ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 15.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.01.2022.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ

 

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

     Вопросы проблемно-модульной технологии обучения всегда были в поле зрения педагогической общественности, но особую роль и значимость в Российской Федерации они приобрели в последнее время с развитием образования в начале 90-х годов XX (20) столетия.

     С введением технологии проблемно-модульного обучения педагог перестал быть центральной фигурой в учебном процессе. Более того, в этих условиях педагог должен обладать очень высокой научной и профессиональной компетентностью, позволяющей ему отвечать на те сложные вопросы творческого плана, которые могут возникать у обучающихся при работе с проблемно-модульными учебно-познавательными курсами. В то же время такое самоутверждение может положительно отражаться на эмоциональном состоянии педагога. Работая в режиме технологии проблемно-модульного обучения, педагог может эффективнее использовать своё время: больше уделять внимания своему профессиональному совершенствованию, эмоциональному стимулированию, мотивации к практической направленности обучения, интересно и разносторонне контактируя с практическими работниками, формировать и развивать на этой основе индивидуально-личностные особенности учащихся.

     Важной чертой технологии проблемно-модульного обучения будет являться личностное взаимодействие обучающихся в педагогическом процессе. Учитель может стимулировать обучающихся к совместной работе по усвоению учебных материалов модуля, где они совместно анализируют сложные вопросы, проблемы, взаимно проверяя усвоенные знания. Для этого можно применять незаконченные модули, чтобы обучающийся сам выбрал очередные направления их решения, а в отдельных случаях возможно позволить обучающимся самостоятельно создавать отдельные части модулей, если они в процессе подготовки уже достигли такого уровня усвоения учебного материала, который позволяет им работать творчески самостоятельно.

     Принципы проблемно-модульного обучения опираются на общедидактические принципы и тесно взаимосвязаны с ними. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения обеспечивает:

                    обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в программе и проблемно-модульных курсах;

                      чёткую структуризацию содержания обучения, последовательное логическое изложение теоретического материала, сопровождение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

                      вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся, создание им условий для инди- видуального темпа усвоения по различным вариантам проблемно-модульного курса.

     В то же время технология проблемно-модульного обучения основывается на системе специфических принципов, коррелирующих с общедидактическими. Тщательный анализ исследований, а также самообобщение теоретического и практического опыта позволили сформулировать принципы технологии проблемно-модульного обучения и построить их систему. Разработка проблемно-модульных образовательных программ и курсов показала, что процесс их «концентрирования» даёт возможность «отсечь» всё лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только не способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Проблемно-модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объёму учебный материал и в необходимых пределах уплотнять его.

     Теория технологии проблемно-модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Таким образом, общее направление, цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:

1)                     проблемно-модульности;

2)                     структурирования содержания обучения;

3)                     динамичности;

4)                     метод деятельностного подхода;

5)                     действенности и оперативности;

6)                     гибкости;

7)                     осознанной перспективы;

8)                     разносторонности методического консультирования;

9)                     паритетности;

10)                    реализации обратной связи;

11)                    выделения из содержания обучения обособленных элементов.

     Рассмотрим более подробно принцип динамичности в педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение и насыщение содержания модулей в проблемно-модульном курсе с учётом динамики социально-экономического развития общества, его социального заказа и личности. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение как общенаучных, так и специальных знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность отдельных положений, в том числе и личности. В то же время инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями функционирования общества. Это объясняется тем, что образование пользуется проверенными, устоявшимися знаниями в науке и обществе. Инертность проявляется, прежде всего, в содержании обучения. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на качественную подготовку выпускников школ и специалистов.

     Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно, перерабатываться и обновляться. Одним из направлений выхода из сложившегося положения будет являться такое построение учебного материала, разделы переменной части которого можно было бы легко изменять, дополнять и развивать.

