Общий план и программа аудита

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 03-11.docx

Общий план и программа аудита

В соответствии с ННА №9 «Планирование аудита» и САЭ З00 «Планирование» предусмотрено составление двух документов: общего плана и программы аудита.

Общий план аудита разрабатывают по форме, приведенной в приложении к ННА №4 «Договор на проведение аудита». Объем этого документа зависит от объема и сложности аудита. Общий план аудита разрабатывается настолько детально, что аудитор имеет возможность благодаря ему подготовить конкретную программу аудита. В свою очередь, программа аудита, ее содержание и размер зависят от размера, вида и специфики предприятия, условий договора на проведение аудита, а также особенностей методики и техники, которые аудитор использует во время проверки.

Во время разработки общего плана аудитор осуществляет анализ следующих вопросов:

1. Понимание аудитором бизнеса клиента:

—  главных факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия;

— важнейших характеристик деятельности предприятия, его организационной структуры, процесса производства, предоставления услуг, финансового состояния, а также порядка его отчетности, включая изменения, которые возможно имели место после проведения предыдущего аудита;

—  распределение обязанностей между руководством предприятия.

2. Понимание учета и системы внутреннего контроля:

—   методологии и принципов бухгалтерского учета, которые применяются

       бухгалтерией предприятия;

—   возможного эффекта в изменении учетной политики предприятия;

—   знание аудитором вопросов бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, которые могут быть использованы аудитором в тестах оценки надежности внутреннего контроля предприятия и в независимых аудиторских процедурах.

З.  Определение рисков и существенности:

—   оценка аудитором риска внутреннего контроля — эффективности системы внутрихозяйственного контроля предприятия, т. е. ее возможности предупреждать и выявлять ошибки на предприятии;

—   определение границы существенности ошибок для целей аудита по каждому виду операций;

¾      вероятность наличия существенных ошибок в учете, которая оценивается аудитором с учетом проверки за предыдущий период и выявленные им прежде ошибки;

¾       определение сложных бухгалтерских операций.

4. Виды, время и полнота процедур:

¾      существование возможностей оперативного внесения изменений в отдельные направления аудита;

¾      влияние информационных технологий на процесс аудита;

¾      работа внутренних аудиторов предприятия и возможное ее влияние на аудиторские процедуры внешних аудиторов.

5. Координация, руководство, сопровождение и надзор:

¾      участие в аудите других аудиторов, аудиторских фирм (проверка другими аудиторами дочерних предприятий, филиалов и отделений главного предприятия);

¾      участие   в   аудите   экспертов   и   других   специалистов,   не   являющихся аудиторами;

¾      местонахождение подразделений предприятия;

¾      подбор исполнителей аудита и распределение между ними обязанностей с учетом их профессиональных способностей и стажа работы.

6.        Возможность оперативного включения в программу аудита в конце аудиторской проверки   вопросов   непрерывности  деятельности   предприятия, исходя   из предположения, что его деятельность будет продолжаться в ближайшее время.

7.        Условия,   которые   требуют   повышенного   внимания   аудитора, например, существование    родственных   (связанных)    сторон.    Порядок определения родственных сторон приводится в ННА №19 «Родственные стороны».

В составе общего плана должна быть информация о составе аудиторской группы, соподчиненности ее членов, о проведении инструктажа; проверке качества работы аудиторов и т. п.

Если проверка проводится не впервые, изучаются материалы предыдущей проверки, обсуждаются с клиентом изменения, которые произошли в деятельности предприятия и в системе учета, его проблемы, оцениваются действия клиента относительно устранения недостатков и выполнения рекомендаций предыдущего аудитора.

План желательно согласовать с руководством клиента. Это позволит согласовать аудиторские процедуры с деятельностью персонала предприятия.

