие не было грехом, когда речь шла о защите святынь, о выполнении нравственного долга. Христианство на Руси не осознавалось только как смирение: еще в Евангелии от Луки сказано устами Иисуса Христа: «Продай одежды свои и купи меч».
Максим Фаюстов. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Ивановича на битву.
Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. На поле Куликовом сошлось около 200 тысяч воинов. Было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.
Литература
1. Афремов И.Ф. Куликовская битва, с реставрированным планом Куликовской битвы в 8 день сентября 1380 г. — М„ 1848.
2. Военная энциклопедия. — СПб., Изд. И.Д. Сытина, 1914. — Т. 14. — С. 377-382.
3. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия.
М., 1995. С. 256-263.
4. Куликовская битва. — Альбом. — М., 1995.
5. 5.Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.