Общие правила правописания сложных слов.

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Общие правила привописание сложных слов.docx

Тема. Общие правила правописания сложных слов.

ЦЕЛИ: повторить основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных; научить ориентироваться в многообразных явлениях письма, находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы; пользоваться основными способами проверки написания; воспитывать умение актуализации полученных знаний; воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

ХОД ЗАНЯТИЯ                                                                                                                                          I. Слово учителя.

II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. (10 мин.)

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. (8 мин.)

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –

 столетие –

 юго-запад –

 полночь –

 лейб-гвардия –

 социал-демократия –

 вице-президент –

 литературоведение –

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (10 мин.)

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).

Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).

Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).

Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, № 39, стр.118, учебник Грекова В. Ф. (5 мин).

Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (37 мин.)

Работа с раздаточным материалом (см. приложение к уроку). Задания выполняются по вариантам.

Задание № 1 – 6 вариантов. (12 мин.)

 Задание 2, 3 – 2 варианта. (12 мин.)

Работа с текстом. Учебник Грекова В. Ф., упр. 212. (13 мин.)

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Текст № 9, стр. 33. ( в книге “Русский язык. 10 класс. Тесты”. (15 мин.)

IX. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)

Учебник Розенталя, теория № 24.

Упр. № 157.

X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

 

Распределите по группам сложные прилагательные:                                                1 вариант – прилагательные, образованные от сложных существительных;                    2 вариант – прилагательные, образованные от слов, связанных подчинительной связью;                                                                                                       3 вариант – прилагательные, образованные от слов, связанных сочинительной связью;                                                                                                                 4 вариант – прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся через дефис;                                                                                                                              5 вариант – прилагательные, обозначающие оттенки цветов;                                                               6 вариант – прилагательные, образованные от сложных существительных.     Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.                                                                                               (Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.