Обследование артикуляционного аппарата ребенка
Оценка 4.7

Обследование артикуляционного аппарата ребенка

Оценка 4.7
docx
14.04.2020
Обследование артикуляционного аппарата ребенка
Обследование артикуляционного аппарата ребенка.docx

Обследование артикуляционного аппарата ребенка

 

Обследование жевательно - артикуляционных мышц

         Многие дети, разговаривая, не открывают рот достаточно широко, произносят звуки, как бы процеживая их сквозь зубы. Важно выяснить, чем вызвано такое произношение: закрепившейся привычкой, обычным стеснением, поражением жевательных мышц или какой-то другой причиной. Обследование проводится в несколько этапов.

         Задание 1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении счет от 1 до 30.

         Обратите внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть недвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок пожалуется на усталость, боль в области скул.

         Задание 2. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс движений 5 раз.

         Задание 3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

         Задание 4. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

         Задание 5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Задвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

         Как правило, дети справляются со всеми заданиями. Если ребенок не может их выполнить:

Ø предложите ему откусить очень большой кусок яблока, обращая внимание, насколько широко ребенок способен открыть рот;

Ø помогите малышу рукой, обернутой марлевой салфеткой, выполнить необходимые движения.

Обследование мимико-артикуляционных мышц

         Это обследование необходимо при «маскообразном» лице, при наличие парезов лицевой мускулатуры, встречающихся у детей с ДЦП, с дизартрией  у пациентов с гипертрофией мышц артикуляционного аппарата.

         В результате данного обследования логопед сможет получить представление работе мышц, окружающих ротовую щель, которые принимают участие в  артикуляции звуков и обеспечивают выразительность речи.

         Задание 1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счёт 1 до 3.

         Задание 2. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть  рот и удерживать положение под счет от 1 до 5.

         В упражнении принимают участие мышцы рта, губ, щек, лба, подбородка.

         Задание З. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

         Задание 4. Широко раскрыть глаза, зафиксировать положение под счет от 1 до 3, затем закрыть как можно плотнее (зажмурить), зафиксировать положение под счет от 1 до 3.

         Задание 5. Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

         Задание 6. Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.

         Задание 7. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Задание 8. Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Задание 9. Поочередно поднимать левую и правую щеки. Повторить 5 раз.

         Если задание у ребенка не получается, логопед предлагает помощь: придерживает рукой одну щеку, стараясь удержать ее в неподвижном положении, а другую подтягивает вверх.

         Проверьте реакцию ребенка на вашу помощь, а также обратите внимание на состояние его мышц под вашими руками — напряжены они или вялы, пассивны.

         Целесообразно использовать отраженное повторение: логопед показывает, что нужно делать, ребенок ему подражает.

Обследование мышц языка

         В логопедической практике встречаются различные поражения мышц языка. Язык бывает неспокойным, напряженным, лежит бугром, постоянно оттягиваясь в глубь рта, что свидетельствует о выраженном повышении мышечного тонуса языка. Произношение звуков носит нечеткий, смазанный характер. Приподнятая к твердому нёбу спинка языка приводит к смягчению согласных.

         Нарушение тонуса мышц левой или правой половины языка, ведет к постоянному отклонению языка в одну сторону. Вследствие такого поражения боковой край языка пропускает воздушную струю, образуется «хлюпающий» (боковой) призвук.

         При пониженном мышечном тонусе, язык тонкий, распластанный. Ребенок испытывает сложности при воспроизведении и удержании артикуляционной позы, долго не ощущает положение языка во рту; наблюдается слюнотечение. В зависимости от степени поражения мышц слюнотечение может возникать только во время речи или отмечаться постоянно и быть обильным.

         Нарушения артикуляции могут быть вызваны изменением мышечного тонуса. В этом случае характерным будет непостоянство искажений, замен пропусков звуков.

         Бывает, что ребенок правильно произносит отдельные звуки, но в общем потоке речи их не употребляет, так как одно положение мышц языка не успевает смениться другим. Быстрое утомление приводит к утрате точности, соразмеренности движений, к трудностям в чередовании артикуляционных поз.

         Язык — важный для диагностического обследования орган. Помимо информации, необходимой логопеду для его непосредственной работы, он дает ценные сведения о характере и степени поражения других органов человека.

