1
Общешкольное родительское собрание
(19 классы)
«Жестокое обращение с детьми».
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей,
посмотреть поновому на использование наказаний, переосмыслить их.
Задачи: познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами
жестокого обращения с детьми, их последствиями;
осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению
взаимопонимания и взаимоуважения.
обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся "Насилие и дети", подготовка
памяток и минианкет для родителей.
Уважаемые родители! У учителей школы, нет никаких сомнений в том, что вы
любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в
тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения,
а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого
тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного
ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор.
Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров.
Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного
обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый
ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить
здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его
прочнее; детей продавали и покупали.
К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории
России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия.
По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста
становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух
миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних
становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для
10% детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь
самоубийством. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от
родителей.2
Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между
близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какойлибо
ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и
привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления,
запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
•
•
•
•
•
со стороны мужа по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
со стороны старших детей по отношению к младшим;
со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или
престарелым родственникам.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Жестокое обращение с детьми
это любая форма плохого
обращения. Это когда:
Ребёнка лишают родительской ласки
Ребёнка не слушают
Не заботятся о его здоровье
Манипулируют ребёнком
Не считают нужным отправлять его в школу
Ребёнку показывают порнографические материалы
Ребёнка оставляют без присмотра
Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют
Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.
Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми,
являются:
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся
от одного поколения к другому;
нежелательный ребёнок;
постоянные супружеские конфликты;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из
мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого
человека и пр./3
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными
нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических
повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это:
удары по лицу;
тряски, толчки;
затрещины,
удушения,
пинки;
заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
избиение ремнём, веревками;
нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той
или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или
хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со
стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка
нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к
социализации.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие
достоинство ребенка;
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или
другими значимыми взрослыми;
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.
Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести
«Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части
биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка
издевается над любимым внуком.
Следующий вид насилия пренебрежение нуждами ребенка –
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) это
отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих,
элементарной заботы о ребёнке.4
Пренебрежение – это:
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания,
одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может
стать жертвой несчастного случая.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия
или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие
рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего
происходит в семьях, где:
патриархальноавторитарный уклад;
конфликтные отношения между родителями;
мать ребенка чрезмерно занята на работе;
ребенок долгое время жил без родного отца;
вместо родного отца отчим или сожитель матери;
мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в
больнице;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия
нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному
развитию.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье:
развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой
направленностью;
агрессивное, преступное поведение детей;
злоба и ненависть к старшим;
сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других
детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Ребёнок, подвергшийся насилию:
накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;
становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;
подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;5
снижаются его способности /успеваемость/
склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;
у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего
дня.
Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в
целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Назовём
их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Гражданский кодекс
РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ»,
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за
воспитание детей – родители или образовательное учреждение?
Ответ: В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что родители являются первыми
педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития ребёнка.
В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится: «При осуществлении родительских
прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью
детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с
детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний:
штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы…
обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов…
исправительные работы на срок до двух лет…
принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать
определенные должности…
лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые
должности…
По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические
наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а
остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?
Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя?
Прислушаемся к советам психологов.6
Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самогосамого. Так не бывает, чтобы
человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это
не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в
твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася
«сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он
справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда
не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об
успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька
из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии
вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно чтонибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие
фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые
родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы
99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая
вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо
и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства
присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без
свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут
малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа:
1. Слово.
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние
прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит
нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам,
поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше
ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей.
Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не
кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то,
что хотите.7
Обращение: Посмотрите вокруг, если Bы видите:
РЕБЕНКА, который: побирается;
который грязно или не по сезону одет;
который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
который не посещает школу и т. п.
Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая:
ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
жестоко с ним обращается.
Если вам известны ФАКТЫ:
вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и
наркотических веществ;
ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Звоните!!!
Отдел опеки и попечительства по Луховицкому муниципальному району
6332472, 89258959229
Уполномоченный по правам ребенка в Луховицком районе 6321864
Комиссия по делам несовершеннолетних 6321755
МКОУ Орешковская ООШ 63380
Существует также:
Единый общероссийский номер
на помощь детям
«телефон доверия»
тел. 88002000122
Звонок осуществляется бесплатно
с любых телефонов
Допускал ли ктонибудь когданибудь по отношению к вам жестокое
В заключительной части моего выступления мне хотелось бы вас познакомить с
результатами анонимного анкетирования, проведённого с вашими детьми на тему:
«Насилие и дети». Анкетирование было предложено учащимся 23 классов, 59
класс. В анкетировании приняли участие 87 человек.
1.
отношение? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить
/39% да, 55% нет; 6% затрудняюсь ответить; в 89 кл. вариант а указали более
69%/
2. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников?
а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/5.5% да, физическое; 32% да, эмоциональное, 62,5% нет/8
3. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны учащихся
старше вас? а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/15% а; 19% б; 66% в/
4. Испытывали ли вы жестокое отношение к себе дома?
а) да, физическое; б) да, эмоциональное; в) нет.
/4,5% а; 3,5% – б; 92% в/
5. Пытались ли вы защитить себя? а) да; б) нет; в) не испытывал.
/53% а; 15% б; 32% в/
6. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся жестоком отношении к вам?
а) друзьям; б) родителям; в) учителю; г) брату или сестре; д) медработнику;
ж) никому; з) затрудняюсь.
/ 54% б; 6% а; 42% ж, з; причём, 89 кл. 61,5%/
7. Хотели бы вы, чтобы родители обнимали вас, говорили ласковые слова?
а) да; б) нет; в) не знаю.
/80% а; 1,1% б; 18,9% в; 89 кл. почти 31% дали ответ – в; 69% а/
Выводы делайте сами. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно
уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание –
процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.
Заключительная часть
Индивидуальная работа родителей.
1 Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и
написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей,
а в другой – которыми ругают.
Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось
больше, и сделайте для себя выводы.
2. Минианкета «Общение детей и родителей в лицах»
С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время
общения с вами?
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и
расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый
дорогой подарок!9
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия
и игнорирования остаются на всю жизнь!