Обучающая беседа
«Права и ответственность подростка»
Цель: закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.
Задачи:
- обобщение знаний у учащихся о правах, обязанностях и ответственности;
- развитие умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе;
- создание условий для возможности подросткам проявить творческие и аналитические
способности.
План:
1. Мотивация, вводная речь педагога, определение целей и задач.
2. Краткая беседа и викторина.
3. Знакомство с условиями работы в группах.
4. Первый блок " Разминка".
5. Второй блок " Размышление".
6. Третий блок" Познание".
7. Четвертый блок "Творческий".
8. Подведение итогов. Награждение.
Ход занятия:
1. Мотивация, вводная речь, определение целей и задач.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех нас теме. Наша беседа пройдет в творческой игровой форме.
Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как
вы видите, в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права",
"обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои
предположения)
Афоризмы.
1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
(Ответственность)
2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы
нам напоминали о наших ….” Э.Борк (Права, обязанности)
3. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться,
действовать.” П.Коэльо (Ответственность)
4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
( Права, обязанности)
5. ". влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)
- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности",
"ответственность", именно об этих понятиях пойдет наш разговор. Тема его
звучит так: Права, обязанность и ответственность подростка".
2. Краткая беседа и викторина
Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям
норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую
ответственность.
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления
(самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и
гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность —
уголовную, административную, гражданскую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных
Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14
лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные
кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения
относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной
безопасности и др. За административные правонарушения к ответственности
привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение
трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения.
Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Ребята, вы познакомились с видами преступлений несовершеннолетних, которые
совершаются подростками, а также с юридической ответственностью за эти
правонарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить:
«к какому виду ответственности относиться то или иное правонарушение?».
Вопросы викторины:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил
правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться
и др.)
А теперь, ребята, ответьтее на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).
А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Давайте проверим
ваши знания. Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете жетон.
Победитель будет награжден грамотой.
Вопросы викторины.
1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"
Ответ. Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.
2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?
Ответ. Право на защиту закона, на бесплатное образование и медицину, на выбор
вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых, и т.д.
3 вопрос. Какие документы защищают ваши права?
Ответ. Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право,
Семейное право, Уголовное право.
4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14 ти лет?
Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять
трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и
трудового распорядка и трудовым законодательством.
5 вопрос. Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним, вы знаете?
Ответ. Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные
работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.
6 вопрос. Что такое "Комендантский час"?
Ответ. Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в
общественных местах без сопровождения взрослых.
3. Знакомство с условиями работы в группах.
Продолжаем наш классный час. Основная задача нашей встречи закрепить знания о
правах, обязанностях, ответственности подростка. Проявить свои творческие способности.
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. У нас есть блоки, и каждый блок имеет свое название и задание. Прошу не забывать, мы сегодня еще соревнуемся и между группами. За правильный ответ получаете 1 балл. Группа победитель получает грамоту.
Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно.
4. Первый блок " Разминка".
На столе у каждой группы лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова: Права,
обязанности, ответственность. Задача: от слов проведите стрелки и напишите что для вас
значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От группы отвечает 1
человек.
5. Второй блок" Размышление".
Ребята, вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите какие права нарушены.
К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с
ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы
предоставьте одноклассникам. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения
задания. (Время работы 3 минуты)
Для 1 группы
1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему
задали сделать компьютерную презентацию по теме "Дыхание". Вася не стал себя
утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу
другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?
Правильный ответ: Право на авторство
2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без
спросу взял телефон одноклассницы поиграть. Какое право нарушено?
Правильный ответ: Право на собственность другого человека
3 ситуация. Семья пережила сложный период - мать с отцом развелись. Мать усердно не
дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено?
Правильный ответ: Право на общение ребенка с обоими родителями
Для 2 группы
1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать
неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?
Правильный ответ: Право на не разглашение личных данных
2 ситуация. Ученик 8 класса Коля не любит учиться, а любит на уроках громко разговаривать и даже
петь. Какое право человека нарушает Коля?
Правильный ответ: Право на образование
3 ситуация. Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ, а сами
убежали. Дима испугался. Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое
право нарушено?
Правильный ответ: Право на свободу передвижения
Для 3 группы.
1 ситуация Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость. Какое право нарушено?
Правильный ответ: Право на вступление в общественные организации, не
представляющие опасность для жизни подростка
2 ситуация. Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено?
Правильный ответ: Право на получение питания ребенком
3 ситуация. Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят, что он должен вырасти, чтобы иметь свое мнение.
Правильный ответ: Право на высказывание и на свою точку зрения
6. Третий блок “Познание”
Найдите ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.
Для 1 группы
Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям ( ко всем детям).
Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка
Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, но не национальность (на национальность), право знать своих родителей и на их опеку
Для 2 группы
Ст. 9: Ребенок не имеет право (имеет право) поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.
Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения
Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование
Для 3 группы
Ст. 12: Дети не имеют право (имеют право) открыто высказывать свое мнение.
Ст. 14: Дети не имеют право (имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.
Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, но не имеют право ( и имеют право)
вступать в организации или создавать их.
7. Четвертый блок "Творческий".
Задача: выполнить на формате А3 эскиз плаката на тему "Мой выбор, моя
ответственность. Придумать лозунг. Приготовить объяснение тому, что вы изобразили.
Помните - плакат это краткое изображение. Оценивается соответствие теме, быстрота и качество исполнения, убедительность (Время работы 5 минут).
Возможные лозунги:
Требуешь прав своих, не забывай о других.
Права есть так и обязанностей не счесть.
Хочешь счастливо жить, умей другим уступить и т. п.
(В конце блока дети показывают свои плакаты, работы размещаются на доске, зачитывают
свои объяснения.)
8. Подведение итогов. Награждение.
Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания, работу в группе,
умение творчески мыслить. И в заключении я бы хотела, чтобы вы подумали и ответили
на вопрос: «Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои
обязанности и помнить об ответственности?» (Предполагаемый ответ: Чтобы меньше
попадать в неприятные, сложные ситуации.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.