Общепедагогические методы обучения детей
с нарушениями слуха
В современной общей дидактике разработаны различные типы классификаций методов обучения, выполненных по разным основаниям. Представим основные из них в сводной таблице.
Таблица 15
Классификации методов обучения
Основания построения классификации |
Наименования групп методов |
Источник знания: слово образ действие |
словесные наглядные практические |
Логика обучения (изложения материала и восприятия учеником) |
индуктивные и дедуктивные аналитические и синтетические аналогии и др. синтетические |
Дидактические цели |
организации учебной деятельности контроля и оценки стимулирования |
Способ педагогического руководства |
под непосредственным руководством учителя самостоятельная работа |
Характер познавательной деятельности |
объяснительно-иллюстративные (даются готовые знания для понимания и запоминания) репродуктивные (готовые знания целенаправленно закрепляются на практике) проблемное изложение частично-поисковые исследовательские |
Исчерпывающую характеристику каждой из классификаций можно извлечь из работ:
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. , 1985.
- Лернер, И. Я. Методы обучения [Текст] / И. Я. Лернер // Дидактика средней школы. – М. , 1982.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. [Текст] / В. И. Загвязинский. – М. , 2001.
Классифицируемый фонд конкретных методов обучения, имеющихся в распоряжении современной общей педагогики, весьма стабилен по составу; появление какого-либо нового метода – событие в общей дидактике (например, разработка методов проблемного обучения, программированного обучения в 1960-1980-х гг.). При проектировании учебного процесса на этапе выбора методов обучения каждый конкретный метод должен быть «просвечен» учителем с позиций (по основаниям) всех существующих классификаций. Например, объяснение – это словесный метод, который может быть построен по логике дедуктивной подачи учебной информации, относится к методам организации учебной деятельности, может быть проблемным по характеру организуемой познавательной деятельности учащихся, встроен в учебный процесс под непосредственным руководством учителя. Только при таком многомерном, голографическом подходе учитель может наиболее глубоко оценить возможности метода и его композиционные свойства.
Каковы критерии отбора методов обучения на этапе проектирования учебного процесса, урока? В общей дидактике такими критериями являются следующие положения.
1. Принципы обучения.
2. Цели и задачи обучения, вообще и на данном этапе в частности.
3. Содержание и методы данной науки и данного предмета.
4. Учебные возможности школьников: возрастные, физические, психические, уровень подготовленности.
5. Индивидуальность самого учителя.
Данные общедидактические критерии регулируют выбор методов и в специальной педагогике. Вместе с тем, коррекционно-педагогический процесс требует видоизмененной иерархии критериев: одним из приоритетных оснований для выбора методов становится учет особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии, определяемых структурой дефекта, компенсаторными возможностями, спецификой сенсорной сферы, уровнем интеллектуального и речевого развития.
Наиболее продуктивной для практической специальной педагогики представляется целостно-деятельностная классификация по целям обучения, предложенная еще в 1980-е гг. Ю. К. Бабанским [5]. Арсенал методов, охваченных данной классификацией, отбирается, композиционно сочетается и применяется в специальной педагогике со значительным своеобразием, определяемым проблемами дизонтогенеза конкретной категории детей, в том числе неслышащих детей.
По целям обучения в классификации Ю. К. Бабанского выделяются три группы методов: методы организации учебной деятельности, методы стимулирования, методы контроля и оценки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.