Общепедагогические методы обучения детей с нарушениями слуха

  • docx
  • 04.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Общепедагогические методы обучения детей.docx

 

Общепедагогические методы обучения детей

с нарушениями слуха

 

 

В современной общей дидактике разработаны различные типы классификаций методов обучения, выполненных по разным основаниям. Представим основные из них в сводной таблице.

Таблица 15

Классификации методов обучения

Основания построения

классификации

Наименования групп методов

Источник знания:

слово

образ

действие

 

словесные

наглядные

практические

Логика обучения

(изложения материала и восприятия учеником)

индуктивные и дедуктивные

аналитические и синтетические

аналогии и др.

синтетические

Дидактические цели

организации учебной деятельности

контроля и оценки

стимулирования

Способ педагогического руководства

под непосредственным руководством учителя

самостоятельная работа

Характер познавательной деятельности

объяснительно-иллюстративные (даются готовые знания для понимания и запоминания)

репродуктивные (готовые знания целенаправленно закрепляются на практике)

проблемное изложение

частично-поисковые

исследовательские

Исчерпывающую характеристику каждой из классификаций можно извлечь из работ:

-       Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. , 1985.

-       Лернер, И. Я. Методы обучения [Текст] / И. Я. Лернер // Дидактика средней школы. – М. , 1982.

-       Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. [Текст] / В. И. Загвязинский. – М. , 2001.

Классифицируемый фонд конкретных методов обучения, имеющихся в распоряжении современной общей педагогики, весьма стабилен по составу; появление какого-либо нового метода – событие в общей дидактике (например, разработка методов проблемного обучения, программированного обучения в 1960-1980-х гг.). При проектировании учебного процесса на этапе выбора методов обучения каждый конкретный метод должен быть «просвечен» учителем с позиций (по основаниям) всех существующих классификаций. Например, объяснение – это словесный метод, который может быть построен по логике дедуктивной подачи учебной информации, относится к методам организации учебной деятельности, может быть проблемным по характеру организуемой познавательной деятельности учащихся, встроен в учебный процесс под непосредственным руководством учителя. Только при таком многомерном, голографическом подходе учитель может наиболее глубоко оценить возможности метода и его композиционные свойства.

Каковы критерии отбора методов обучения на этапе проектирования учебного процесса, урока? В общей дидактике такими критериями являются следующие положения.

1.   Принципы обучения.

2.   Цели и задачи обучения, вообще и на данном этапе в частности.

3.   Содержание и методы данной науки и данного предмета.

4.   Учебные возможности школьников: возрастные, физические, психические, уровень подготовленности.

5.   Индивидуальность самого учителя.

Данные общедидактические критерии регулируют выбор методов и в специальной педагогике. Вместе с тем, коррекционно-педагогический процесс требует видоизмененной иерархии критериев: одним из приоритетных оснований для выбора методов становится учет особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии, определяемых структурой дефекта, компенсаторными возможностями, спецификой сенсорной сферы, уровнем интеллектуального  и речевого развития. 

Наиболее продуктивной для практической специальной педагогики представляется целостно-деятельностная классификация по целям обучения, предложенная еще в 1980-е гг. Ю. К. Бабанским [5]. Арсенал методов, охваченных данной классификацией, отбирается, композиционно сочетается и применяется в специальной педагогике со значительным своеобразием, определяемым проблемами дизонтогенеза конкретной категории детей, в том числе неслышащих детей.  

По целям обучения в классификации Ю. К. Бабанского выделяются три группы методов: методы организации учебной деятельности, методы стимулирования, методы контроля и оценки.