         В языке можно выделить: заднюю (корень), среднюю, переднюю (кончик) части, боковые края подъязычные области. Кончик языка отражает состояние легких и сердца, тело языка (средняя и задняя части) — селезенки и желудка, корень языка — почек. Боковые области говорят о работе печени и желчного пузыря, а подъязычные — иммунной системы, поджелудочной, щитовидной, паращитовидной желез, надпочечников, яичников.

         Форма и цвет языка могут указывать на те или иные заболевания. Отекший язык умеренных размеров с отпечатками зубов по краям сигнализирует о нарушении функций почек и селезенки. Тонкий бледный язык — о нарушении кровеносной системы. По качеству налета на языке можно судить о состоянии желудка. Так, большое количество белого налета свидетельствует о поражении желудка и кишечника, липкий налет — о задержке пищи в желудке, плохой работе тонкого кишечника.

         По степени влажности языка делают вывод о состоянии жидкости в теле: если язык влажный и блестящий, то в организме все в норме.

         Обследование мышц языка проводится постепенно. Крайне важно положительно оценивать усилия ребенка. Если он расстраивается из-за неудачно выполненного задания, похвалите за старание, приободрите его. Ни в коем случае не давайте негативных оценок: это отрицательно скажется на настроении малыша и на результатах дальнейших занятий с ним.

         Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Если ребенок не справляется с заданием, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Ø используйте сопряженное (совместно с логопедом) или отраженное (вслед за логопедом) повторение, выполняя задание перед большим зеркалом, чтобы ребенок мог видеть себя и вас и с помощью зрительного контроля корректировать ошибки по ходу выполнения задания;

Ø предложите ребенку произнести «вялым» языком ВЯ — БЯ — БЯ или пошлепать язык губами, стараясь его «расширить», а затем закусить зубами. Эти приемы позволят языку расслабиться и «расшириться»;

Ø предложите ребенку улыбнуться и протяжно произнести звук И. Язык при этом непроизвольно расширится, и вы увидите, какая его сторона более сохранна.

         Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Если задание не получается:

Ø используйте сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль (перед зеркалом);

Ø попросите ребенка дотянуться кончиком языка до шарика, смазанного сиропом шиповника.

 

         Задание 3. Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким — лопатой, то узким — жалом. Повторить 5 раз. Во время выполнения задания язык в рот не убирать.

         Задание трудное, но сразу показывает способность мышц языка сокращаться и расширяться.

         Если задание не получается:

Ø используйте сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль;

Ø воспользуйтесь шпателем и вилочковым зондом: шпателем распластайте язык, затем зондом нажмите на его кончик, что вызовет резкое сокращение мышц.

         Задание 4. Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. повторить 5 раз.

         Язык высовывается изо рта с уже готовой установкой (направленностью не только мышц языка, но и губ, щек.

         Задание 5. Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать в глубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

         Если задание не получается:

Ø используйте сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

Ø предложите ребенку произнести звук К (если он у него сохранен), в это время пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, подтолкните язык в глубь рта.

         Задание 6. Открыть рот, отодвинуть язык назад к глотке, затем резко выдвинуть вперед между зубами. При включении голоса слышится сочетание звуков КЫЛ. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

         Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернуть его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

         Если задание не получается:

Ø используйте сопряженное и отраженное повторение, зрительный;

Ø попросите ребенка дотянуться кончиком языка до шарика, смазанным сиропом шиповника;

Ø используйте механическую помощь: рукой, обернутой марлевой салфеткой, помогите ребенку выполнить движения, а заодно проверьте сокращаемость и растяжимость мышц языка.

         Задание 8. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижние заднюю часть языка поднять вверх, коснуться мягкого нёба, затем опустить оставить лежать спокойно. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

         Упражнение рекомендуется выполнять перед зеркалом, подражая логопеду. Если возникают трудности, нажмите пальцами на среднюю часть спинки языка и отодвиньте ее назад, при этом задняя часть поднимется вверх.

         Задание 9. Присосать спинку языка к нёбу; удерживая язык в таком положении, закрывать и открывать рот 5 раз.

