Мост понимания

  • Педсоветы
  • docx
  • 08.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема для обсуждения с педагогами на педсовете: Мост понимания, в целях профилактики конфликтов между учителями и учащимися.
Иконка файла материала Мост понимания.docx

Мост понимания:

как избежать конфликтов с учениками

Уважаемые коллеги, я очень рада вас видеть отдохнувших, посвежевших, похорошевших и соскучившихся по работе. Давайте немного пообщаемся, а для начала я вам предлагаю придумать название к этой картинке. (ответы коллег)

На самом деле эту картинку по моему запросу сгенерировал искусственный интеллект как постер для фильма, который мы сейчас с вами посмотрим. А называется он «Елена Юрьевна, к доске!». Как вы думаете, о чём этот фильм? (ответы коллег)

Это фильм из программы фестиваля «Взрослеем вместе», давайте посмотрим, а потом обсудим.

-Как вы считаете, какова основная мысль этого фильма? (ответы коллег)

-Какие чувства и мысли вызвал у вас сон главной героини? (ответы коллег)

-Поделитесь, пожалуйста, какие меры и стратегии поддержки вы используете в отношении учеников, испытывающих трудности с выполнением домашних заданий? (ответы коллег)

-Можете ли вы рассказать о случае из вашей практики, когда поддержка ученика привела к значительным улучшениям в его учёбе или жизни? (ответы коллег)

-В конце фильма парень прячет веревку в бардачок…такой неоднозначный финал, лично для меня, по крайней мере, как вы думаете, что этим хотели сказать создатели фильма? (ответы коллег)

Предлагаю в продолжении нашего разговора обсудить важную и актуальную тему, касающуюся нашего взаимодействия с учащимися — тему "Мост понимания". Конфликты в образовательном процессе не редкость, а их возникновение чаще всего негативно сказывается как на учебном процессе, так и на эмоциональном климате в классе.

Готовясь к нашей встрече, я нашла слова директора научно- методического центра психоанализа Малышева, который говорит, что „Конфликт — это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины.“

Так каковы же причины, опираясь на свой опыт, скажите, пожалуйста, по каким причинам чаще всего могут возникать конфликты между учителем и учащимся? (ответы коллег) Низкая успеваемость ученика по предмету. Нарушение правил поведения в школе. Одаренность. Проблемы в семье. Субъективные причины (личная неприязнь к человеку).

Я добавлю еще несколько:

- **Несоответствие ожиданий**: Ученик может ожидать, что тема будет объяснена проще, а учитель надеется на более глубокое понимание изложенного им материала.
- **Эмоциональная реакция**: Нагрузки и стрессы, которые испытывают как учащиеся, так и учителя, могут приводить к вспышкам эмоций, что увеличивает вероятность конфликтов.
**Различное понимание событий и их причин** (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями.

Чтобы избежать конфликтов, нам следует строить мост понимания с нашими учениками. Для этого необходимо учитывать несколько ключевых принципов:

- **Эмпатия**. Старайтесь поставить себя на место ученика, понять его чувства и переживания - это может помочь в разрешении конфликтной ситуации.
- **Активное слушание**. Важно не только слушать, но и слышать. Покажите ребенку, что вы понимаете его точку зрения, даже если на не совпадает с вашей. Используйте для этого вербальные и невербальные сигналы, чтобы подтвердить, что вы его слышите. «Слушать» и «слышать» — не одно и тоже. Большинство людей рождаются способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не требующий сознательных усилий от человека. Слышать — это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное.
- **Открытость**. Создайте атмосферу, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли и переживания, не боясь осуждения. Чувство безопасности может значительно снизить уровень конфликтов.

Теперь, когда мы разобрались с причинами конфликтов и принципами построения моста понимания, давайте рассмотрим несколько практических шагов, которые помогут нам предотвратить конфликты:

1. Спокойный, доброжелательный, уверенный тон. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» вашим спокойствием.

2. Борьба с негативными эмоциями по отношению к другим людям. Вы – не роботы, вы тоже имеете право испытывать все эмоции, негативные в том числе. Но всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями. (старайтесь ставить себя на место другого человека, чтобы понять мотив его поступков, это поможет смягчить ваши чувства)

3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок. Избегайте жёсткой критики. Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личности и работу в целом.

например, учащийся сдал домашнее задание, выполненное неправильно.

Положительное начало: я вижу, что ты выдержал все нормы оформления работы.

Далее, конкретизируем проблему: тем не менее задания выполнены с ошибками, ты ответил не на все вопросы.

и далее предлагаем решение: чтобы исправить это, я рекомендую тебе…

завершить беседу следует на оптимистичной ноте: я верю, что если ты приложишь немного больше усилий, то обязательно справишься.

4. Не сравнивайте! Никогда не следует сравнивать учащегося с другими, более лучшими, даже если это его брат или сестра.

5. Создавайте здоровую учебную среду. Создавайте благоприятную атмосферу на своих уроках: установите чёткие правила, желательно совместно с учащимися, тогда они будут чувствовать себя ответственными и вовлеченными, относитесь к каждому ученику справедливо и беспристрастно, обеспечьте атмосферу, где они смогут выражать свои мысли и эмоции без страха осуждения.

Конфликты — это неотъемлемая часть нашего общения, но с помощью "моста понимания" мы можем минимизировать их количество и их последствия. Понимание, эмпатия и открытость — это те инструменты, которые помогут нам строить крепкие и доверительные отношения с нашими учениками.

Напоминаю, что два года назад мы приняли с вами антибуллинговую хартию, основные установки, которые касаются учителей перед вами. Статья 3 данной хартии посвящена педагогическим работникам в школе, в ней сказано, что педагоги не должны:

         допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников;

         допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося;

         проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным, национальным, расовым, гендерным, имущественным или иным признакам;

         применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия, совершенные одним учащимся;

         призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся;

         чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их межличностные отношения и чувства в присутствии других учащихся;

         давать прозвища и клички учащимся;

         подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или любом другом аспекте;

         применять меры наказания к учащимся в присутствии других учащихся;

         пренебрежительно относиться к отдельным учащимся;

         культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархического взаимодействия;

         игнорировать оскорбления в отношении себя;

         поддерживать или признавать нормой ситуацию травли;

         совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса, признанных таковыми в соответствии с настоящей Хартией.

Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — это важный момент в недопущении конфликтных ситуаций.

Благодарю вас за внимание, есть какие-то мысли по этой теме, которые хочется озвучить?


 

Посмотрите также