Мост понимания:
как избежать конфликтов с учениками
Уважаемые коллеги, я очень рада вас видеть отдохнувших, посвежевших, похорошевших и соскучившихся по работе. Давайте немного пообщаемся, а для начала я вам предлагаю придумать название к этой картинке. (ответы коллег)
На самом деле эту картинку по моему запросу сгенерировал искусственный интеллект как постер для фильма, который мы сейчас с вами посмотрим. А называется он «Елена Юрьевна, к доске!». Как вы думаете, о чём этот фильм? (ответы коллег)
Это фильм из программы фестиваля «Взрослеем вместе», давайте посмотрим, а потом обсудим.
-Как вы считаете, какова основная мысль этого фильма? (ответы коллег)
-Какие чувства и мысли вызвал у вас сон главной героини? (ответы коллег)
-Поделитесь, пожалуйста, какие меры и стратегии поддержки вы используете в отношении учеников, испытывающих трудности с выполнением домашних заданий? (ответы коллег)
-Можете ли вы рассказать о случае из вашей практики, когда поддержка ученика привела к значительным улучшениям в его учёбе или жизни? (ответы коллег)
-В конце фильма парень прячет веревку в бардачок…такой неоднозначный финал, лично для меня, по крайней мере, как вы думаете, что этим хотели сказать создатели фильма? (ответы коллег)
Предлагаю в продолжении нашего разговора обсудить важную и актуальную тему, касающуюся нашего взаимодействия с учащимися — тему "Мост понимания". Конфликты в образовательном процессе не редкость, а их возникновение чаще всего негативно сказывается как на учебном процессе, так и на эмоциональном климате в классе.
Готовясь к нашей встрече, я нашла слова директора научно- методического центра психоанализа Малышева, который говорит, что „Конфликт — это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины.“
Так каковы же причины, опираясь на свой опыт, скажите, пожалуйста, по каким причинам чаще всего могут возникать конфликты между учителем и учащимся? (ответы коллег) Низкая успеваемость ученика по предмету. Нарушение правил поведения в школе. Одаренность. Проблемы в семье. Субъективные причины (личная неприязнь к человеку).
Я добавлю еще несколько:
- **Несоответствие ожиданий**: Ученик может ожидать, что тема будет объяснена проще, а
учитель надеется на более глубокое понимание изложенного им материала.
- **Эмоциональная реакция**: Нагрузки и стрессы, которые испытывают как
учащиеся, так и учителя, могут приводить к вспышкам эмоций, что увеличивает
вероятность конфликтов.
**Различное понимание событий и их причин** (конфликт «глазами учителя»
и «глазами ученика» видится по разному), поэтому учителю не всегда удается
понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями.
Чтобы избежать конфликтов, нам следует строить мост понимания с нашими учениками. Для этого необходимо учитывать несколько ключевых принципов:
- **Эмпатия**. Старайтесь поставить себя на место ученика, понять его
чувства и переживания - это может помочь в разрешении конфликтной ситуации.
- **Активное слушание**. Важно не только слушать, но и слышать. Покажите
ребенку, что вы понимаете его точку зрения, даже если на не совпадает с вашей.
Используйте для этого вербальные и невербальные сигналы, чтобы подтвердить, что
вы его слышите. «Слушать» и «слышать» — не одно и тоже. Большинство людей
рождаются способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не
требующий сознательных усилий от человека. Слышать — это процесс, в ходе
которого мы стремимся понять и запомнить услышанное.
- **Открытость**. Создайте атмосферу, где учащиеся могут свободно выражать свои
мысли и переживания, не боясь осуждения. Чувство безопасности может значительно
снизить уровень конфликтов.
Теперь, когда мы разобрались с причинами конфликтов и принципами построения моста понимания, давайте рассмотрим несколько практических шагов, которые помогут нам предотвратить конфликты:
1. Спокойный, доброжелательный, уверенный тон. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» вашим спокойствием.
2. Борьба с негативными эмоциями по отношению к другим людям. Вы – не роботы, вы тоже имеете право испытывать все эмоции, негативные в том числе. Но всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями. (старайтесь ставить себя на место другого человека, чтобы понять мотив его поступков, это поможет смягчить ваши чувства)
3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок. Избегайте жёсткой критики. Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личности и работу в целом.
например, учащийся сдал домашнее задание, выполненное неправильно.
Положительное начало: я вижу, что ты выдержал все нормы оформления работы.
Далее, конкретизируем проблему: тем не менее задания выполнены с ошибками, ты ответил не на все вопросы.
и далее предлагаем решение: чтобы исправить это, я рекомендую тебе…
завершить беседу следует на оптимистичной ноте: я верю, что если ты приложишь немного больше усилий, то обязательно справишься.
4. Не сравнивайте! Никогда не следует сравнивать учащегося с другими, более лучшими, даже если это его брат или сестра.
5. Создавайте здоровую учебную среду. Создавайте благоприятную атмосферу на своих уроках: установите чёткие правила, желательно совместно с учащимися, тогда они будут чувствовать себя ответственными и вовлеченными, относитесь к каждому ученику справедливо и беспристрастно, обеспечьте атмосферу, где они смогут выражать свои мысли и эмоции без страха осуждения.
Конфликты — это неотъемлемая часть нашего общения, но с помощью "моста понимания" мы можем минимизировать их количество и их последствия. Понимание, эмпатия и открытость — это те инструменты, которые помогут нам строить крепкие и доверительные отношения с нашими учениками.
Напоминаю, что два года назад мы приняли с вами антибуллинговую хартию, основные установки, которые касаются учителей перед вами. Статья 3 данной хартии посвящена педагогическим работникам в школе, в ней сказано, что педагоги не должны:
— допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников;
— допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося;
— проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным, национальным, расовым, гендерным, имущественным или иным признакам;
— применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия, совершенные одним учащимся;
— призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся;
— чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их межличностные отношения и чувства в присутствии других учащихся;
— давать прозвища и клички учащимся;
— подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или любом другом аспекте;
— применять меры наказания к учащимся в присутствии других учащихся;
— пренебрежительно относиться к отдельным учащимся;
— культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархического взаимодействия;
— игнорировать оскорбления в отношении себя;
— поддерживать или признавать нормой ситуацию травли;
— совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса, признанных таковыми в соответствии с настоящей Хартией.
Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — это важный момент в недопущении конфликтных ситуаций.
Благодарю вас за внимание, есть какие-то мысли по этой теме, которые хочется озвучить?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.