Обществознание. Формы культуры

  • pptx
  • 23.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы культуры.pptx

Как вы понимаете суть высказывания.
«Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор).

Ответ.
Данное высказывание посвящено проблеме взаимосвязи, взаимозависимости между различными культурными традициями, осуществления диалога культур. Люди издревле контактировали друг с другом и обменивались различными культурными достижениями. Одновременно с этим всегда был важен и актуален вопрос, как сохранить своеобразие национальной культуры, как не допустить агрессивного вторжения иных культурных традиций.

Материальная форма включает в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Духовная – результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.
Другими словами материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали, философии, мифологии и др.

Материальная культура

Духовная культура




статуя

Обычаи и традиции

законы

Паровая машина

украшение

Нормы морали

книга

Создана разумом и существует в нашем сознании

Нематериальная культура, связанная с идеями

Идея создания паровой машины

Все вещественное созданное человеческими руками

храм

Материальная культура

Духовная культура




















украшение

храм

книга

Паровая машина

статуя

Все вещественное созданное человеческими руками

законы

Создана разумом и существует в нашем сознании

Нормы морали

Обычаи и традиции

Нематериальная культура, связанная с идеями

Идея создания паровой машины

Положительные черты

Отрицательные черты

Заполните таблицу положительных и отрицательных черт по вашему мнению
характерных для массовой культуры.
Положительные и отрицательные черты массовой культуры.

Иногда мы можем услышать утверждения о том, что элитарная культура может легко взаимодействовать с массовой культурой.

Ответ.
1. Сфера кинематографа - малоизвестный режиссер, снимавший только арт-хаус фильмы, снял блокбастер.
2. Сфера музыки - музыкальные обработки классической музыки возглавили топ-чарты радиостанций и продаж

Элитарная



Народная



Массовая

Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны:
1. Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений
2. Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс
3. Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства
4. Произведения массовой культуры, как правило, анонимны
5. Произведения народной культуры нередко передаются устно

1, 3, 5

ТЕСТ

Чем различаются субкультура и контркультура? Можно ли относить нецензурные выражения к контркультуре?

Ответ.
Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями (движение хиппи в США). Это главное отличие субкультуры и контркультуры.

Нецензурные выражения можно отнести к контркультуре.

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:
1. открытие меж­ду­на­род­но­го конкурса пианистов
2. выставка художников-авангардистов
3. фестиваль ре­клам­ных роликов
4. переиздание детектива-бестселлера
5. премьера филь­ма ужасов
6. областной смотр фольк­лор­ных коллективов
3, 4, 5

ТЕСТ

Постижение культуры обязательно требует от человека:
1. высшего образования;
2. устойчивого материального положения.
3. посещения концертов и музеев;
4. самостоятельных духовных усилий;

4

ТЕСТ

Отметьте верные суждения
1. К духовной сфере жизни общества относятся нации и межнациональные отношения.
2. К духовной сфере жизни общества относится все, созданное человечеством.
3. Характерными элементами духовной сферы жизни обществ являются искусство, учреждения культуры
4. Характерным элементом духовной сферы жизни общества является отношение людей к власти.
5. К духовной сфере жизни общества относятся наука и научные учреждения.

ТЕСТ

Установите соответствие между элементами культуры и ее видами

ТЕСТ

Духовная

Материальная

песня

норма

медаль

карета

карнавал

телефон

Отличительной чертой элитарной культуры является:
1. необходимость специальной подготовки для восприятия
2. ориентация на широкую публику
3. способность приносить прибыль
4. сложность содержания
5. ограниченность национальными рамками

ТЕСТ

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1. анонимность произведений
2. фольклорный коллектив
3. героический эпос
4. коллективность творческого процесса
5. народная культура
5

ТЕСТ

Найдите произведения народной культуры
1. песня о Стеньке Разине
2. песни-колядки
3. исторический роман
4. школьные анекдоты
5. бразильский сериал

1, 2

ТЕСТ

Массовая культура в отличие от элитарной:
1. создается с опорой на художественный образ
2. имеет коммерческую направленность;
3. отвечает вкусам большинства людей
4. адресована узкому кругу людей
5. требует от ее потребителей специальной подготовки
2, 3

ТЕСТ

Культура социальной группы, которая проявляет себя в особых чертах поведения и сознания людей, называется:
1. письменной культурой
2. субкультурой;
3. народной культурой;
4. обычаем;

2

ТЕСТ

Задание
1. Посмотрите видеофрагмент.
2. Определите форму культуры данного видеопримера. Аргументируйте своё мнение.
3. Приведите не менее 3-х примеров взаимодействия форм культуры.

Все формы и на­прав­ле­ния культуры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты элитарной куль­ту­ры вполне могут стать ча­стью культуры массовой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры массовая и народная.
Гарретт — немецкий скрипач-виртуоз, работающий в музыкальном направлении, синтезирующем классическую музыку с джазом и роком, кантри и фольклором. Музыкальная композиция «Palladio» написана американским композитором Карлом Дженкинсом, который одновременно сочиняет джаз, этнические композиции и стилизации на классическую музыку.
Дополнительная информация
Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сформировалось оно в XX веке, одновременно с обществом массового потребления и производства. В 1895 году был изобретён кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем слоям общества, затем появилось радио, телевидение, тиражирование записей на различных видах носителей, Интернет. Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за счёт рекламы.
В настоящее время термин «массовая культура» заменён понятием «поп - культура». Массовой культуре противопоставляется элитарная культура (от фр. Elite –«лучшее», «избранное»). Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.
Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Данная форма культуры способствует появлению уникальных произведений искусства.
К элитарной культуре относятся фильмы Ф. Феллини, А. Тарковского, А. Куросавы, картины П. Пикассо, С. Дали, К. Малевича, М. Шагала, музыка А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ф. Дюваля, романы М. Пруста и Дж. Джойса, балетное и оперное искусство.
В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая её часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает её жизнь, ценности и воззрения. Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор.

Кроссворд

Вопросы по горизонтали:
1. Функция культуры, осуществляющая передачу и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
2. Неотъемлемой частью данной формы культуры является реклама.
Вопросы по вертикали:
3. Форма культуры, включающая в себя результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.
4. Система ценностей, установок моделей поведения, присущих большой социальной группе.
5. К данной форме культуры относятся фильмы Ф. Феллини, А. Тарковского, А. Куросавы, картины П. Пикассо, С. Дали, К. Малевича, М. Шагала, музыка А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ф. Дюваля, романы М. Пруста и Дж. Джойса, балетное и оперное искусство.
6. Функция культуры, осуществляющая усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
7. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.

Кроссворд

По горизонтали:
1. Коммуникативная
2. Массовая

По вертикали:
3. Духовная
4. Субкультура
5. Элитарная
6. Познавательная
7. Контркультура

1. Ознакомьтесь с приведенными ниже изображениями объектов археологического наследия города Ростова-на-Дону. Подумайте, почему государство прилагает огромные усилия для сохранения и восстановления памятников культурно-исторического наследия? Представьте ваш ответ в виде тезисов и запишите их в рабочих тетрадях.
2. Используя открытые источники информации, найдите и занесите в тетради не менее 10-ти значимых памятников культуры федерального уровня.

Домашнее задание

Парамоновские склады

Гостиница «Московская»