Тема 1.2. Мышление и деятельность человека (4 часа)
Сущность и структура деятельности.
Деятельность человека и активность животных. Внутренняя и внешняя структура деятельности (1 час)
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
ЗАДАНИЯ
1. Используя текст учебника и знания курса, объясните смысл терминов , обозначающих структурные элементы деятельности человека.
Объект - __________________________________________________________
Субъект - __________________________________________________________
Потребность - _____________________________________________________
Мотив - ___________________________________________________________
Интерес - _________________________________________________________
Цель - ___________________________________________________________
Способ - _________________________________________________________
Средство - ______________________________________________________
Результат - ____________________________________________________
2. Врач оказывает медицинскую помощь пациенту. Средство данной деятельности –
1) врач 2) пациент 3) медицинское оборудование 4) диагноз
3. Установите соответствие между признаками и видами деятельности человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
|
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
А) символизм, наличие воображаемой обстановки
|
1) труд |
Б) получение практического полезного результата
|
2) познание |
В)использование необходимой информации
|
3) игра |
Г) нацеленность на получение новой информации
|
4) и труд, и познание, и игра |
Д) возможность коллективных действий
|
|
Е) общение в процессе деятельности
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
4. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы?
Ф.Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».
И. Гёте: «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
У. Теккерей: «Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу».
5.
Документ
Из работы современного российского психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности». Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале - сознание, потом - деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это процесс и что её можно наблюдать со стороны или уж, во всяком случае, «изнутри» -- глазами самого человека. Всё так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой цели... Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость... Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо... процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»... вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности... И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности…
Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь... Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществленных действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.
Вопросы и задания к документу
1. Опираясь на текст источника, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов различных видов деятельности.
2. Найдите в тексте источника строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?
Эталоны ответов
Задание 1
Объект - Это явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность.
Субъект - Особь, которая совершает какие-нибудь действия над предметом.
Потребность - Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Мотив - Причины выдвигания определённой цели или причины действия человека таким, а не иным образом.
Интерес - Это внимание, возбуждаемое чем-либо значительным, привлекательным, выгодным.
Цель - Это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Способ - Это алгоритм действий, направленных на достижение результата.
Средство - Это ресурс, помогающий в достижении результата.
Результат - Материальные или духовные блага, полученные в ходе деятельности.
Задание 2
3)
Задание 3
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3) |
|
1) |
2) |
4) |
4) |
Задание 5
1) субъект - это автор деятельности; тот, кто совершает какую-то деятельность. Объект - это "мишень" деятельности; та или ина вещь, на которую эта деятельность направлена. Например, пилот управляет самолётом. Субъект - пилот, объект - самолёт.
2) Деятельность - это сама по себе сложная самоорганизующаяся система, которая может видоизменяться и корректироваться в зависимости от нацеленности на результат, от тех или иных "вех" при достижении определённой цели.
3) "вначале – сознание, потом – деятельность". Деятельность - это работа ума, сознания, когда человек видит цель и выполняет какую-то работу для её достижения. Сначала - осознать цель, потом - сделать.
ТЕСТЫ
1. Какой из признаков деятельности характерен и для животного и для человека?
1) носит продуктивный, творческий, созидательный характер
2) деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры и преобразует сам организм, его способности, потребности, условия жизни
3) формируется и развивается в обучении и воспитании
4) инстинктивно приспосабливает организм к окружающей среде
2. Верно ли следующее высказывание: «Деятельность, в отличие от поведения, всегда целенаправленна, активна, организованна, систематична, нацелена на создание определенного продукта» ?
1) верно
2) неверно
3) верно отчасти
4) указанные признаки всегда характерны для поведения
3. Что из перечисленного не входит в понятие «деятельность»?
1) мотив
2) цель
3) темперамент
4) средства
4. То, на что направлена деятельность, называется
1) субъектом
2) объектом
3) результатом
4) поведением
5. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования
1) потребность
2) деятельность
З) действие
4) поведение
6. Вставьте пропущенное слово:
«Развиваясь, _____________________________________человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит «в уме», где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их образы. Внутренняя______________________________планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется».
Ответ:_________________________________________________________
7. Какие из перечисленных типов потребностей американский психолог А. Маслоу относит к вторичным (приобретенным) потребностям? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) духовные
2) физиологические
3) экзистенциальные
4) социальные
5) престижные
Ответ:__________________________
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ответ |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
деятельность |
1,4,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.