ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Памятка педагогу дополнительного образования
Нарушение слуха – полное или частичное снижение способности человека обнаруживать и понимать, различать звуки.
Группы детей с нарушениями слуха:
Ø Неслышащие (глухие) дети – дети с полным отсутствием слуха.
Ø Слабослышащие дети – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
У детей с нарушением слуха доминирует зрительное восприятие, поэтому процесс запоминания строится на зрительных образах. Речь – средство взаимосвязи людей с окружающим миром, поэтому у детей с нарушением слуха появляются нарушения в речевом развитии. Способы восприятия речи детьми с нарушением слуха:
Ø Слуховой способ – ребенок слушает, не глядя на собеседника – у него незначительные нарушения слуха.
Ø Зрительный способ – такой способ используют дети, которые по артикуляции собеседника частично понимают речь.
Общая проблема таких детей – быстрый темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять какие-либо действия.
Ø Посадите ребенка за первую парту (или в первый ряд ближе к себе).
Ø Четко задавайте вопросы, обращаясь к ребенку, но ни в коем случае не кричите.
Ø Старайтесь делать небольшие паузы после объяснения материала, чтобы ребенок мог понять воспринятое.
Ø Повторите основные положения 2-3 раза.
Ø Как можно шире используйте иллюстративный материал.
Ø Не задавайте вопросы «Понял?», «Понятно?» Не верьте односложным ответам «Да» или «Нет», важно понять, что скрывается за этими ответами.
Ø Всегда располагайтесь лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить что-то, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребенка с нарушениями слуха, дождаться, чтобы он на Вас посмотрел.
Ø Всегда сами смотрите в лицо ребенку при разговоре с ним, не только когда говорите сами, но и слушая его. Повторяйте его слова, особенно если он задает вопрос.
Ø Разрешайте ребенку оборачиваться, чтобы он мог видеть лицо говорящего человека.
Ø Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов.
Ø Когда говорите, старайтесь не кивать головой, не жестикулировать, не поворачиваться к ребенку спиной.
Ø Ваша реакция на какую-либо реплику со стороны должна быть понятна или немедленно объяснена глухому человеку.
Ø Будьте доброжелательны, не показывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием.
Дополнительная информация в сетях Интернет:
Страна глухих - http://www.deafworld.ru/
Информационный сайт - http://www.deafnet.ru/
Планет слуха - http://www.planeta-sluha.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.