     Этому как раз и способствует принцип динамичности проблемно-модульного обучения, соблюдение которого требует выполнения определенных педагогических правил. Проблемно-модульный курс должен формироваться таким образом, чтобы содержание каждого элемента (позиции) модуля можно было бы легко из- менять или дополнять, они должны носить методологический характер:

                     конструируя, изменяя отдельные элементы (позиции) различных модулей в курсе, можно было бы создавать новые;

                     форма модуля позволяла бы легко заменять его элементы.

 

     Технология проблемно-модульного обучения создаёт надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и до 30 % экономит учебное время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигаются гибкость и мобильность в формировании знаний, умений и навыков учащихся, развивается их творческое и критическое мышление.

     Таким образом, принцип динамичности в педагогической технологии проблемно-модульного обучения является непременным атрибутом общенаучной подготовки учащихся. Проблемно-модульный подход связывает познание, преподавание и учение, дидактически адаптирует концепции знания с технологией применения модулей. На стадии закрепления и контроля проблемно-модульные учебно-познавательные курсы, дроблёные на позиции, позволяют избежать фрагментарности в усвоении и развитии знаний, умений, навыков учеников.

Список использованной литературы

1.                 Абрамова Н. Т. Ценность и управление. М.: Наука, 1974. 248 с.

2.                 Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002. 414 с.

3.                      Асмолов А. Г. Культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл, 2007. 526 с.

4.                 Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. 1. С. 19–54.

5.                      Андреев А. А. Введение в Интернет-образование. - М.: Логос, 2003. - 76 с.

6.                 Андреев В. И. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.

7.                        Арстранов М. Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М. Г. Гарунов, Ш. С. Хайдаров.- Алма-Ата: Мектеп,1979.-79 с.

8.                      Арендачук И. В. Психология профессионализма в научно-педагогической деятельности. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2006. 124 с.

9.                 Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

10.                     Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 160 с.

11.                      Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 80 с.

12.                      Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.

13.                      Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

14.                    Барабанщиков А. В. Проблемное обучение: итоги подведены проблемы остаются // Вестн. высш. шк. 1985. Вып. 11. С. 16–33.

15.                       Беспалько В. П. Основы теорий педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 204 с.

16.                     Беспалько В. П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Высш. шк., 1970. 300 с.

17.                    Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. 336 с.

18.                     Белинский В. Г. Собр. соч.: в 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 126.

19.                      Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Изв. АПН РСФСР. 1951. 36. С. 3–28.

20.                      Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Изд-во НОРИНТ, 2000. С. 1322.

21.                    Блохин Н. В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: материалы междунар. симпозиума. М.; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. Ч. 1.

22.                     Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

23.                     Бугаев А. И., Сорокин Н. Г., Сущенко С. С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике // Физика в школе. 1979. 6. С. 27–30.

24.                     Булаев В. А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школе США. М., 1982. 208 с.

25.                     Бургин М. С. Введение в современную точную методологию науки. М.: Аспект-Пресс, 1994. 304 с.

26.                       Васильева Т. В. Модули самообразования // Вестн. высш. шк. 1988.

6. С. 86–87.

27.                    Володин Б. В. Проблемные ситуационные задачи и задания тестового типа / Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989. 1 (9). 128 с.

28.                     Гальперин П. Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. 6. С. 58–59.

29.                    Гальперин П. Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе / П. Я. Гальперин, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1966. 39 с.

30.                     Гольдбек Р. А., Бригс Л. Д. Анализ влияния способов ответа и факторов обратной связи в программированном обучении // Программированное обучение за рубежом. М.: Высш. шк., 1968. 275 с.

31.                    Гареев В. М., Куликов С. И., Дудко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 1987. 8. С. 30–33.

32.                    Галочкин А. И. и др. Проблемно-модульная технология обучения путь к новому качеству образования // Квалиметрия человека и образование: сб. науч. тр. IV симпозиума. М.: Исслед. центр, 1995. 233 с.

