Песочная терапия

  • Педсоветы
  • pptx
  • 15.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений
Иконка файла материала презентация песочная терапия.pptx

Бахарева Галина Николаевна педагог-психолог КГБОУ школа 3

Песочная терапия

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Сакович Н.А. отмечает преимущества
песочной терапии:
Способствует процессу индивидуализации
Освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, восприятие и актуализирует воспоминания
Создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, невербальным и вербальным
Обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути
Позволяет снять контроль сознания
Является естественным языком для детей
Не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов.

"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К.Г. Юнг

Орлинкова Н.В.описывает случаи, когда песочная терапия не рекомендуется:
для клиентов, страдающих аллергией на пыль и мелкие частицы.
для клиентов, имеющих легочные заболевания.
для клиентов , при наличии у них, кожные заболеваний и порезов на руках.
для клиентов с выраженными агрессивными и психотическими реакциями

Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей; инструмент развития познавательной сферы детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.

Sandplay с большой буквы «S» - это классическая форма юнгианской песочной терапии
Sandplay с маленькой «s» -
это различные модификации
метода
(песочная терапия в контексте
арт-терапии, сказки на песке,
дидактические программы
на песке, медитации на песке)

Существует принятая в Сан-Франциско (1995) следующая классификации песочной терапии:

Развивающий и коррекционный эффект достигается за счет пластических свойств песка, который способствует тактильной стимуляции, развитию мелкомоторных движений, увеличению манипулятивных комбинаций и речевому (звуковому) сопровождению игрового или образовательного процесса. 

во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать
во-вторых, в песочнице развивается «тактильная» чувствительность
в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика,
в-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

I МОТИВАЦИОННЫЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ
(автор- минский психолог и арт-терапевт Е.Тарарина)
Упражнение «Песочная гора»
Цель: знакомство с песком, формирование интереса к процессу песочной терапии
Перед участником располагается по 200 гр песка или манки. Участнику предлагается создать из своего песка/манки высокую гору.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: знакомство с песком,
формирование
интереса к процессу
песочной терапии

Упражнение «Расписная тарелка»
Цель: формирование доверия к песку, развитие мелкой моторики
Участнику необходимо создать из кучки песка блинчик, толщиной в мизинчик. А затем дается возможность пальчиками расписать песочную тарелку.
«Сделай по образцу»
Цель: исследование обучаемости
Психолог совершает действия с песком, задача ребёнка - четко повторять его действия.

II «ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ» (Е.Тарарина)
«Круги»
Цель: развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия
Участники набирают в оба своих кулака песок и, посыпая его на поверхность ватмана, рисуют песком 2 круга одновременно обеими руками.
«Что пропало?»
Цель: развитие памяти
Найденные участником 7 фигурок (предварительно спрятанные психологом в песке) раскладываются на поверхности песка, участнику предлагается внимательно рассмотреть предметы и запомнить их. Затем, когда участник отворачивается, психолог убирают один из предметов. Участнику необходимо назвать, какую фигурку психолог убрал с поверхности песка.

Таким образом, метод песочной терапии является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Посмотрите также