         Задание 10. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка сильно выдвинуть и высунуть изо рта как можно дальше (кончик языка остается на месте). Затем, не отрывая кончика языка от зубов, уложить язык во рту и удерживать его в спокойном состоянии. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

         Задание 11. Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

         В случае неудачи предложите ребенку приклеить кусочек конфеты-  тянучки за верхние зубы, что поможет языку непроизвольно подняться и присосаться к нёбу.

         Обратите внимание: если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше 11 заданий, то речь может идти о патологии мышц языка.

         Задание 12. Открыть рот, высунуть широкий язык, достать им до верхней губы. Затем втянуть язык в рот так, чтобы он своей верхней частью коснулся верхних зубов и нёба. Потом, загнув кончик языка вверх, прижать его к мягкому нёбу. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

         Задание 13. Открыть рот, кончиком языка упереться в верхние резцы, затем присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

         Если задание не получается:

Ø используйте сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

Ø используйте механическую помощь: пальцем или зондом поддержите язык около подъязычной уздечки.

         Задание 14. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю десну, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась твердого нёба. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Затем присосать спинку языка к нёбу.

         Задание 15. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

         Если задание не получается, возьмите кончик языка пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, и помогите выполнить движения.

         Задание 16. Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны‚открывать и закрывать рот 5 раз.

         Задание 17. Открыть рот, сделать язык широким. Поочередно поднимать к верхней губе и опускать к нижней, затем к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней деснам. Наконец, высунуть язык изо рта как можно дальше и тянуть его к носу, подбородку.

         Если задание не получается:

Ø используйте сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

Ø попросите ребенка дотянуться языком до шарика, смазанного сиропом шиповника;

Ø используйте механическую помощь: возьмите пальцами, обернутым марлевой салфеткой, язык за боковые края и, придан нужную форму, поднимайте и опускайте его.

         Задание 18. Широко открыть рот, высунуть язык, зажать его зубами. Оставшуюся снаружи часть поднимать и опускать 5 раз. Убрать язык в рот и там поднимать и опускать его 5 раз. Затем, открыв рот, поочередно ставить кончик языка на верхнюю и нижнюю губу; на верхнюю и нижнюю десну; на твердое нёбо.

         Задание 19. Приоткрыть рот, высунуть широкую переднюю часть языка, подуть на кончик языка. (для контроля за воздушной струей держите ватку около кончика языка.) Зажать зубами боковые края и переднюю часть языка. Кончиком языка выполнять движения вверх — вниз 5 раз.

         Задание 20. Открыть рот, кончик языка упереть в нижнюю десну (или губу боковые края прижать к верхним коренным зубам, сделать язык широким, а по середине образовать желобок. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Если задание не получается, помогите ребенку руками.

         Задание 21. Открыть рот, широкую переднюю часть языка прижать к верхней губе, среднюю часть спинки языка опустить. Язык принимает форму «чашечки». Затем втянуть «чашечку» в рот, при этом переднюю часть языка прижать к верхним резцам, боковые края — к верхним коренным зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Задание 22. Приоткрыть рот, плотно прижать боковые края языка к верхним зубам, кончик языка оставить свободным. Поднимать и опускать кончик языка  5 раз. Выполняя движения, касаться верхних и нижних десен.

         Задание. Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала затем нижние зубы.      Движения выполняются в медленном темпе от одного края до другого, кончик языка не отрывается от зубов.

         Задание 24. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц губ

         Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ. При поражении губных мышц артикуляция нарушается, так как движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно-губных смычных согласных (П, П’, Б, Б’, М, М’).

         Задание 1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

         Задание 3. Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно, то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно.

         Когда ребенку не хватает воздуха, он может делать дополнительные вдохи. Если задание не получается, помогите ребенку, придерживая руками губы и один из углов рта.

         Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево. Повторить комплекс движений 5 раз.

         Задание 5. Сжать челюсти, сомкнуть губы, затем растянуть их в улыбке так широко, чтобы резко обозначились носогубные складки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Губы плотно сомкнуты, зубы не видны.

         Задание 6. Сжать челюсти. Нижней губой выполнять движения вправо и влево 5 раз, верхняя — неподвижна. Затем нижнюю губу закусить зубами, а верхней двигать вправо и влево 5 раз.

         Задание 7. Плотно сомкнуть челюсти, набрать воздух и удерживать его под верхней губой под счет от 1 до 5. Такое же задание для нижней губы.