33.                    Гареев В. М., Куликов С. И., Дудко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 1987. 8. С. 35–38.

34.                     Гессен С. И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 400 с.

35.                     Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

36.                      Гипецкий В. И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когнитологии. Л.: Наука, 1989. 144 с.

37.                    Годник С. М. Процессы преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. 200 с.

38.                      Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1981. 79 с.

39.                      Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239 с.

40.                     Долженко О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: метод. пособие / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. — М.: Высш. шк., 1990. 191 с.

41.                     Диалоговые системы. Современное состояние и перспективы развития / А. М. Довгялло, В. И. Брановицкий, К. П. Вершинин и др.; под ред. А. М. Довгялло. Киев: Наукова думка, 1987. 245 с.

42.                    Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1984. 184 с.

43.                      Закорюкин В. Б., Панченко В. М., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс: Изд-во ВГУ, 1983. С. 73–75.

44.                      Загвязинский В. И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе // Интенсификация учебного процесса. — Челябинск, 1982. С. 4–16.

45.                     Идиатулин В. С. Проблемно-модульный подход к организации и контролю самостоятельной работы студентов по физике // Межрегион. науч.-практ. конф. Ижевск: Изд-во ИГМИ, 1991. С. 177–178.

46.                    Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 496 с.

47.                     Каган В. М. Комплексный подход к обучению с применением конспект - схем / В. М. Каган, В. Я. Ламм. Иркутск: Изд-во Иркут. политех. ин-та, 1980. 117 с.

48.                     Каган В. М., Ламм В. Я. От схемы к знаниям. Иркутск: Вост.-Сиб. кн.

изд-во, 1981. 102 с.

49. Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 280–281.

49 а. Кант И. Критика чистого разума. Петроград, 1915. С. 64, 65.

50.                     Кара-Мурза С. С. Манипуляция сознанием. — Новосибирск: Издат. дом

«Историческое наследие Сибири», 2007. 176 с.

51.                     Ковалёв В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 193 с.

52.                     Коваленко Н. П. Модульная технология обучения студентов педагогического колледжа. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ito.edu.ru (от 18.02.2003).

53.                    Каменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.

54.                        Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / под ред. Л. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.

55.                     Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. 223 с.

56.                     Копнин П. В. Логические основы науки.- Киев: Наукова думка, 1988. - 283 с.

57.                    Кудрюмова И. А. О методических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. 1983. 3. С. 25–30.

58.                     Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. М.: Высш. шк., 1986. 377 с.

59.                     Лебедев О. Т. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе / О. Т. Лебедев, Ф. Е. Даркевич. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 209 с.

60.                     Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

61.                     Лернер А. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 181 с.

62.                    Лавреньев Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лавреньев, Н. Б. Лавреньева. — Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 1994. — 128 с.

63.                     Лавреньева Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 1998. 252 с.

64.                     Ленин В. И. Спорные вопросы // Полн. собр. соч. Т. 23. С. 65–90.

64 а. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.

65.                           Ленин В. И. Два приёма споров и борьбы // Полн. собр. соч. Т. 24. С. 166–168.

65а. Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. 782 с.

65б. Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и ошибках Троцкого и Бухарина // Полн. собр. соч. Т. 42.

66.                       Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 544; Т. 23. С. 25.

67.                        Марев И. Методологические основы дидактики. — М.: Педагогика, 1987. 224 с.

68.                      Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 368 с.

69.                      Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 4. 400 с.

70.                    Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 365 с.

71.                    Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. 551 с.

72.                      Модульная система обучения в сельскохозяйственных вузах / под ред. О. А. Органова, П. Ф. Кобрушко. М.: Высш. шк., 1990. 20 с.

73.                     Модульная образовательная технология как система качественной подготовки специалистов-гуманитариев // Мат. науч.-метод. конф. Новосибирск: Изд-во НГИ, 2009. 212 с.

74.                       Минский М. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия, 1979.- 150 с.

