Общая памятка работы с детьми с нарушением слуха

  • docx
  • 15.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Общая памятка работы с детьми с нарушением слуха.docx

ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Памятка педагогу дополнительного образования

 

Нарушение слуха – полное или частичное снижение способности человека обнаруживать и понимать, различать звуки.

 

Группы детей с нарушениями слуха:

Ø  Неслышащие (глухие) дети – дети с полным отсутствием слуха.

Ø  Слабослышащие дети – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

У детей с нарушением слуха доминирует зрительное восприятие, поэтому процесс запоминания строится на зрительных образах. Речь – средство взаимосвязи людей с окружающим миром, поэтому у детей с нарушением слуха появляются нарушения в речевом развитии. Способы восприятия речи детьми с нарушением слуха:

Ø  Слуховой способ – ребенок слушает, не глядя на собеседника – у него незначительные нарушения слуха.

Ø  Зрительный способ – такой способ используют дети, которые по артикуляции собеседника частично понимают речь.

Общая проблема таких детей – быстрый темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять какие-либо действия.

Ø  Посадите ребенка за первую парту (или в первый ряд ближе к себе).

Ø  Четко задавайте вопросы, обращаясь к ребенку, но ни в коем случае не кричите.

Ø  Старайтесь делать небольшие паузы после объяснения материала, чтобы ребенок мог понять воспринятое.

Ø  Повторите основные положения 2-3 раза.

Ø  Как можно шире используйте иллюстративный материал.

Ø  Не задавайте вопросы «Понял?», «Понятно?» Не верьте односложным ответам «Да» или «Нет», важно понять, что скрывается за этими ответами.

Ø  Всегда располагайтесь лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить что-то, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребенка с нарушениями слуха, дождаться, чтобы он на Вас посмотрел.

Ø  Всегда сами смотрите в лицо ребенку при разговоре с ним, не только когда говорите сами, но и слушая его. Повторяйте его слова, особенно если он задает вопрос.

Ø  Разрешайте ребенку оборачиваться, чтобы он мог видеть лицо говорящего человека.

Ø  Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов.

Ø  Когда говорите, старайтесь не кивать головой, не жестикулировать, не поворачиваться к ребенку спиной.

Ø  Ваша реакция на какую-либо реплику со стороны должна быть понятна или немедленно объяснена глухому человеку.

Ø  Будьте доброжелательны, не показывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием.

 

Дополнительная информация в сетях Интернет:

Страна глухих - http://www.deafworld.ru/

Информационный сайт - http://www.deafnet.ru/

Планет слуха - http://www.planeta-sluha.ru/