|
Обследование мелкой
МОТОРИКИ РУК
( по методике Т. Гризик, Л. Тимощук)
Статические упражнения
Педагог дает образец выполнения каждого упражнения.
При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребенку правильно сложить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно.
1.«Кольцо» - соединить большой иуказательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.
Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребенка.
2.«Коза» -
вытянуть вперед указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы
прижаты боль
шим
пальцем к ладони (под счет до 10).
Выполняется 2-3 раза.
3.«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 8).
Ребенок должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии.
4.«Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и
безымянный
палец прижать большим
пальцем к ладони (под счет до
10).
Выполняется 3-4 раза.
5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряженными (под счет до 10).
6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (подсчет до 10).
Динамические упражнения
Работа с бумагой
7. .Вырезание ножницами.
Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.
Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребенка.
8.Обрывание листа бумаги.
Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.
Это показывает согласованность действий обеих рук.
Тактильные ощущения
Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».
Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.
Цель - выявить, насколько у ребенка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и тд.
9. Узнавание качества предмета.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».
10. Узнавание формы предмета.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
11. Узнавание предмета.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расческу, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Сила тонуса
Упражнения показывают силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.
12. Сжатие двумя руками рук взрослого.
Ребенку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
13. Сжатие руки взрослого одной рукой.
Педагог просит пожать ему руку. Если ребенок праворукий, ему подается правая рука, если леворукий - левая.
Координация движений
14. Вдевание нитки в иголку.
Педагог предлагает ребенку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.
15- Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».
Ребенок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог дает инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...».
Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребенок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счет педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.
16. Упражнение «Коза-заяц».
Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребенок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.
Обследование щепоти
Обследуется щепоть (большой, указательным и средний пальцы, соединенные имеете) ведущей руки: у правшей - правой руки, у левшей - левой.
17. Захват карандаша.
Педагог предлагает ребенку на листе бумаги и разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее десяти). Фиксирует, как ребенок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.
Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:
• как ребенок держит карандаш;
• в какой руке держит карандаш;
• как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);
• как заканчивает линию.
18. Упражнение «Посолим суп».
Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребенок производил движение медленно, как бы растирая комочек соли.
19- Катание шарика.
Упражнение показывает не только согласованность в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.
Ребенок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения -30 сек.
Все полученные данные по обследованию мелкой моторики рук заносятся в таблицу («+» - выполнил задание (1 балл), «- » - не выполнил). Подсчитывается суммарное количество баллов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются подгруппы:
«А» (18-19 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо.
«Б» (15-17 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.
«В» (11-14 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.
«Г» (не больше 10 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстает от возрастной нормы.
С детьми подгрупп «В» и «Г» проводится в дальнейшем индивидуальная работа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.