75.                      Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 113 с.

76.                     Новикова О. Н. Проблемно-модульная технология организации самостоятельной работы будущего переводчика в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2010. 27 с.

77.                      Организация модульного обучения: метод. рекомендации для учителей малокомплектных школ. — Барнаул: АКИПКПРО, 2000.

78.                      Петрова И. Н. Педагогические основы межпредметных связей. М.: Высш. шк., 1985. 97 с.

79.                     Павлов И. П. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

79 а. Павлов И. П. Полн. собр. трудов. М.; Л., 1936. Т. 2.

80.                     Принципы модульного обучения: метод. разработка для преподавателей / сост. О. Г. Проворова / Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-тa, 2006. - 32 с.

81.                     Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Вест. Сев.-Кавк. техн. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. 2003. № 2. С. 50–54; [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http//scince.nstu.ru/hs/09

82.                      Родина В. В. Опыт разработки модульно-блочной системы обучения // Сб. тр. науч.-метод. конф. Ставропол. госсельхоз. акад. - Ставрополь, 1995. С. 58.

83.                       Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. 416 с.

84.                     Рудницкая С. В. Модульное обучение как целостная система: материалы дис. канд. пед. наук. - СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1996. - 213 с.

85.                       Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 123 с.

86.                     Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. 504 с.

87.                    Сигов И. И. Проблемы разработки и конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля: науч.-методолог. — Л., 1974.

88.                       Силкина Н. В. Практико-ориентированное образование: корпоративная подготовка кадров: моногр. / Н. В. Силкина, Е. А. Соколков, Р. С. Силкин. Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. 200 с.

89.                    Соколков Е. А. Навыки по наследству // Экономика и образование сегодня. 2007. 12. С. 115–116.

90.                    Соколков Е. А. Дистанционная форма организации процесса обучения психологов / Е. А. Соколков, А. Г. Шибанов // Развивающая психология — основа гуманизации образования: материалы I Всерос. науч.-методол. конф. (19–21 марта 1988 г.) / под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корни. М.: РПО, 1998. Т. 2. С. 114.

91.                    Соколков Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. — Новосибирск, 2004.

92.                      Соколков Е. А. Философско-методологические проблемы формирования личности специалиста в высшей школе: моногр. / Е. А. Соколков, Т. А. Рубанцова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006.

93.                     Соколков Е. А. Психология познания: методология и методика преподавания: учеб. пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007.

94.                     Соколков Е. А. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании / Е. А. Соколков, Н. Е. Буланкина. М.: Университетская книга; Логос, 2007.

95.                     Соколков Е. А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в современном образовании / Е. А. Соколков, А. П. Кондратенко, Н. Е. Буланкина. М.: Университетская книга; Логос, 2009.

96.                     Соколков Е. А. Формирование единой естественно-научной и гуманитарной культуры у будущих специалистов // Гуманитарные науки и образование в Сибири: науч.-практ. журн. 2009. 3. С. 4–11.

97.                       Соколков Е. А. Профессиональное становление специалиста-гуманитария. М.: Университетская книга, Логос, 2009. 480 с.

98.                      Соколков Е. А. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления: моногр. / Е. А. Соколков, Н. Е. Буланкина. М.: Университетская книга; Логос, 2011. 232 с.

99.                    Соколков Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук. Новосибирск, 1999. 170 с.

100.                      Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе: практико- ориентированная моногр. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский; под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. 352 с.

101.                      Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во МГУ, 1980. 46 с.

102.                     Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. 96 с.

103.                      Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1979. 133 с.

104.                     Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.

105.                       Третьяков П. И. Технология обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский; под ред. И. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.

106.                       Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера // Высшее образование в России. 1999. 4. С. 119–125.

107.                     Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. 223 с.

108.                     Фролов П. Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 217 с.

109.                     Халютин В. А. Модульно-блочная система обучения // Сб. тр. науч.-метод. конф. Ставропол. госсельхоз. акад. — Ставрополь, 1995. № 58.

