Данный методический материал помогает учащимся изучить структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку, детально ознакомиться с каждой частью указанного вида работы, научиться использовать речевые клише при создании собственного сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Эта таблица станет незаменимой при подготовке к письменным работам в 10-11 классах и к ЕГЭ.
СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
1. Вступление
Виды вступления:
А) вопросноответное единство
Б) цепочка вопросительных предложений.
В) назывное предложение
Г) риторический вопрос
Д) цитата Е) парадоксальное высказывание
Общие сведения о проблеме.
Формулировка проблемы.
Проблема – это сложный вопрос, требующий решения,
исследования.
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики,
идеологии, воспитания, образования.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение,
обсуждение, значение, важность, сложность…какойл.
проблемы.
2. Комментарий (характеристика + актуальность
проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение,
изложение мыслей по поводу сформулированной
проблемы текста.
(сложная, злободневная, актуальная, вечная,
наболевшая, животрепещущая, первоочередная,
неразрешимая общественно значимая, острая,
важная, серьёзная, спорная;
социальная, психологическая, философская,
национальная, политическая, идеологическая)
Насколько проблема злободневна? Что делает её
злободневной?
Как характеризует автора выбор данной проблемы
(настоящий гражданин своего отечества, глубокий
знаток человеческой души)?
3. Авторская позиция это ответ на вопрос,
поставленный в тексте. Что хотел сказать своим
читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную
ситуацию, поступки героев?
Средства выражения авторской позиции
Авторская позиция может проявляться
в положительном (отрицательном, саркастичном,
ироничном, осуждающем, неоднозначном,
небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном
и т.д.) отношении к изображаемому.
4. Моя позиция
Позиция согласия/несогласия.
За. Против
(из
художественной,
Аргумент №1
5.
публицистической литературы – 2 балла)
+ пословицы, поговорки, афоризмы с пояснениями
6. Аргумент №2 (знания и жизненные наблюдения – 1
балл)
+ примеры из жизни, свои наблюдения, пословицы и
поговорки без объяснения, примеры из кинофильмов.
Аргументы – это доказательства, приводимые в
поддержку тезиса.
7. Заключение
(ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ 12 ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Данный текст, написанный (кем?), …
Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства,
мысли, поступки).
В центре внимания автора (находятся)...
Главные усилия автора направлены...
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает,
обсуждает, разрешает) … проблему
Автор уделяет большое внимание ... проблеме.
Какаял. проблема возникает, встает, представляет
интерес, заслуживает внимания
Автор затрагивает проблему...
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей
проблеме…
Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд,
очень злободневна.
Автор привлекает общественное внимание к очень важной
проблеме ...
Затронутая автором проблема имеет многовековую
историю…
Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах,
говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи,
политики, педагоги.
(ИЗ ТЕКСТА 2 ПРИМЕРАИЛЛЮСТРАЦИИ УКАЗАННОЙ
ПРОБЛЕМЫ)
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор убедительно доказывает свою мысль…,
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по
отношению к …
Заставляет читателя самого решать сложные жизненные
вопросы (делать нравственный выбор);
Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
Автор пытается найти в читателе единомышленника;
Автор пытается понять, почему ...;
Изучая проблему, автор приходит к выводу о том, что…
Авторская позиция ясна: …
Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Мне близка позиция автора по отношению к … ;
согласен с автором в том, что… ;
Нельзя не согласиться с автором в том, что… ;
Действительно,
Мне трудно согласиться с утверждением автора о том,
что...
На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том,
что...
Подтверждение этой мысли можно найти в русской
литературе.
Вспомним…
Это подтверждается …
Примером,
послужить…
В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
подтверждающим мою позицию,
может
В заключение хотелось бы отметить...
Обобщая сказанное, можно сделать вывод:… обобщение основных мыслей автора текста;
призыв к читателю;
использование цитат
риторический вопрос
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться с …
Вспомните:… Подумайте:…
Как здесь не вспомнить слова …