         Задание 8. Сжать челюсти, сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Повторить 3 раза.

         Задание 9. Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.

         Задание 10. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Задание 11. Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц щек

         Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылал ее к глотке.

         Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет до 10.

         Задание 2. Через угол рта подкачать воздух детской спринцовкой. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Щеки надуваются, становятся упругими, при легком нажатии сохраняют способность удерживать воздух.

         Задание З. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5

         Задание 4. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

         Задание 5. Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.

         Логопед гладит мышцы щек, пощипывает их пальцами, но делает это без лишнего силового нажима и наблюдает за реакцией мышц в этот момент. Проверка может выявить повышенное напряжение мышц, иногда оно бывает таким сильным, что ребенок жалуется на боль даже при легком пощипывании. Мышцы могут быть дряблыми (напоминать тряпочки), в таком состоянии они не могут активно участвовать как в звукопроизношении, так и в слюноотделительном процессе, когда нужно помогать другим группам мышц, удерживать и направлять слюну к глотке.

Обследование мышц мягкого нёба

         Чистота речи во многом зависит от работы мышц мягкого нёба. Если имеются дефекты мягкого нёба (малая подвижность, рубцы, парезы, параличи и т.д.), изменяется нормальное соотношение носовой и ротовой полостей, нарушается тембр голоса (часто приобретал носовой оттенок). Кроме того, мышцы мягкого нёба имеют функциональную связь с мышцами гортани, дыхательными мышцами. Изменение положения мягкого нёба влияет на работу голосовых складок, вызывает вялость в работе дыхательных мышц, что отражается на процессе голосообразования.

         Задание 1. Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы.

         Следует соблюдать данную очередность звуков, так как при произнесении звука Ы отмечается более сильный подъем нёбной занавески.

         Задание 2. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А—Ы. Следует обратить внимание на подъем нёба.

         Задание 3. Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ.

         Звук К — заднеязычный, при его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки языка к мягкому нёбу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого нёба, язычка, нёбных дужек, оценить активность мышц глотки.

         Задание 4. Ребенок широко открывает рот. Логопед вилочковым зондом нажимает на мягкое нёбо, на маленький язычок.

         Следует обратить внимание на подвижность мышц указанных органов.

         Задание 5. Ребенок долго дует на свечу. Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы.

         Задание 6. Ребенок закрывает рот. Логопед, вставив в угол рта ребенка кончик спринцовки, подкачивает воздух до полного расширения щек и, предлагает удержать положение как можно дольше.

         Проследите за утечкой воздуха через носовые ходы, приставив ватку или полоску тонкой бумаги к носу ребенка.

         Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.

         Если задание не получается, поднимите мягкое нёбо шариком или зондом. Важно зафиксировать это положение под счет от 1 до З.


 

Скачано с www.znanio.ru

Обследование артикуляционного аппарата ребенка

Обследование артикуляционного аппарата ребенка

Задание 1 . Сморщить лицо и вытянуть губы вперед

Задание 1 . Сморщить лицо и вытянуть губы вперед

Обследование мышц языка

Обследование мышц языка

Так, большое количество белого налета свидетельствует о поражении желудка и кишечника, липкий налет — о задержке пищи в желудке, плохой работе тонкого кишечника

Так, большое количество белого налета свидетельствует о поражении желудка и кишечника, липкий налет — о задержке пищи в желудке, плохой работе тонкого кишечника

Задание 4. Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой

Задание 4. Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой

Упражнение рекомендуется выполнять перед зеркалом, подражая логопеду

Упражнение рекомендуется выполнять перед зеркалом, подражая логопеду

Удерживать положение под счет от 1 до 5

Удерживать положение под счет от 1 до 5

Задание 21. Открыть рот, широкую переднюю часть языка прижать к верхней губе, среднюю часть спинки языка опустить

Задание 21. Открыть рот, широкую переднюю часть языка прижать к верхней губе, среднюю часть спинки языка опустить

Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы

Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы

Задание 4 . Втянуть щеки в ротовую полость между зубами

Задание 4 . Втянуть щеки в ротовую полость между зубами

Задание 4 . Ребенок широко открывает рот

Задание 4 . Ребенок широко открывает рот
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020