110.                     Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994. 5. С. 16–18.

111.                     Шамова Т. И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. 127 с.

112.                    Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

112 а. Шаталов В. Ф. Учиться победно // Огонек. 1981. 28. С. 12–14.

113.                     Шумакова В. Н. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США / под ред. К. Н. Цейкович. — М., 1995. — 44 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор информации НИИВО; вып. 4)

114.                    Шадриков В. Д. Философия образования и образовательной политики. - М., 1993.

115.                    Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М., 1996. 158 с.

116.                    Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 427 с.

117.                      Юцявичене П. А. Методы модульного обучения. Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. 55 с.

118.                      Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 271 с.

119.                    Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения // Сов. педагогика. 1990. 1. С. 55–60.

120.                     Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 126 с.

121.                    A Modular curriculum in computer science / UNESCO: IPIP. P.: UNESCO. 1980. 104 p.

122.                    Ваrras R. Study!.: A guide to effective study revision and examination techniques. L.; N. Y.: Chapman, 1984. 182 p.

123.                    Вlуth J. W. Teaching machines and human beings. Teaching machines and programmed learning. Ed. by A. A. Lumsdaine and R. Glaser, NEA, Washington, 1960.

124.                     Coulson J. E., Silberman H. F. Results of an initiae experiment in automated teaching. Teaching machines and programmed learning. Ed. by A. A. Lumsdaine and

R. Glaser. NEA, Washington, 1960.

125.                     Сurсh C. Modular Courses in British Higer Education // A Critical Assesment in Higher Education Bulletin. 1975. Vol. 3. P. 65–84.

126.                       Goldschmid B., Gоldschmid M. L. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. 2. P. 15–32.

127.                         Huсzуnsкi A. Enciclopaedia of Management development Methode. England; Aldershot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983. 339 p.

128.                     Modular programme for supervisory development / J. Prokopenko, J. White,

L. Bittel, R. Eckles. — Switzerland, Geneva: Introduction and Trainer Guide, 1981. Vol. 3.

129.                     Оwens G. The Module in «Universities Quarterly» // Universities Quarterly. Hihger education and society. Vol. 25. 1. Р. 20–27.

130.                        Postlethwait S. N. Time for Microcourses? // The Library College Journal. 1969. Vol. 2. 2.

131.                      Pоst1ethwait S. N., Russell J. D. Minicourses the style of the Future in

«Modulis» (Comission on Undergraduate Education in the Biological Sciences), 1971.

132.                        Prоkоpenkо J., Вitte1 L. A Modular Course Format for Supervisory Development // Training and Development Journal, 1981.

133.                       Russel J. D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota.: Burgess Publishing Company, 1974. 164 p.

134.                       Sime M. The Elements of a Teaching System. Teaching Machines and Programming. — Oxford-London-Edinburgh: Pergammon Press, 1964.

135.                      Juceviciene P., Lapeika S. Modulinis mokymas // Mokslas ir technika. 1988. 77. P. 18.

136.                      Pedagogika / В. Bitinas, V. Rajeckas, J. Vaitkevicius, Z. Bajoruna. V.: Mokslas, 1981. 368 p.

137.                     Rudnianskis J. Kaip mokytis? 2-asis leid. K.: Sviesa, 1981. 230 p.

138.                     Simaska K. Universitetas, studentas, studijos. V.: VVU, 1976. 124 p.

139.                    Stulpinas T. Didaktikos principai. — V.: LTSR Aukst. ir spec vid. mokslo min- ja. 1979. 73 p.

140.                     Tarptautiniu zodziu zodynas. V.: Vyr. enciklopediju red., 1985. 528 p.

141.                     Vaitkevicius J. Mokymo procesas: monografija. K.: Sviesa, 1985. 167 p.


 

142.                     Скачано с www.znanio.ru