 

Ориентировочная последовательность составления плана аудита

Виды работ

Приблизительные сроки выполнения

Исполнители

Договоренность, предшествующая контракту

1.  Одобрение заказчика и заключение договора

2.  Ознакомление с особенностями деятельности клиента и состоянием отрасли

 

 

Уровень I

1.   Изучение результатов предшествующего аудита

2.   Оценка    финансовых    показателей   деятельности    за предшествующий период

3.   Расчет предшествующего бюджета времени

 

 

Уровень II

1. Встреча с заказчиком

 

 

2.   Корректировка вопросов, поставленных перед аудитором

3.   Подготовка   программы    промежуточных  аудиторских процедур

 

 

Уровень III

1.   Аудиторская проверка

 

 

Уровень IV

1.    Аудиторский отчет (информация клиенту)

 

 

Уровень V

1.   Аудиторское заключение

 

 

Для выполнения плана аудитор должен подготовить в письменной форме программу аудиторской проверки с определением конкретных задач и процедур для каждого объекта аудита. Ее разрабатывают с момента конкретизации общего плана аудита в соответствии с приложением к ННА №4 «Договор на проведение аудита».

Программа аудита - это детальный перечень содержания аудиторских процедур.

Программа должна быть настолько детализированной, чтобы можно было ее использовать в качестве инструкции для исполнителей аудита, принимающих участие в проверке, а также должна являться средством контроля за работой исполнителей аудита. Программа содержит перечень объектов аудита по его направлениям, а также время, которое необходимо на каждое направление аудита или аудиторскую процедуру.

Аудитор утверждает программу, определяя существенность по процедурам аудита, объект аудита по каждому вопросу в отдельности и масштаб проверки.

Программа оформляется в виде таблицы по каждому объекту проверки в отдельности, подписывается руководителем группы аудиторов или руководителем аудиторской фирмы.

Аудит всех операций предприятия осуществляется путем использования необходимых аудиторских тестов, выборочной проверки бухгалтерских регистров, счетов, первичной документации с учетом определенного аудитором уровня существенности ошибок по каждому объекту проверки. Даже, если аудитор будет проверять все операции всплошную, это не даст достаточной гарантии выявления абсолютно всех существенных ошибок, потому что в значительной степени выявление существенных ошибок зависит от уровня профессиональной подготовки аудитора и его осведомленности о деятельности предприятия.

Программа может включать следующие объекты аудита:

1.      Основные сведения о предприятии.

2.      Правовые основы деятельности предприятия:

-         правовой анализ учредительных документов;

-         наличие  государственных разрешений на проведение отдельных видов
деятельности.

3.           Оценка действующей системы учета и внутреннего контроля:

-         уровень автоматизации бухгалтерского учета;

-         проверка бухгалтерской компьютерной программы на предмет вероятности
допущения ею ошибок в учете;

-         организация   бухгалтерского   учета   в   соответствии   с   действующими
требованиями;

-         соблюдение принятой методологии отражения отдельных хозяйственных операций;

-         оценка действующей системы внутреннего контроля;

правильность выведенных результатов по проведенным инвентаризациям.

4.   Проверка учета основных средств:

-         правильность оценки и постановки на учет;

-         анализ выбытия основных средств;

-         правильность отображения капитального ремонта;

-         правильность начисления амортизации;

-         правильность     проведения     индексации     балансовой     стоимости     и
начисленного износа;

-         правильность отражения в учете стоимости основных средств, принятых
или переданных в финансовую аренду.

5.   Проверка учета нематериальных активов:

-         состав нематериальных активов, обоснованность отнесения объектов к их
составу, документальное обоснование;

-         правильность оценки;

-         правильность начисления износа.

6.   Учет капитальных затрат и оборудования:

-         документальное обоснование;

-         правильность оценки;

-         наличие  необходимых разрешений  органов  государственной  власти  на
строительство,    реконструкцию    производства,    на    внедрение    новых
технологий.

7.   Учет финансовых вложений в другие предприятия:

-         состав и структура финансовых вложений;

-         правильность оценки;

-         источники  приобретения  ценных  бумаг  и  отражение  в учете  средств,
использованных на финансовые вложения;

-         правильность сохранения ценных бумаг, оплата услуг депозитария, наличие
депозитарного договора;

-         проценты.

