Как вы понимаете суть высказывания.
«Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор).
Ответ.
Данное высказывание посвящено проблеме взаимосвязи, взаимозависимости между различными культурными традициями, осуществления диалога культур. Люди издревле контактировали друг с другом и обменивались различными культурными достижениями. Одновременно с этим всегда был важен и актуален вопрос, как сохранить своеобразие национальной культуры, как не допустить агрессивного вторжения иных культурных традиций.
Материальная форма включает в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Материальная культура | Духовная культура |
статуя
Обычаи и традиции
законы
Паровая машина
украшение
Нормы морали
книга
Создана разумом и существует в нашем сознании
Нематериальная культура, связанная с идеями
Идея создания паровой машины
Все вещественное созданное человеческими руками
храм
Материальная культура | Духовная культура |
украшение
храм
книга
Паровая машина
статуя
Все вещественное созданное человеческими руками
законы
Создана разумом и существует в нашем сознании
Нормы морали
Обычаи и традиции
Нематериальная культура, связанная с идеями
Идея создания паровой машины
Положительные черты | Отрицательные черты |
Заполните таблицу положительных и отрицательных черт по вашему мнению
характерных для массовой культуры.
Положительные и отрицательные черты массовой культуры.
Иногда мы можем услышать утверждения о том, что элитарная культура может легко взаимодействовать с массовой культурой.
Ответ.
1. Сфера кинематографа - малоизвестный режиссер, снимавший только арт-хаус фильмы, снял блокбастер.
2. Сфера музыки - музыкальные обработки классической музыки возглавили топ-чарты радиостанций и продаж
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны:
1. Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений
2. Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс
3. Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства
4. Произведения массовой культуры, как правило, анонимны
5. Произведения народной культуры нередко передаются устно
1, 3, 5
ТЕСТ
Чем различаются субкультура и контркультура? Можно ли относить нецензурные выражения к контркультуре?
Ответ.
Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями (движение хиппи в США). Это главное отличие субкультуры и контркультуры.
Нецензурные выражения можно отнести к контркультуре.
Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:
ТЕСТ
Постижение культуры обязательно требует от человека:
ТЕСТ
Отметьте верные суждения
ТЕСТ
Установите соответствие между элементами культуры и ее видами
ТЕСТ
Духовная
Материальная
песня
норма
медаль
карета
карнавал
телефон
Отличительной чертой элитарной культуры является:
ТЕСТ
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
ТЕСТ
Найдите произведения народной культуры
ТЕСТ
Массовая культура в отличие от элитарной:
ТЕСТ
Культура социальной группы, которая проявляет себя в особых чертах поведения и сознания людей, называется:
ТЕСТ
Задание
1. Посмотрите видеофрагмент.
2. Определите форму культуры данного видеопримера. Аргументируйте своё мнение.
3. Приведите не менее 3-х примеров взаимодействия форм культуры.
Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.
Гарретт — немецкий скрипач-виртуоз, работающий в музыкальном направлении, синтезирующем классическую музыку с джазом и роком, кантри и фольклором. Музыкальная композиция «Palladio» написана американским композитором Карлом Дженкинсом, который одновременно сочиняет джаз, этнические композиции и стилизации на классическую музыку.
Дополнительная информация
Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сформировалось оно в XX веке, одновременно с обществом массового потребления и производства. В 1895 году был изобретён кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем слоям общества, затем появилось радио, телевидение, тиражирование записей на различных видах носителей, Интернет. Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за счёт рекламы.
В настоящее время термин «массовая культура» заменён понятием «поп - культура». Массовой культуре противопоставляется элитарная культура (от фр. Elite –«лучшее», «избранное»). Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.
Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Данная форма культуры способствует появлению уникальных произведений искусства.
К элитарной культуре относятся фильмы Ф. Феллини, А. Тарковского, А. Куросавы, картины П. Пикассо, С. Дали, К. Малевича, М. Шагала, музыка А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ф. Дюваля, романы М. Пруста и Дж. Джойса, балетное и оперное искусство.
В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая её часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает её жизнь, ценности и воззрения. Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор.
Вопросы по горизонтали:
1. Функция культуры, осуществляющая передачу и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
2. Неотъемлемой частью данной формы культуры является реклама.
Вопросы по вертикали:
3. Форма культуры, включающая в себя результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.
4. Система ценностей, установок моделей поведения, присущих большой социальной группе.
5. К данной форме культуры относятся фильмы Ф. Феллини, А. Тарковского, А. Куросавы, картины П. Пикассо, С. Дали, К. Малевича, М. Шагала, музыка А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ф. Дюваля, романы М. Пруста и Дж. Джойса, балетное и оперное искусство.
6. Функция культуры, осуществляющая усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
7. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Коммуникативная
2. Массовая
По вертикали:
3. Духовная
4. Субкультура
5. Элитарная
6. Познавательная
7. Контркультура
1. Ознакомьтесь с приведенными ниже изображениями объектов археологического наследия города Ростова-на-Дону. Подумайте, почему государство прилагает огромные усилия для сохранения и восстановления памятников культурно-исторического наследия? Представьте ваш ответ в виде тезисов и запишите их в рабочих тетрадях.
2. Используя открытые источники информации, найдите и занесите в тетради не менее 10-ти значимых памятников культуры федерального уровня.
Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.