8.   Производственные запасы:

-         правильность оценки;

-         подтверждение остатков запасов;

-         порядок списания запасов на производство.

9.   Валовые затраты, затраты производства и обращения:

-         правильность и своевременность отнесения к валовым затратам платежей и
начислений;

-         калькуляция себестоимости продукции;

-         правильность оценки незавершенного производства.

10.  Готовая продукция:

-         правильность оценки стоимости запасов готовой продукции.

11.  Товары:

-         организация учета;

-         правильность расчета и списания торговой наценки;

-         правильность отображения в учете переоценки и уценки остатков товаров.

12.  Дебиторская задолженность:

-         оценка операций, которые проводились предприятием;

-         оценка реальности задолженности;

-         наличие безнадежности по получению дебиторской задолженности;

-         проведение встречных проверок задолженности;

13. Учет заемных средств:

-            реальность кредиторской задолженности;

-            банковские кредиты и прочие заемные средства;

-            учет долгосрочных и краткосрочных займов банков;

-            соблюдение порядка отображения в учете затрат, связанных с эмиссией
ценных бумаг;

-            виды облигаций, цель выпуска, сроки погашения и т. д.;

-           формирование    и    источники    выплаты    процентов    по    облигациям,
источники погашения облигаций.

14. Денежные средства:

-           соблюдение действующих норм ведения наличных операций;

-           наличие банковских счетов;

-           состав прочих денежных средств;

-           получение от банка информации об остатках на счетах клиента;

-           внутренний контроль за проведением денежных операций.

15. Реализация:

-           методы учета реализации готовой продукции, обеспечение неизменности
определенных методов на протяжении отчетного периода;

-           учет реализации при осуществлении внешнеэкономических операций;

-           оценка системы внутреннего контроля за соблюдением установленного
порядка реализации продукции (товаров, работ, услуг);

-           соблюдение порядка учета и реализации налоговых накладных;

-           правильность ведения книги учета продаж;

-           правильность оформления и ведения инвентаризаций товаров в пути;

-           наличие необходимых разрешений и лицензий на право осуществления
хозяйственной деятельности.

16. Уставный капитал:

-           организация аналитического учета;

-           соблюдение   действующего   порядка   увеличения   уставного   капитала,
проведение эмиссий акций;

-           обоснованность оценки взносов в виде нематериальных активов;

-           организация учета бланков строгой отчетности.

17. Налогообложение предприятия:

-           определение перечня налогов подлежащих уплате предприятием;

-           выборочная       проверка       правильности       расчетов,       полноты       и
своевременности уплаты налогов;

-           налогообложение сумм начисленных и выплаченных дивидендов.

18. Фонды специального назначения (ФСН):

-           состав ФСН;

-           обоснованность формирования и использования;

-           проверка правильности начисленных резервов и фондов.

19. Валовый    доход,    скорректированный    валовый    доход,    прибыль    и    ее
распределение:

-           своевременность и полнота отображения в бухгалтерском учете валовых
доходов, правильность корректирования на сумму валовых затрат;

-           своевременность и полнота отображения в учете эмиссионного дохода;

-           правильность оформления балансовой прибыли;

-           состав внереализационных доходов и затрат;

-           соблюдение    установленного    предприятием    порядка    распределения
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

-           правильность расчета дивидендов;

-           правильность отображения в учете курсовых разниц по операциям с
иностранной валютой.

20. Бухгалтерская отчетность:

-           соответствие     показателей     бухгалтерской     отчетности     результатам
синтетического и аналитического учета;

-           правильность заполнения форм бухгалтерской отчетности.

21. Консультационные   услуги   и   рекомендации   по   устранению   недостатков,
аудиторское заключение.

На протяжении всей проверки общий план и программу аудита пересматривают и уточняют, учитывая изменение условий направлений и объектов аудита, получения неожиданных аудитором результатов и пр. Действия или мотивы, побудившие аудитора внести изменения в общий план и программу аудита оформляются документально.


 

Посмотрите также